> Доктор бежал - Аргументы Недели

//Культура 13+

Доктор бежал

№  () от 14 октября 2025 [«Аргументы Недели », Денис Терентьев ]

Завершился показ сериала «Хирург», который рекламировался с убеждённостью в том, что это особенное кино: детектив и социальная драма в одном флаконе да ещё и поднимающая инфернальную тему чёрной трансплантологии. На поверку «Хирург» оказался обычным российским сериалом, заставившим задуматься не о криминальной изнанке нашего мира, а о том, почему в родном кино всегда проявляются одни и те же родимые пятна.

Талантливый хирург Сергей Коваленко (Сергей Гилёв) занимается сложными операциями по пересадке органов в дорогой частной клинике. Словно в советский магазин, сюда ведут очередь с парадного хода и очередь с чёрного. В первой всё до зевоты скучно: слёзы, квоты, несчастные дети. Во второй кипят страсти и крутится бабло. Хозяйчики жизни, даже становясь тяжело больными пациентами, хотят всё и сразу. А на дне общества обретаются персонажи в такой степени отчаяния, что готовы собственную почку продать, лишь бы выбраться ненадолго из пучины безденежья.

Коваленко годами жил по принципу «не буди лихо, пока оно тихо», пока не завёл любовницу – журналистку Марину (Анна Завтур). Она сама стоит в очереди на пересадку с парадного входа и попутно ведёт расследование о том, как устроен бизнес с другой стороны здания. Её подруга и информатор Айжан (Евгения Манджиева) живёт в колоритном общежитии для мигрантов, где связанные с клиникой бандиты находят доноров: она много знает, но сама вынуждена продать почку – и погибает при неудачном изъятии. Марина активизирует своё расследование, которое очень не хотели бы увидеть в Сети поставщики нелегальных органов. Барышня тоже гибнет, а её убийство вешают на Коваленко.

Сценаристы «Хирурга» со старта даже не пытались изобретать велосипед. Если отвлечься от трансплантируемых почек и селезёнок, мы имеем сюжет «Графа Монте-Кристо». Коваленко подставляют его коллеги. Прижимистый директор Булатов (Ростислав Бершауэр) опасается, что его лучший хирург Сергей сейчас спалит всю малину. А друг и конкурент Рома Титов (Евгений Санников) и завидует профессиональным способностям Коваленко, и на жену его Веру (Вильма Кутавичюте) глаз положил. И пока наш Эдмон Дантес чалится на зоне, злыдень становится новым мужем Веры и первым скальпелем в клинике. Разумеется, с зоны Коваленко бежит – и начинается уже «Беглец» Эндрю Дэвиса, где обвинённый в убийстве жены хирург в исполнении Харрисона Форда две трети фильма драпает от погони.

Надо признать, что в развитии сюжета «Хирург» не столь прямолинеен и однобок. История рассказывается кусками: то прошлое, то настоящее, то далёкое прошлое. Евгения Манджиева потрясающе вживается в роль умудрённой жизнью казашки-гастарбайтерши, сохранившей тем не менее всё лучшее в душе. Само собой разумеющееся предположение зрителя, что герой всех накажет и будет счастлив с археологом Юлей (Марина Ворожищева), которая вопреки всякой логике помогает ему не попасться после побега, будет откровенно высмеяно. В финале хирург Коваленко разрулит ситуацию вовсе не как граф Монте-Кристо, а как самый что ни на есть бесстрастный трансплантолог: одно отрежет, другое обратно пришьёт.

Но отдельные плюсы проекта не отменяют минусов. Сразу несколько основных персонажей абсолютно неправдоподобны. Археолог Юлия влюбляется в мутного раненого зэка с такой охоткой, словно это Ален Делон. Из Веры выходит никакая фам фаталь, ради которой вряд ли перегрызлись бы друзья-хирурги. Сама она принимает смену мужа словно переходящее красное знамя. Антагонист Рома коварен и глуп одновременно, шизит в экстремальных ситуациях, а в концовке и просто ведёт себя как душевнобольной. И остаётся осадок, что просто сценаристы не могли нормально сплести в финале сюжетные линии – только если один персонаж валяет дурака.

Когда тема подпольной торговли органами перестаёт «цеплять», сюжет получает новый укол чернухи: дочь Сергея, студентку-медичку Свету (Софья Аржаных), заносит на подпольные бои, где и смерть участников не редкость. На развитие сюжета это никакого влияния не оказывает, а как способ поддержания драйва работает неважно.

К концу фильма создаётся знакомое впечатление, что лепили его впопыхах. Чем ближе к финалу, тем больше повторов, тем нелогичнее ведут себя герои, и даже атмосфера медицинской клиники на экране слабо напоминает виденное в жизни. При этом на общем фоне «Хирург» – сериал выше среднего. «На раз можно» – как говорит измученный банальностями зритель. Судя по концовке, авторы нацелились на второй сезон.

Есть ощущение, что этот проект и втюхивался продюсерам как не слишком самобытный: мол, возьмём лучшее от таких-то хитов, всё перемешаем – и будут рейтинги. Первые серии в российском производстве почти всегда прописаны лучше последних. Не исключено, что к моменту торга они существовали на уровне синопсиса, а авторы сами не представляли, как вырулят, если им дадут зелёный свет. Винегрет из поступков персонажей во второй половине родимых сериалов – это отдельная головная боль. И цитрамон от неё не помогает.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Политика

Захарова: мэр Киева Кличко прячет своих сыновей от мобилизации в Великобритании и США

Мария Захарова, официальный представитель российского МИД, прокомментировала инициативу мэра Киева Виталия Кличко снизить мобилизационный возраст до 22 лет. Мэр украинской столицы на этой неделе призвал снизить возраст украинских граждан для призыва в ВСУ с 25 до 22-23 лет, поскольку солдат в армии не хватает. Дипломат Мария Захарова обратила внимание, что своих сыновей, пригодных для службы в армии, богатырского телосложения, Кличко не отправляет на фронт. На брифинге она сказала: "Почему-то мэр Киева Кличко забыл упомянуть или вообще забыл, что у него самого есть пригодные для службы в армии сыновья богатырского телосложения". Захарова со ссылкой на украинские СМИ отметила, что сыновья Кличко проживают за границей, в Великобритании и США. "Большой вопрос, он, Кличко, не хочет ли в первую очередь рекрутировать их на защиту своего собственного режима?" - подчеркнула российский дипломат.