Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Иркутск → Общество № 26(568) от 06.07.17 13+

Байкальская проблематика: лед тронулся

, 08:46

В одном из июньских номеров нашего еженедельника мы уже представляли вниманию читателей проект «Байкал. От восхищения до сожаления». Он был задуман руководителем Федерального департамента юридической помощи Максимом Назиным и известным журналистом Игорем Альтером как действенная альтернатива многочисленным программам, форумам, мероприятиям, где только говорится об уникальности озера Байкал и необходимости его защиты, хотя «воз и ныне там». Так сложилось, что в день выхода нашей публикации президент России Владимир Путин проводил прямую линию с населением, на которую смог дозвониться житель Ольхона Виктор Власов, поведав президенту о реальных проблемах прибайкальского населения.

Импульс от президента

Реакция Владимира Путина на обращение жителя Ольхона была недвусмысленной: «Вы говорите, что слишком ужесточены экологические нормы и требования. Конечно, все должно быть в рамках разумного и соответствовать не только статусу Байкала, но и потребностям людей, которые здесь живут. Нужно вносить изменения в действующие правила и законы, которые позволили бы осуществлять согласованную с экологическими организациями деятельность. Я для себя это пометил».

Всего лишь за последующие с момента прямой линии три недели события начали разворачиваться с невероятной быстротой. Была возобновлена работа межфракционной группы «Байкал», в которую входит 16 депутатов Госдумы РФ от Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкалья. 22 июня президент страны подписал перечень поручений, в частности «Правительству Российской Федерации совместно с правительством Иркутской области и правительством Республики Бурятия, с учетом ранее данных поручений, — завершить корректировку границ водоохранной зоны озера Байкал в целях обеспечения жизнедеятельности населения в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Срок исполнения — 1 марта 2018 года».

А 26 июня депутаты Госдумы, представители федеральной, региональной, местной власти собрались в Иркутске на выездное заседание межфракционной группы «Байкал». Задача заседания состояла в том, чтобы собрать инициативы с мест, позволяющие внести изменения в законодательство и улучшить условия жизни и работы для жителей байкальских территорий, при одновременном сохранении экологии уникального озера.

В начале осени аналогичное мероприятие пройдет в Улан-Удэ, а после этого — в Чите.

Законотворчество требует осторожности

Несмотря на довольно оптимистичный старт мероприятий, позволяющих надеяться на то, что клубок байкальских проблем начал распутываться, эксперты предупреждают: важно помнить о разумном подходе в решении насущных задач, иначе, как говорится, вместе с водой можно выплеснуть и ребенка.

Инициаторы проекта «Байкал. От восхищения до сожаления» Максим Назин и Игорь Альтер накануне побывали на Ольхоне, где пообщались с местными жителями на тему их ожиданий от резко возросшей активности представителей властей. Вместе с ними на острове побывал академик Российской академии наук Михаил Кузьмин. В качестве транспорта для визита на Ольхон не случайно был выбран вертолет — с высоты полета экспертам хорошо были заметны и проблемы со стихийными свалками, и несовершенство инфраструктуры, и хаотичность развития туристического бизнеса на берегах Байкала.

«Сверху очень четко видно то, что прибайкальский турбизнес развивается не организованно — берега застроены по принципу «как попало». Как на ладони встает ситуация — именно такая хаотичность является одной из причин существования целого комплекса насущных экологических и инфраструктурных проблем», — комментирует Максим Назин.

«С высоты хорошо заметна и еще одна проблема, о которой сейчас говорит и научное сообщество, и общественники — засоренность водорослями прибрежных вод в популярных у туристов заливах, — добавляет Михаил Кузьмин. — К сожалению, пока человек у нас не может пользоваться природой, чтобы не испортить ее. И там, где местность сплошь застроена турбазами, или базируются постоянные палаточные городки, видны наглядные изменения. В этих же бухтах, по данным наблюдений, начинают размножаться бактерии, в том числе кишечная палочка, такого на Байкале никогда не было. Если мы хотим одновременно решить две задачи — развивать туризм и сохранять экологическую чистоту озера, необходимо сделать многое. Причем это задача не только для власть имущих, но и для всех жителей Прибайкалья».

По словам академика, в предыдущие годы подобным совместным образом удалось решить две крупные проблемы, связанные с Байкалом. «Первая была связана с закрытием Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Против его работы на протяжении многих лет выступали и ученые, и обычные жители, и экологи — в итоге руководство страны пошло навстречу, предприятие было закрыто. Сейчас, насколько известно, в районе Байкальска улучшились экологические показатели, — говорит Михаил Кузьмин. — Вторая проблема была с переносом трубы ВСТО, против маршрута по берегу Байкала очень активно выступала общественность, в ситуацию был вынужден вмешиваться лично Владимир Путин. Трубу перенесли, никто ничего не потерял. Сейчас перед нами всеми стоит еще одна важная цель — развивать туризм, экономическую деятельность на берегах озера, но при этом сохранить Байкал чистым, чтобы он и дальше являлся символом могущества, красоты, радовал глаза людей. Это очень серьезная задача, требующая очень вдумчивого и осторожного подхода к изменению законов».

Поток туристов не может быть бесконечным

Максим Назин считает, что в первую очередь необходимо просчитать максимально допустимую численность туристов на берегах Байкала и последствия нагрузки на природу от их пребывания. «При этом нужно исходить не из позиции запрета, а из позиции анализа ситуации. Для этого должны быть проведены соответствующие экологические экспертизы оценки воздействия на окружающую среду туристического потока. Сначала необходимо просчитать максимальный объем остающихся от туристов жидких и твердых бытовых отходов, которые можно утилизировать или переработать на данной территории без ущерба для ее экологии, — говорит он. — Уже после того, как будет проведен анализ, дана четкая оценка этого потенциального объема отходов, можно оценивать то количество туристов, которое фактически может обслужить без особых последствий данная территория, как сам остров Ольхон, так и материковая часть».

Речь не идет о потенциальном ограничении свободы передвижений граждан. «У нас существуют определенные законы, связанные с посещением территорий национальных парков, особо охраняемых экологических территорий. Исходя из этих позиций и нужно сейчас формировать массовый туристический продукт на Байкале, — рассуждает Максим Назин. — Турпоток, возможно, ограничивать и не придется при соблюдении определенных мер, связанных с внедрением централизованного водоотведения, современной системы очистки жидких бытовых отходов. Повторю — запретить и ограничить свободу передвижений граждан мы не можем, но в наших силах и в общих интересах подойти к этому вопросу продуманно, чтобы не допустить экологических последствий».

Стоит отметить, что меры, предлагаемые Максимом Назиным, уже начинают реализовываться. Специалисты «Заповедного Прибайкалья» приступили к оценке влияния потока туристов на природу Прибайкальского национального парка. Цель исследования — определить уровень допустимой рекреационной нагрузки. Научно-исследовательские работы осуществляются в три этапа — до, во время и после «пика» туристического сезона. В ходе первого этапа, который уже завершился в июне, специалистами установлены 12 площадок для наблюдений: одиннадцать на острове Ольхон и одна в Тажеранской степи. Наблюдательные пункты будут регистрировать изменения биоразнообразия и плотности почвы. Второй и третий этап запланированы на июль и сентябрь.

Полученные данные будут использованы при разработке туристической инфраструктуры со сниженной антропогенной нагрузкой. Напомним, всего в Прибайкальском национальном парке действуют 13 туристических маршрутов, которые ежегодно посещают тысячи туристов. Такой массовый поток ведет к вытаптыванию флоры особо охраняемой территории и беспокойству диких животных, что гарантирует негативные и необратимые последствия.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram