Бедные миллиардеры
«АН» составили список пяти самых позитивных экономических событий года. Как-никак минимум 8 из 12 месяцев все шло хорошо. Сделано немало, и забывать об этом не стоит. Ну и куда деваться, заодно мы отметили самые серьезные провалы. Но начнем все-таки с хорошего.
За что стоит поднять бокал под звон курантов? Прежде всего мы обогнали Великобританию в мировой гонке ВВП. Дело в том, что счет в этом международном соревновании ведут сразу три авторитетных арбитра. Так вот, по данным Всемирного банка, а также аналитического управления ЦРУ, Россия занимает шестое место по ВВП в мире. С внушительным показателем 2,12-2,15 трлн. долларов. Это если мерить ВВП по паритету покупательной способности. По другому параметру - официальному обменному курсу - цифра получается скромнее - 1,3 трлн. долларов. Но в любом случае мы пропустили вперед только Германию, Индию, Японию, Китай и США. Сразу после нас - Великобритания, Франция и Бразилия. Наш ВВП больше, чем у Австралии и Южной Кореи, вместе взятых.
Хотя третий арбитр - Международный валютный фонд считает по-своему. Он ставит нашу страну лишь на 7-е место. Но теперь и ему придется признать поражение британцев. Как ни крути, а даже после всех пертурбаций нынешней осени ВВП России по итогам года покажет 6%-ный рост. Тогда как жители Альбиона наработали от силы на 2,5%. Так что они наверняка отстали от нас в экономическом марафоне 2008 года. Но есть тут, конечно, и ложка дегтя. Если пересчитать наш ВВП на душу населения, мы окажемся на малопочетном 59-м месте в мире.
Вторая приятная новость. Недвижимость наконец-то посыпалась! Как ни старались риелторы и застройщики - крах не скроешь. Сейчас даже самые консервативные эксперты предрекают двукратное падение цен на квартиры в ближайшие шесть-десять месяцев.
Третье событие: прорыв в автопроме. Без всяких шуток. Судите сами: по сути, наши автозаводы, что ГАЗ, что КамАЗ, что АвтоВАЗ, работают по технологиям образца 1960-70-х годов. При этом долгих 15 лет все сколько-нибудь светлые силы боролись с монополией АвтоВАЗа. Который откровенно сидел на шее у страны, насильно потчуя ее своей продукций. Что скрывать, при Владимире Каданникове АвтоВАЗ сознательно не давал развиваться в Тольятти и Самарской области никаким другим производствам, кроме автомобильного. Это - чтобы сохранялась фатальная зависимость города от его завода. Так он получил рычаг, чтобы шантажировать правительство.
Но власти наконец нашли соломоново решение. Во-первых, они добились, чтобы гора пришла к Магомету. Иностранных производителей заставили строить у нас заводы. Пряником послужило соглашение о промышленной сборке. В обмен на резкое снижение пошлин его подписали 16 производителей. В списке весь цвет мирового автопрома. Эти компании обязались к 2012 г. выпускать в нашей стране 1 млн. машин в год. Это больше, чем сходит с конвейера АвтоВАЗа. Вдобавок, по условиям соглашения, более 40% деталей для этих автомобилей будет производиться в России. Поэтому заодно началось повальное пришествие в Россию иностранных производителей автокомпонентов. Таких заявок уже к лету набралось более 40.
Во-вторых, в нынешнем году АвтоВАЗ скрестили с Рено. В обмен на четверть акций завода французы обязались превратить «Лады» в современные автомобили. Правда, из-за кризиса радикальное преображение «тазиков» немного откладывается - с 2009 на 2011 год. Но отступать уже некуда. Так что через несколько лет разделение на российские автомобили и «все остальное» станет историей.
Четвертое достижение: власти изо всех сил стараются доказать населению, что на этот раз с вкладами никого не кинут. В частности, порог несгораемости сбережений повысили до 700 тыс. рублей. И главное - не стали резко девальвировать рубль. Хотя искушение было очень велико.
Конечно, национальная валюта уже не так крепка, как прежде. Центробанк предпочел тактику ползучей девальвации. За последние два месяца рубль ослабляли восемь раз. В результате он потерял почти 10% по отношению к корзине из доллара и евро. Но тут ничего не поделаешь. Поток нефтедолларов иссяк, баланс резко изменился. Так что пока «черное золото» не пойдет в гору, рубль будет падать и дальше. И скорее всего, это надолго.
Коррупционный сговор
С недвижимостью в России одна беда. По сути, никакого рынка жилья в России не было и нет. Существуй он, давно бы расставил все по местам. Цены на квартиры в нашей стране - не рыночная величина, а результат коррупционного сговора чиновников и приближенных к ним строительных компаний. Поэтому-то власти Москвы, Питера и ряда других городов совершают, казалось бы, абсолютно бредовые поступки. Например, под крики о том, что надо спасать несчастных, разоряющихся застройщиков (на деле - миллиардеров), скупают на бюджетные средства миллионы квадратных метров по безумно завышенным ценам. Словно специально стараются взять подороже, пока пузырь не лопнул! В общем, понятно, что на местные власти, которые по уши погрязли в квартирной коррупции, - надежд никаких. Они скорее вообще прекратят застройку, нежели допустят, чтобы жилье стало доступным. Но можно рассчитывать на изменения в федеральном законодательстве. А также - что проснутся прокуратура и антимонопольщики. Тогда у миллионов семей, которые не могли и мечтать о собственной крыше над головой, глядишь, появится шанс.
Хотя, конечно, на это все равно нужны деньги, и немалые. А ипотека сейчас умерла. Если такие кредиты и дают, то под 25% годовых. По этому поводу эксперты шутят, что такой ипотекой можно смело заменять смертную казнь. Значит, здесь не обойтись без масштабной помощи государства.
Полярная держава
Наконец, пятое. Пожалуй, этот пункт перевешивает все остальные. Кризис дает отличный шанс для радикальной перестройки экономики. Сейчас она напоминает ребенка, который вырос, а его все пытаются запихнуть в распашонку, которая ему давно мала. Иными словами - нельзя больше жить за счет устаревшей советской инфраструктуры.
Например, из-за того, что в стране 20 лет практически не строились дороги, у нас непомерно велика доля транспортной составляющей в цене товаров. Она почти впятеро выше, чем в Европе! Это напрямую отражается на всех ценниках. Энергетика работает на древних котлах и турбинах, которые съедают непомерное количество топлива. Поэтому электроэнергия в России уже дороже, чем в США. Производительность труда в нашей металлургии в 10 раз ниже, чем у конкурентов в США. Это потому, что домны - образца середины прошлого века. Не говоря уже о бензиновых монополистах. Которые работают на древних мощностях, не вкладывают ни гроша в обновление производств, зато с населения за топливо дерут втридорога.
Вздох облегчения
Те, кто наделал долгов, скоро смогут вздохнуть свободнее. По нашей информации, Госдума собирается запретить банкам задним числом поднимать проценты по уже выданным кредитам.
Сейчас над должниками висит дамоклов меч. Если это прописано в договоре, банк может в одностороннем порядке изменить процентные ставки. Например, человек брал заем под 12% годовых, а попросят платить 30%. Кроме того, финансисты могут потребовать досрочный возврат долга или в одностороннем порядке сократить срок договора. Правда, клиент может оспорить это в суде.
Депутаты решили, что в условиях кризиса не помешает внести поправку в закон «О банках и банковской деятельности». Она запретит и повышение процентов по займам, и сокращение сроков. Вот бы еще сделать так же, как в некоторых других странах. Например, в США выдавать кредиты по ставке, превышающей 42%, - уголовное преступление. В штате Массачусетс сажают и за 20% годовых.
Правительство прекрасно осведомлено, что долго мы так не протянем. Выход один - надо начинать новые масштабные стройки. Вдобавок они создадут десятки тысяч рабочих мест. Которые так необходимы в кризис. И вот тут власти проявили удивительную твердость. Например, в ходе приватизации РАО «ЕЭС» частные инвесторы раскупили десятки электростанций. Условие - обязательство инвестировать сотни миллиардов рублей в модернизацию. Естественно, при первых раскатах кризиса новые владельцы побежали к правительству с жалобами, что не потянут эти расходы. Но не тут-то было. Им сразу дали понять, что инвестировать придется. А если нет - по условиям соглашений государство отберет мощности. Правда, платой за непреклонность стал рост тарифов. Энергетики - единственные, кому разрешили не урезать планируемое повышение цен. С 1 января для населения они вырастут на 25%, а для промышленности - на 19%.
Не дали пойти на попятную «Газпрому» и РЖД. Им срезали тарифы. Но инвестиционные программы на 2009 г. все равно пришлось принимать в том объеме, который планировался до начала кризиса. Так что газовый монополист все-таки пойдет на Ямал. А железнодорожники продолжат масштабное обновление путей и возьмутся за строительство скоростных магистралей.
С другой стороны, само правительство крупно поприжалось с инвестициями. Государственный Инвестфонд одобрил было 21 проект общей стоимостью 1,265 трлн. рублей. Среди них - строительство скоростной трассы Москва - Петербург, ремонт системы водоснабжения в Ростове‑на‑Дону и Ростовской области, строительство перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга.
Но тут грянул кризис, и настал черед резать расходы. По сути, от проектов остались рожки да ножки. Пока известно, что власти сохранили финансирование двух дорог вокруг Москвы и Питера. А также федеральной трассы Дон, ведущей в Сочи. А так: под нож, похоже, пойдет даже знаменитый УПУП. Это транспортный коридор Урал Промышленный - Урал Полярный. Вообще-то «миллиарды на его строительство считались щедрым подарком от государства компании «Газпром».
В общем, даже в этом обрезании есть позитивная сторона. Не секрет, что эффективность госинвестиций невысока. Уж больно сильно воруют! В результате, например, случаются такие скандалы. Один километр четвертого транспортного кольца в Москве обошелся бюджету в 750 млн. долларов. Это куда дороже, чем стоил километр андронного коллайдера в Швейцарии.
Так что бюджетные деньги будут целее. А они нам в следующем году еще как понадобятся.