Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 7(498) от 26.02.16

Коренной VS асфальтовый

, 09:13

Конец зимы и начало весны – праздничное время для части наших сограждан, ведущих традиционный образ жизни. В суровых землях Севера, Сибири и Дальнего Востока они шумно и весело начинают отмечать Дни оленевода. Но праздник этот издавна был ещё и поводом обсудить накопившиеся вопросы. Поэтому «НА» встретился с Григорием ЛЕДКОВЫМ, президентом Ассоциации малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, депутатом Госдумы.

- Уже много лет остаётся нерешённым вопрос о формализации принадлежности к коренным малочисленным народам. Для них накопилось очень много серьёзных преференций, начиная с доступа к биоресурсам и заканчивая приоритетным правом получения образования в ведущих вузах страны. И постоянно возникает вопрос – кто имеет право на все эти блага?

– В течение нескольких десятилетий для всех коренных малочисленных народов сформированы особые права. Там нет никакой инфраструктуры, остро стоят вопросы занятости, получения информации, обеспечения продуктами питания, возможности обучения детей в малокомплектных школах. Но помогать необходимо тем, кто действительно ведёт традиционный образ жизни. Именно для них существует чёткий перечень государственных гарантий, сформированных более 30 лет назад, там указаны конкретные народы и виды их хозяйственной деятельности.

Первый же критерий – этническая принадлежность – сразу рождает проблему неравенства, ведь на одной территории живут, допустим, ненцы и коми-ижемцы, последние не относятся к коренным малочисленным народам, не имеют преференций, но ведь они в той же арктической зоне пасут оленей! А есть ещё русское старожильческое население, которое живёт в тех же условиях, но принадлежит к «многочисленной» национальности и тоже лишено привилегий.

– Вопрос этнической принадлежности – один из критериев получения государственных преференций, но первое, на что нужно обращать внимание, – место компактного проживания, потом вид деятельности и уж в последнюю очередь – этничность. Если это старожильческое поселение или представители других национальностей, но проживающие на одной территории с коренными малочисленными народами, а охота, рыболовство и оленеводство – их единственный источник пропитания, конечно, они должны получать все государственные гарантии, приравненные к малочисленным народам, и в ряде законов такая оговорка существует. Нужно либо создать отдельный документ, либо общую электронную информационную базу. Давно пора навести в этом порядок! Если охотничий промысел или рыболовецкий участок, передаваемые по наследству, для семьи единственный способ прокормиться, то национальность не должна быть главным критерием. Это мы намерены законодательно закрепить в нынешнем году.

– В прошлом году вашей ассоциации исполнилось 25 лет, неужели не хватило времени порядок навести?

– Ассоциация является общероссийской общественной организацией, имеет свои подразделения во всех 28 субъектах Российской Федерации, где проживают представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Основной задачей стоит – объединить наши народы и донести до органов власти проблемы, о которых мы знаем изнутри. Накоплен огромный опыт взаимодействия с органами федеральной и региональной власти. Но круг вопросов очень большой, затрагивает все сферы жизнедеятельности – от проблем в оленеводстве, рыболовстве до пенсионного обеспечения и образования. И очень большой круг вопросов замкнут именно на пресловутом определении национальности. Графу в паспорте мы потеряли в начале девяностых годов, и с того времени проблемы наши нарастают как снежный ком.

– На какие средства существует ассоциация?

– Мы являемся постоянными участниками Арктического совета, имеем официальный статус в Социально-экономическом совете ООН. Это две основные международные площадки, на которых работает ассоциация. Одна из основных сегодняшних задач, как и у многих, – добыча финансов на мероприятия и работу аппарата. В 2012 году приняли нелёгкое решение – иностранных грантов не брать. И этой позиции придерживаемся, потому что являемся политической организацией: выходим с законодательными инициативами, критикуем, ходим по судам, поддерживаем на выборах своих депутатов. Поэтому средства ищем только внутри России.

– От переписи к переписи малочисленные народы Севера демонстрируют рост численности, в процентном отношении сильно опережающий даже республики Северного Кавказа. Что это за феномен?

– Ситуация на самом деле не столь радужная, у нас 42 народа, а положительная динамика касается всего нескольких этносов, живущих на социально-экономически развитых территориях. Есть совсем небольшие народы, давно скатившиеся в минус. Положение очень неоднородно, кому-то нужны средства для развития, а кому-то для сохранения.

– Что намерены делать?

– Добиваться принятия закона о принадлежности к коренным малочисленным народам, чтобы государство могло точно определять – кому необходимо оказывать помощь. За отправную точку возьмём советские документы. И даже если человек где-то учился, потом работал, но к пенсии решил вернуться, поселиться на родной земле и вести традиционный образ жизни, то он сможет это сделать. Второй не менее важный вопрос – изменение правил рыболовства.

– Идут разговоры о том, что малочисленные народы хотят загнать, мол, обратно в каменный век: заставить ловить рыбу гарпунами, в то время как весь мир пользуется сетями и тралами.

– Это искажённая информация. Рыболовство Камчатки – сетное и неводное – придумали наши коренные народы. Просто сейчас изобретённые нашими предками приёмы немного усовершенствованы, но это наша традиция. Мы предлагаем запретить выставлять на торги родовые рыбоучастки. Сегодня нужны прозрачные нормы использования природных ресурсов. Но мы не сможем их создать, не определив принадлежность людей к родной территории, не закрепив законодательно, что на этой реке, вокруг этой деревни конкретный круг лиц имеет право охотиться, ловить рыбу, пасти оленей. Конечно, нужно будет выделить и какие-то общественные участки, но прежде всего коренное население должно иметь возможность обеспечивать себя.

– Но ведь человек не только в пище нуждается. А одежда, обувь, тетрадки ребёнку в школу? На всё это нужны деньги. Значит, он должен иметь возможность что-то продавать.

– Вы совершенно правы. Мы именно это постоянно пытаемся донести до наших оппонентов. Например, оленевод не может без собак, а их надо кормить. И хлеб купить, и топливо, и ранец ребёнку. Но в Росрыболовстве считают, что 300 кг рыбы на Ямале человеку вполне достаточно. А поделите-ка её на количество дней году – кота не прокормите! Это количество рыбы нужно увеличивать кратно. Но опять же такой объём необходим не всем, а только тем, кто ведёт традиционный образ жизни, живёт в тундре, в тайге, а не «асфальтовым» коренным – так иногда называют тех, кто перестал вести традиционный образ жизни, переехал жить в посёлки и города, но громче всех требует дополнительных льгот.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram