Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Чем живут российские проектировщики и изыскатели?

, 08:29

Сегодня сообщество российских инженеров-проектировщиков и их коллег инженеров-изыскателей стоит перед огромным количеством вызовов. Стремительно развиваются строительные и информационные технологии. Обновляется техническая документация, появляются новые конструкции и материалы. Российские компании выходят на международный рынок и, наоборот, иностранные заказчики приходят в нашу страну. Наконец, не дают расслабиться отечественные чиновники, непрерывно придумывая всё новые и новые законы, призванные «отрегулировать» громадный строительный комплекс.

Большинство этих вопросов невозможно решить в одиночку даже крупнейшим представителям отрасли. А по каждому направлению необходима серьёзная работа. То и аналитика, и общение с коллегами, и лоббирование интересов сообщества – а как иначе? Приходится, как в старой присказке, браться за руки, чтобы не пропасть по одиночке. На сегодня, пожалуй, главной площадкой, которая помогает объединить усилия специалистов отрасли, стало Национальное объединение проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ).

Хайтек и конкурсы

Одним из важнейших подразделений НОПРИЗ является комитет по конкурсным процедурам, инновациям и ценообразованию. С чем приходится сталкиваться специалистам, говорит, например, спектр вопросов, которые обсуждались на встрече 2 марта этого года.

По первому вопросу – анализ правоприменительной практики по проведению закупок в сфере проектных работ и инженерных изысканий по результатам мониторинга 2015 – 2016 годов – с докладом выступил член Совета Нацобъединения Сергей Чижов. В своём выступлении он сделал акцент на отсутствии единой законодательной и методической базы в части проведения двухэтапного конкурса по закупкам в сфере проектных работ и инженерных изысканий. В связи с этим, по мнению докладчика, данная процедура не может реализовываться эффективно.

Таким образом, совершенствование действующей системы нормативно-правового обеспечения торгов Сергей Чижов видит в части уточнения, расширения и описания методики, связанной с проведением двухэтапного конкурса по закупкам.

В рамках вопроса «Об актуальном состоянии инновационного развития в проектно-изыскательской деятельности» Алексей Воронцов выразил уверенность в необходимости ограничения через конкурсные процедуры участия иностранных исполнителей в сфере проектирования, что абсолютно корреспондируется с темой импортозамещения.

Большой интерес со стороны участников заседания вызвал вопрос «Об актуализации нормативно-правовой базы сметного нормирования и ценообразования проектно-изыскательских работ», основным докладчиком по которому выступил заместитель председателя комитета Сергей Головин.

Продекларированный ресурсный метод расчёта стоимости строительства, по мнению членов комитета, не работает по ряду причин, одной из которых является несовершенство подходов, используемых при формировании сметной базы строительных ресурсов. Советник президента НОПРИЗ Светлана Бачурина, в свою очередь, выступила с предложением заявить этот вопрос в план работы Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Реестр орудие инженера

В ближайших планах Национального объединения проектировщиков и изыскателей – создание «Единого реестра наилучших технологий, материалов, стандартов, лицензий и оборудования». Этот информационный ресурс должен стать подспорьем в работе российских проектировщиков, предоставив доступ к единой базе данных по современным технологиям и материалам. Насколько такой ресурс необходим для современных проектных организаций, говорить, пожалуй, излишне. Реестр будет представлен в виде систематизированного банка данных о наилучших доступных технологиях, содержащего характеристики технологий и соответствующие технологические, экологические, социальные нормы и нормативы.

Председатель комитета по новым технологиям и стройматериалам Илья Константинов отметил, что главной и сложной задачей по ведению и формированию подобных реестров является привлечение к нему интереса производителей. Он также поддержал совместную работу НОПРИЗ и НП «Международное объединение предпринимателей» по обмену опытом в данном виде работ.

Тем более, что опыт создания таких продуктов у Нацобъединения есть. В 2015 году были разработаны и с тех пор успешно действуют реестры инновационных материалов, импортозамещения и стандартов применения строительных материалов. База данных непрерывно пополняется.

Не все законы одинаково полезны

Впрочем, любые, самые полезные начинания останутся не более, чем общественной инициативой, без соответствующего оформления в нормативных документах. Нормативное и техническое регулирование, призванное помочь современному специалисту разобраться в запутанном лабиринте СНиПов, ГОСТов, СанПиНов, СТО, международных и европейских стандартов, стало ещё одним принципиальным направлением, которому приходится уделять самое серьёзное внимание. Мало того, что необходимо отстаивать введение полезных и востребованных норм, надо ещё и следить за излишней активностью отдельных ведомств, которые так и норовят подкинуть российскому строителю ненужной работы.

Так, в феврале в Нацобъединении состоялось обсуждение проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проект вызвал неодобрение со стороны членов комитета по нормативному и техническому регулированию, которые отметили, что введение данного законопроекта приведёт к дополнительным необоснованным затратам, а также решили рекомендовать Аппарату НОПРИЗ подготовить отрицательное заключение по рассматриваемому пакету документов.

Был раскритикован и проект постановления Правительства РФ «О порядке и основаниях заключения заказчиками контрактов на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Часть проекта, посвящённая порядку обоснования инвестиций, вызвала бурную дискуссию, по результатам которой члены комитета также высказали негативную оценку. И, в частности, рекомендовали разработчикам обратить внимание на возможные негативные последствия принятия документа. В том числе в связи с возможным ростом стоимости и увеличения сроков реализации инвестиционных проектов с государственным участием, а, следовательно, и дополнительными затратами бюджета.

Занимается вопросами техрегулирования и комитет по инженерно-техническому регулированию. В частности, идёт разработка документа на тему «Рекомендации по применению национальных стандартов системы проектной документации для строительства (СПДС) при выполнении проектных и изыскательских работ». Основной целью работы является систематизация требований к проектной документации и отчётам по результатам инженерных изысканий, содержащихся в стандартах СПДС и ЕСКД, и в случае отсутствия таких требований, в иных стандартах и методических и руководящих документах; а также выявление в процессе работы недостатков в составе и содержании СПДС и подготовка предложений по её оптимизации. Впервые на заседании комитета работа была представлена в виде презентации. А ещё разрабатываются стандарты на процессы выполнения работ по подготовке проектной документации и подготовке предложений в программу стандартизации.

Были внесены на одном из заседаний комитета предложения в проект постановления Правительства РФ об утверждении требований к составу и содержимому обоснования инвестиций. Понятие «обоснование инвестиций» предлагается определить, как совокупность сведений, служащих основанием для принятия решения о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, бюджетной и социальной целесообразности и эффективности инвестиций в строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства. Целевыми задачами обоснований инвестиций являются повышение эффективности инвестиционной деятельности, экономия бюджетных средств, обеспечение баланса экономической эффективности и безопасности объектов капитального строительства, достижение социальной эффективности, гармоничности архитектурно-художественного облика зданий и сохранение единства архитектурной среды, достижение приоритетов и целей, определённых в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации.

Специалисты, стройся!

Примером инициативы, которая подразумевала самые благие намерения со стороны разработчиков, а в итоге может создать только бессмысленные трудозатраты для строительной отрасли стал Национальный реестр специалистов. В соответствии с Федеральным законом 372-ФЗ вводится новый институт регулирования профессиональной деятельности специалистов – Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Реестр, по мнению разработчиков, необходим для совершенствования механизма учёта квалификации специалистов при оценке компетенции юридического лица, обеспечения информационной поддержки квалифицированного и достоверного выбора заказчиком исполнителя по выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации, мониторинга кадрового потенциала и кадровой обеспеченности членов саморегулируемых организаций соответствующего вида.

Однако в той форме, какая предложена сейчас, он может породить ворох проблем. Начиная от того, что требуемого количества специалистов для внесения в реестр может просто-напросто не найтись на просторах страны. И кончая сложнейшей процедурой сбора, проверки и внесения информации.

Эту работу также пришлось брать на контроль профессиональному сообществу. Проблемами реализации реестра вплотную занимается комитет по технологическому проектированию объектов производственного назначения и транспортной инфраструктуры. Сейчас завершается работа над концепцией проекта нормативного документа «Положение об обучении, сертификации и ведении единого реестра специалистов Главного инженера проекта и Главного архитектора проекта». На основании этого документа будут выработаны требования к российским ГИПам и ГАПам – чтобы, с одной стороны, отсечь посторонних людей, а с другой, не создать ещё один административный барьер.

Отметим, что было бы ошибочно воспринимать НОПРИЗ, как некую бюрократическую надстройку, контролирующую и предписывающую проектировщикам и изыскателям, что и как им делать. Практически все перечисленные предложения и документы были подготовлены представителями профессионального сообщества. А Национальное объединение выступает как организующая площадка, которая помогает профессионалам довести свои идеи до федерального уровня и отстоять свою точку зрения. На пользу всему строительному комплексу.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram