Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 24(566) от 22.06.17 13+

Френч канкан

, 16:06 , Обозреватель отдела Промышленность

В Ле-Бурже наши самолёты и вертолёты не летают. Представлены искусно выполненными моделями. Видимо, свежеиспечённый президент Франции «партнёр» Эммануэль Макрон доверия не заслужил. Вот и не стали российские самолёты и вертолёты ломиться в авиационное предместье Парижа.

Ждать ли французов на МАКС?

А может быть, это таможня пятой республики работает на свой авиапром и потому «не даёт добро»? Как в лихом танце отпихивают ногами неудобных конкурентов. На хрена им на домашнем салоне эпатирующие публику и потенциальных заказчиков пилотажные группы «Русские витязи» на новеньких Су-30, «Стрижи» на МиГ-29, «Беркуты»-вертолётчики? Они всегда показывают такой высший класс пилотажа, что хозяева аэрокосмического салона будут выглядеть на фоне гостей, мягко говоря, бледновато. Благородным галлам евро и доллары (о суверенных франках они уже подзабыли) терять не хочется – на внешних рынках идёт жесточайшая война с Россией за многомиллиардные контракты для военно-воздушных сил других стран. Французам этого не надо, они, как известно, деньги умеют считать не хуже, а то и лучше педантичных немцев. Наши интересы в боевой авиации пересекаются – в той же Индии, например.

«Вертолёты России», правда, чувствуют себя во Франции немного комфортнее – предлагают лёгкие «Ансаты», Ка-226 и Ка-62 именно с французскими движками. Двигатель, как известно, полдела, а по стоимости – около четверти воздушного судна. Глава «Вертолётов России» Андрей Богинский уже неоднократно заявлял, что упор сегодня надо делать на самый массовый сегмент рынка – гражданские лёгкие и средние вертолёты. Военные контракты понемногу сокращаются, в том числе и по причине насыщения подразделений Минобороны России новой техникой. Представляется, что следующий виток крупных военных заказов может возникнуть после создания и испытаний образцов перспективных скоростных вертолётов. Сегодня над проблемой повышения скорости вертолётной техники работают конструкторы и в России, и за океаном. У нас летающая лаборатория на основе ударного Ми-24 достигла скорости около 400 км/ч, американцы приблизились к отметке 450, но на специально созданном образце, который втрое легче испытанного временем и войнами бойца. Замминистра обороны Юрий Борисов уже объявил, что разработка скоростного вертолёта войдёт в госпрограмму вооружений на 2018–2025 годы.

Единственный представитель отечественного самолётостроения в Ле-Бурже – ближнемагистральный лайнер «Сухой Суперджет 100» – тоже оснащён двигателями французской разработки SaM-146 (собирается в Рыбинске) и раскрашен в цвета мексиканской авиакомпании Interjet. Российский авиалайнер МС-21 представлен макетом пилотской кабины. Надо сказать, и наши, и зарубежные пилоты его оценили по высшему разряду, что приятно. И ещё очень здорово, что этот самолёт накануне подписания номера газеты в печать совершил уже третий полёт, с уборкой и выпуском шасси – это значимый этап лётных испытаний. Значит, с аэродинамикой и главным функционалом не накосячили. МС-21 нашпигован зарубежной авионикой, летает с американскими двигателями Pratt & Whitney PW1400, но есть надежда, что перейдут со временем на отечественные комплектующие. Санкции даже «мантуровых» из Минпромторга и «слюсарей» из ОАК заставят стать почти патриотами…

Проблема – пламенный мотор

Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) обещает, что для МС-21 в год будет производить по 50 двигателей ПД-14, которые сегодня находятся на этапе испытаний и доводки. И всё же проблема отечественных двигателей остаётся нерешённой. Иначе зачем было в Ле-Бурже подписывать меморандум с канадским производителем о возможности использовать на Ил-114 их двигатель PW127H? Этот двигатель давно «прописан» на самолёте, пока лайнер делали в Узбекистане, большая часть самолётов оснащалась именно им. В основном потому, что российские моторостроители так и не довели до ума отечественный ТВ7‑117С. Возникает резонный вопрос: возможность оснащения возрождённого Ил-114 импортной силовой установкой – это взгляд в будущее на экспортные перспективы машины или вотум недоверия кудесникам из ОДК? Вдруг наши двигателестроители не обеспечат этот турбовинтовой самолёт движками в необходимом количестве и надлежащего качества, тогда что, останавливать программу строительства крайне необходимого регионального авиалайнера?

Неудивительно, что Ростех пытается привязать к созданию авиационных двигателей большой мощности Китай. Госкорпорация предложила Поднебесной совместно поработать над силовой установкой для перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта, за основу для 35-тонника будет взят ПД-14. Выходит, у нового самолёта будет совсем уж азиатский взгляд на мир. Сначала в цепкие руки китайских товарищей уплывут технологии строительства «аэробусов», а заодно и современных авиадвигателей для них. И зачем им тогда российские партнёры? Сами справятся, копировать они отлично умеют.

Владимир ЛЕОНОВ

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram