Падение Иерусалима является одним из ключевых библейских событий, с которым связаны дальнейшие судьбы народов всего мира. Однако правильны ли распространённые ныне трактовки той описанной в Библии войны?
Изучая эту историю, в первую очередь нужно хотя бы примерно уточнить эпоху, когда всё происходило. Как всегда, лучше всего на это укажут упоминаемые в связи с ней технологии.
Как и в рассмотренной в одной их предыдущих статей в АН легенде о схватке Давида с Голиафом, описание штурма Иерусалима – события «глубокой древности» – содержит чёткие указания на применение огнестрельного оружия – но уже пушек, причём крупного калибра, стенобитных. Что сразу «омолаживает» событие – до 15 века, когда такие орудия только появились.
Наиболее детально о пушках, задействованных при взятии Иерусалима, рассказано в Книге пророка Иезекииля, также такие описания есть и у пророков Иоиля, Амоса, Даниила. Иезекииль, описывая «основных губителей» Иерусалима писал о них как о невиданных чудищах имеющих вид «как будто колесо находится в колесе» (пушечное дуло), и «на земле» перед ними «по четыре колеса» (пушечные колёса). Эти чудища «с места между колесами» бросают «горящие угли» на город – в результате раздаётся «сильный «шум», «образуется облако», «появляется сияние», и происходит «падение стен города».
У Иезекииля момент пушечного выстрела описан и более подробно: «Огонь ходил меж животных, сверкала молния»… «видел я пылающий металл и вид огня внутри него» (Что еще можно увидеть, глядя на металлическое дуло стреляющей пушки?).
Пророк Амос: «…- они молотили город железными молотилами».
Пророк Иоиль: Враги имеют «колесницы, едущие в огненном пламени».
У Иезекииля также сказано что у этих «чудищ» было по «четыре крыла, которыми они накрывались» – для «изрыгания грома» чудища сначала «опускали крылья на землю» (возможно, это было специальные упоры лафета).
И, наконец, у Иезекииля есть очень выразительные описания четырёх разных орудий, задействованных в штурме: «…Четыре животных вышли из огня… У каждого четыре лица» (Известно, что на дулах первых осадных пушек вкруг обычно отливались лики). В данном случае на одной пушке был лик «человека», на другой – «льва», на третьей – «тельца», на четвёртой – «орла».
НАЛИЧИЕ ОГРОМНЫХ ОСАДНЫХ ОРУДИЙ ПРИ ОПИСАНИИ ШТУРМА ГОРОДА, УКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЭТО ПРОИСХОДИЛО НЕ РАНЬШЕ 15 ВЕКА. Но можно указать и точнее, какое событие на самом деле описано в Библии как взятие Иерусалима. ЭТО ОСАДА КОНСТАНТИНОПОЛЯ В 1453 ГОДУ. Именно тогда впервые были применены мортиры особо крупного размера, которые снесли часть крепостных стен столицы Империи, самых высоких и широких для того времени. Этих «чудищ»-пушек было также четыре. Известно, что одну из них звали «Лев» – как и одного из «губителей» Иерусалима.
Есть и другие важные совпадения в обеих историях. Например, посла, принёсшего в Константинополь ультиматум осадного войска, сожгли заживо. А у Иезекииля говорится о смерти Фалтии, одного из князей, «возмутителя и отступник от Бога», дававшему «нечестивый совет народу Иерусалима». Эта смерть – упоминается как грозное знамение того, что теперь может быть истреблен весь народ города.
Также известно, что в Константинополе треть горожан умерли от голодной смерти, обстрелов и при штурме, а треть были уведены в плен, на переселение. В пророчестве же Иезекииля о последствиях осады Иерусалима сказано, что «третья часть жителей умрёт от голода и болезней», а «третью часть развеет по всем ветрам».
Но если в библейской истории о взятие Иерусалима речь идёт о захвате Константинополя – значит, есть возможность и так называемой «обратной интерпретации», т.е., исходя из «незатёртых» ещё «исследователями» деталей библейского описания, можно уточнить историю взятия Константинополя. Так, понятной станет текст из пророчества Даниила, где упоминается ОБ УЧАСТИИ КОРАБЛЕЙ В ЗАХВАТЕ ИЕРУСАЛИМА. Как известно, нынешний Иерусалим находится вдали от моря – в отличие от стоящего на берегу Босфора Константинополя (Стамбула), блокада которого, действительно осуществлялась с помощью флота.
Главным же вопросом, который помогает решить «обратная интерпретация» – это вопрос о том, кто всё-таки взял великий город. Сейчас распространено мнение, что столицу Византии штурмовали только войска османов. Исходя из этого, соответственно можно трактовать и фразу из пророчества Иезекииля: «Пришел царь Вавилонский в Иерусалим и взял царя и князей его и привел к себе в Вавилон» – считая, что под «царём Вавилонским» подразумевается султан. Но это в корне противоречит обоснованным выводам предыдущих статей в АН о том, что царство Вавилонское – это бывший Шумер, южноскифское, а не турецкое царство.
На самом деле, общим знаком, предзнаменовывавшим падение Иерусалима (Константинополя) является «Бурный ветер с севера», «опасность с севера». Указание на север, как на источник опасности для Иерусалима встречается в библейских пророчествах не раз. И это понятно, если признать, что Константинополь взяли (или хотя бы участвовали в штурме) сильные отряды из Руси.
Согласно пророчеству Захарии, пленных из Иерусалима уводят на север: «Вышедшие в землю северную успокоили дух Мой на земле северной», «Эй, эй! Бегите из северной страны». Иоиль: Враги пришли к Иерусалиму с севера.
Некоторые пророки, сочувствуя жителям Иерусалима, рассказывали о северном народе в негативном ключе. Например, пророк Софония подчёркивал, что «Злой народ» находится на севере. А пророк Аввакум вообще не жалел здесь отрицательных эпитетов – он писал, что это «народ жестокий и необузданный», он «страшен и грозен; «от него самого происходит суд его и власть его», он «ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями», «весь он идет для грабежа … забирает пленников как песок», «и над царями он издевается», «и князья служат ему посмешищем», «сила его – бог его».
Однако у других пророков, народ «с севера» описан не как злодей, а как принёсший божье наказание Иерусалиму за грехи. Так, согласно Иезекиилю, царь Вавилонский «волей Господа» был приведён «с полчищами его» «от пределов севера» к Иерусалиму; а вавилонские чудовища (пушки) – это «доказательство славы» Господа. Иезекииль указывал, что город осаждается в соответствии с планом, предоставленным самим Господом.
В уважительных тонах описаны осаждающие и пророком Иоилем, который подчёркивал, что это «народ сильный и многочисленный», он штурмует город, действуя слаженно и четко. Пророк Наум: «Они безопасны (т.е. живут в безопасности) и многочисленны», «купцов у них стало более, нежели звезд на небе».
Так за какие же грехи жители Иерусалима «по воле Господа» наказаны народом «с севера»? Иезекииль: «У ворот, обращенных к северу (то есть в сторону Руси) жителями был поставлен идол ревности» (то есть, видимо, некий Идол, вызывающий возмущение Господа и православного народа), «среди старейшин святилищ – сын Сафанов» (Сатаны); «облако курений среди старейшин», «ветви подносят к носам» (приём наркотиков); «женщины нашивают чародейские мешочки под мышки» (колдовство). Всё это деяния, противные и христианству, и мусульманству. Но они не возбраняются в рамках католической «терпимости», к которой стала сопричастна Византия после заключения УНИИ с католической церковью в 1439 году – незадолго до падения (наказания) Византии в 1453 году.
Грищенко Олег Викторович
Писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.
ЧИТАЙТЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ О.В. ГРИЩЕНКО:
• «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века.
• «Замок у дороги», исторический детектив – о предотвращении покушения во Франции на невесту короля Генриха Анну Ярославну, 11 век.
• «Великая история славянских народов» (совместно с С.В. Супруновым) – славяне и их предки в 9 веке до н.э. – 9 веке н.э.
Книгу «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века, можно приобрести на торговой площадке Ozon:
и на Яндекс Маркет:

