Скоро по дорогам Дании и Швеции будут колесить тысячи новых «Лад». Россия впервые начала экспорт легковых автомобилей в Северную Европу.
Машины Тольяттинского завода всегда шли на экспорт. За 40 лет существования АвтоВАЗ отгрузил за рубеж 1,8 млн. автомобилей. Для сравнения: всего выпустили 28 млн. жигулей и «Лад». Советские жигули собирали в Греции и Финляндии. В конце 1990-х гг. даже хотели открыть сборочное производство в Новой Зеландии, но помешал распад СССР.
Второе дыхание зарубежной сборки пришло в середине 1990-х годов. С 1996 г. заработали сборочные предприятия АвтоВАЗа в Египте, Турции, Эквадоре и Уругвае. В Египте наша «пятёрка» много лет держала звание самой раскупаемой новой легковой машины. В целом завод экспортирует до 150 тыс. машинокомплектов в год, 86 тыс. из них приходится на «Лады», 54 тыс. – на «Нивы». Хотя эта марка официально принадлежит не АвтоВАЗу, а отдельному совместному производству «Дженерал моторс – АвтоВАЗ».
«Лады» и «Нивы» до сих пор поставляют не только в страны третьего мира, но и в Европу. В середине нулевых годов в Германии расходилось до 5 тыс. новых «Лад» в год. До тысячи машин покупали в Сербии, по 200 – в Италии и Греции. В Германии продукция АвтоВАЗа однажды даже вошла в 30 самых продаваемых моделей и по продажам обогнала таких корифеев немецкого автопрома, как «Мерседес» и БМВ. Секрет в том, что немцы ринулись скупать уникально дешёвые по местным меркам «Лады», когда правительство ФРГ запустило программу утилизации старых машин в обмен на субсидию в 2,5 тыс. евро. В общем, российские машины нашли свою нишу. Главное – закрепиться на рынке, а там – всё впереди.