//НАШИ ПАРТНЕРЫ

//Новости

//Сад и огород

//новости 24СМИ

podpiska-pochta

//Поп-новости

//Новости news.net.finam.ru

//Общество

Язык вражды

№ 7(498) от 26.02.16 [«Аргументы Недели », Елена МЕЙГУН ]

Язык вражды

После массового сноса торговых павильонов в столице, прозванного в СМИ «ночью длинных ковшей», в соцсетях заметно участилось употребление слова «оленевод» по отношению к мэру Москвы Сергею Собянину. Появление именно такого прозвища – свидетельство негативных стереотипов в отношении народов Севера.

Прозвища чаще всего появляются благодаря биографии, национальности, внешности, роду занятий, именам и фамилиям. По слухам, московский градоначальник происходит из семьи манси-оленеводов. А в России очень распространённой была модель возникновения фамилий, связанных с профессией отца. Так что здесь вроде бы и нет ничего удивительного.

Однако исследование блогосферы и социальных сетей, проведённое преподавателем Школы лингвистики НИУ ВШЭ Юлии Галяминой, показало, что прозвище «оленевод» дали Собянину в году примерно 2005-м, когда он ещё был губернатором Тюменской области. Однако активно его начинают употреблять только с момента его вступления в должность столичного мэра. Свою роль в популярности данного антропонима сыграло и формальное сходство с прозвищем предыдущего московского градоначальника Юрия Лужкова – «пчеловод».

«Оленевод» в отличие, к примеру, от «чукча» пока не имеет негативных коннотаций. Анализ употреблений слова «чукча» показал, что, к сожалению, в более чем половине случаев этот этноним используется в переносном значении с негативным подтекстом. Со словом «оленевод» пока ничего похожего не зафиксировано. Однако сейчас его старательно пытаются сделать маркером некоего набора характеристик: чуждости, необразованности, некомпетентности, непрофессионализма, низких умственных способностей, нецивилизованности.

В пылу политической борьбы, таким образом характеризуя московского градоначальника, его критики невольно демонстрируют всем нам и свою картину мира. В ней превалируют ощущение исключительности коренного москвича, ценность модернизированной цивилизации в противовес традиционалистским представлениям, высокомерное отношение к негорожанам и народам Севера и Сибири.

Эта искажённая картина мира обусловлена существующими общественными представлениями о престижности Москвы, социально-экономическим положением критиков и фольклорно-бытовым представлением о народах Севера. Увы, такие взгляды характерны не только для москвичей. Полтора года назад на Колыме чуть не разразился скандал, когда сотрудники одной из библиотек повесили мотивационный плакат, оскорбивший людей, не понаслышке знакомых с жизнью оленеводов.

Бороться с устоявшимися негативными стереотипами в отношении своего народа не так давно пытались и чукчи. Инициативная группа оспорила в суде появление обидного определения слова «чукчи» в словаре. Суд отказал активистам в претензиях, но и без этого ясно – то, что вошло в язык, сложно изменить каким-либо постановлением. Но сейчас в угоду политической конъюнктуре прямо на наших глазах в русском языке формируется негативный оттенок ещё одного слова, связанного с коренными народами Севера. Самое время повлиять на ситуацию – последить за своим языком.

Чтобы продолжить чтение номера, оформите подписку

Годовая подписка на газету за 490 руб.

- или -

Купить этот номер за 25 руб.

*Подпишитесь на газету и получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес

Полные версии доступны в Telegram канале @argumentiru

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите "Ctrl + Enter"



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

?>

//Новости Гнездо.ру

Загрузка...

//Новости ADWILE

//Новости партнеров


//Авторы АН

Все авторы >>

//Новости Гнездо.ру

Загрузка...

//Новости ADWILE

//Новости advert.mirtesen.ru

//Читайте также

//Новости СМИ2

//Новости Lentainform.com

ювелирная неделя моды

//Новости Redtram

//Мы в соцсетях

Загрузка...
//Наши партнеры