Сразу три компании родом с Кубани названы в числе лучших экспортеров страны. Приятную новость озвучила Федеральная конкурсная комиссия всероссийского конкурса «Экспортер года». Победителей со всей России отобрали тринадцать из восьмидесяти пяти. Комментарии о том, как почетно попасть в этот список, как говорится, излишни, а вот присмотреться, благодаря чему можно в нем оказаться, стоит.
География как рынок
Доходы от экспортной торговли взаимовыгодны. Отважиться на приобретение завозного товара могут только государства, в которых подобной продукции не водится или она неподходящего качества. При этом насытить рынок недостающим дефицитом затратно, но, раз есть спрос, будет и пристойная наценка, и выгода импортерам. Точно так же стороне, продающей за рубеж, можно диктовать ценовую политику, но прежде нужно выпустить товар, соответствующий международным критериям, и насытить собственной продукцией отечественный рынок, дабы за кордон уходили излишки. С этой задачей на Кубани, как оказалось, справляются успешно.
Компания «Кубань-Вино» победила в номинации «Новая география» конкурса «Экспортер года», лидеров всего оказалось двенадцать. Вкус произведенных на заводе напитков не только распробовали, но и оценили по достоинству граждане Норвегии, Турции, Беларуси, Китая и Малайзии. Тихие и игристые вина, произведенные на предприятии, теперь уже лидирующем по экспортным продажам в России, изготовлены из собственных виноматериалов. Вероятно, оттого и хороший потребительский спрос у иностранцев, умеющих разбираться в содержимом бокалов. В свете этого региональная установка на расширение площадей под виноградники, выдвинутая администрацией края несколько лет назад, полностью оправдывает себя. На вкусе конечного продукта непременно сказывается место происхождения сырья. А такая лоза, как на залитых солнцем террасированных склонах черноземных холмов кубанского Причерноморья, больше нигде не вырастет!
Как отметили в конкурсной комиссии, в этом году было подано рекордное количество заявок. На звание «Экспортер года» претендовали 1700 участников! При отборе победителей важным фактором была интенсивность экспортной деятельности соискателей, учитывалась также активность в продвижении собственной продукции на мировом рынке. Престижные премии присуждаются за достижение наибольших успехов в продаже на экспорт несырьевых и неэнергетических товаров. Также это могут быть работы, услуги и результаты интеллектуальной деятельности. Победителей наградят в декабре в Москве на VII Международном экспортном форуме «Сделано в России».
Реализация нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» осуществляется в регионе с прошлого года, сообщили в Департаменте инвестиций и развития МСП Краснодарского края. Объемы поставок винодельческой продукции в ближайшие годы необходимо увеличить до 445 тысяч декалитров на общую сумму 7,4 млн долларов в рамках проекта.
До 2024 года обороты экспорта всей аграрной продукции, произведенной на Кубани, должны будут нарасти до 3,8 млрд долларов, и здесь у АПК региона есть все шансы выполнить поставленную нацпроектом задачу, поскольку именно сельскохозяйственный сектор представляют еще две краевые компании, отмеченные на всероссийском конкурсе.
Вкусно и выгодно
В номинации «Экспортер года в сфере агропромышленного комплекса», в категории «Малое и среднее предпринимательство», второе место строгое жюри конкурса присудило Кубанской Продуктовой Компании. Организация производит растительные масла и кондитерскую продукцию. В 35 странах мира оценили вкусы кубанских подсолнечных масел и всевозможные миксы на их основе. А, уж козинаки и халва — это просто хиты! В той же категории в номинации «Экспортер года в сфере промышленности» эксперты присудили третье место группе компаний «БДТ-АГРО». Производитель сельхозтехники — только для обработки почв разработано более 350 моделей — на экспорте в прошлом году заработал около 90 процентов собственной выручки. И это еще одно свидетельство того, что на международных торговых площадках у АПК Краснодарского края большое будущее.
Разумеется, Кубань сможет заполнить пустующие ниши рынков зарубежья не только переработкой и техникой. Растить для себя и «для того парня» наши станичники тоже научились. Притом что в трудный аграрный год они смогли заполнить собственные закрома, на экспорт ушло на 17 процентов больше продукции АПК, чем в прошлом году. С начала года в 120 стран было продано сельхозтоваров на 1,7 млрд долларов. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, вызванную пандемией, рост составил 247 млн долларов по сравнению с 2019 годом.
Один миллиард долларов превысила продажа урожая злаковых культур на экспорт на текущий момент. Это уже больше, чем в прошлом году, хотя отгрузка еще продолжается. Практически выполнен план по продаже за границу масложировой продукции, он составляет 307 млн долларов. Общий же план по экспорту властями региона выполнен почти на 70 процентов. Реализация мясных и молочных товаров достигла 29 млн долларов, и это уже на 40 процентов больше от запланированного.
Импортеры охотно приобретают и кубанский сахар. По сравнению с прошлым годом его уже продано в пять раз больше — на 97 млн долларов, и потенциал еще имеется. Перспективными товарами в Краснодарском крае специалисты аграрного сектора называют: зерно, крахмало-паточную и мукомольно-крупяную продукцию.
Обеспечить стабильность экономики региона
Один из главных китов, на котором традиционно держится экономика Кубани, конечно же, сельское хозяйство. Чтобы двигать отрасль вперед, необходимо производить и экспортировать не только конкурентоспособные, но и экологически чистые, соответствующие строгим западным стандартам продукты.
— Чтобы достигнуть этой планки, нам необходимо увеличить объемы производства в первую очередь зерновых и технических культур, овощей. Для этого продолжим проводить гидромелиоративные мероприятия. Засуха этого года показала острую необходимость водных ресурсов: мы едва спасли посевы риса. В 2021 году введем 4 тыс. га мелиорируемых земель,— сообщили в региональном Минсельхозе.
Увеличить объемы зерновых и масличных культур на 300 тыс. тонн, а риса на 200 тыс. тонн поможет обеспечение дополнительных водных ресурсов. Производство овощей также возможно нарастить до 815 тыс. тонн, что на 10 тыс. тонн выше существующих показателей. Благодаря масштабной работе специалисты сектора рассчитывают в следующем году отправить на экспорт товаров, произведенных в АПК, не менее чем на 2,7 млрд долларов.
В администрации края по-прежнему во главу угла ставят задачу укрепления села и создания благоприятных условий для расширения малого и среднего бизнеса, а также кооперативов в станицах Кубани. И если на сегодняшний день уже достигнут рост таких агропредприятий до ста восьмидесяти двух, то в следующем году их должно быть на десять больше. На решение этих вопросов работают разносторонние механизмы господдержки. В этом году она была оказана на сумму около 8,3 млрд рублей. И это задел для достижения всех масштабных планов.
Некуда сбыть продукцию, говорите?
Взятый на Запад вектор — верный путь для сбыта сельхозпродукции, выращенной местными станичниками. Международные рынки сегодня ориентированы на свежие, качественные и полезные продукты питания, и здесь-то кубанским товарам самое место. Но фермеры — народ консервативный, растить умеют, а вот мировые сертификаты получать и переговоры вести — уже сложнее... Именно с этой целью на уровне администрации края им оказывают помощь в создании кооперативов и ассоциаций. Также работает онлайн-платформа для прямой продажи урожая торговым сетям, санаториям и здравницам, госучреждениям и оптовым рынкам. Уже более пяти тысяч кубанских сельхозпроизводителей зарегистрированы на этой площадке сегодня.
Вопросов у начинающих множество: как детально проработать экспортный проект, выбрать партнеров и даже страну в качестве рынка сбыта? Как разработать логистический маршрут за пределами родного государства, когда и на своих просторах не всё бывает гладко? Да так, чтобы это не было себе дороже и без рисков? Участникам программы «Экспортный форсаж», которая стартовала в середине осени, дают профессиональные ответы на эти и другие вопросы.
Акселерационная программа поможет раскрыть экспортный потенциал предприятий и вывести их продукцию за пределы привычных границ. Обучение в новом проекте для компаний малого и среднего бизнеса прошли 27 бизнесменов и двенадцать организаций, ориентированных на зарубежные поставки. Представляют они различные отрасли экономики, но цели и задачи у всех общие. Реализация программы на Кубани стала возможной благодаря совместной работе с Центром поддержки экспорта Краснодарского края в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Разработали ее в Школе экспорта Российского экспортного центра.
— Практика показывает, что акселерация — это инструмент, который позволяет наладить экспорт в компании и сделать подход к данному виду деятельности более структурированным,— прокомментировал руководитель Центра поддержки экспорта Краснодарского края Роман Воротников. — Уровень проводимых занятий очень высокий. Программа «Экспортный форсаж» бесплатна для малого и среднего предпринимательства края и с большой долей вероятности приведет компании к заключению новых экспортных контрактов.
Пролонгированное сопровождение, предусмотренное программой «Экспортный форсаж», также немаловажно для участников. После получения всех необходимых консультаций и мер поддержки, позволяющих обеспечить подготовку экспортного плана, целых год их деятельность консультируют наставники, аттестованные в федеральном Российском экспортном центре. В таком режиме для прошедших обучение участников станет привычной практикой самостоятельное заключение собственных внешнеторговых контрактов.