Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 6(497) от 19.02.16

Честное дело частного музея

, 09:05

Тема частно-государственного партнёрства в сфере культуры сегодня актуальна, как никогда. Даже в благополучные «тучные нулевые» культура зачастую финансировалась государством по остаточному принципу. А сегодня, когда социально-экономическая ситуация в стране остаётся весьма напряжённой, значимость частно-государственного партнёрства в благородном деле сохранения культурного наследия становится воистину огромной.

Музей с большой буквы

На вопрос о том, как именно могут «подружиться» частный капитал и сфера культуры, ответов довольно много. В России есть и примеры масштабных персональных собраний предметов старины, доступных для общего обозрения, и факты финансовой поддержки значимых выставок и культурных мероприятий, и практика спонсирования небогатых учреждений культуры на постоянной основе. Тем не менее до сих пор в этой сфере остаётся редкостью системный подход, когда сбережение культурных ценностей из простого «собирательства» превращается в историческую миссию, а работа ведётся на строго научной основе. Именно на таких принципах строит свою работу Музей русской иконы – один из крупнейших частных музеев России, созданный и существующий на средства предпринимателя и мецената Михаила Юрьевича Абрамова.

«Никаких личных выгод из нашей деятельности мы не извлекаем, – рассказывает Николай Задорожный, директор Музея русской иконы. – Такой цели ни основатель музея Михаил Юрьевич Абрамов, ни наша команда никогда перед собой не ставили. Мы стремились создать музей, где найдётся место и просветительской, и научной, и благотворительной деятельности. В нашем «активе» – выставки по всему миру, регулярный выпуск научных публикаций и, наконец, свободный вход для всех желающих. На мой взгляд, можно даже говорить о том, что мы стремимся возродить дореволюционную российскую традицию. Тогда в сообществе экономически успешных людей считалось почётным вкладываться в культуру и просвещение и создание частных музеев считалось не «выхвалкой», а признаком хорошего тона».

«Могу с уверенностью сказать, что к частным музеям Минкульт относится как к полноправным «жителям» общероссийского культурного пространства, – комментирует Виктор Петраков, советник министра культуры РФ. – При этом среди них есть масштабные проекты, которые имеют общероссийскую значимость. К последним я с уверенностью могу отнести и Музей русской иконы».

Основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов и полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов на открытии выставки «Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова»

Тем не менее, по признанию Петракова, на данный момент реализованы далеко не все меры поддержки, которые сегодня жизненно необходимы частным музеям. Например, в настоящее время хозяева частных музеев и коллекций, ведущие активную просветительскую работу, демонстрирующие культурные сокровища всем желающим, по полной программе платят налоги и тратят огромные деньги на аренду помещений, хотяникакой коммерческой деятельностью подобные музеи, как правило, не занимаются.

«На мой взгляд, это не совсем справедливо, – отмечает В. Петраков. – Например, основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов, который вполне мог купить себе футбольную команду или яхту, на эти же деньги поддерживает высококлассный музей с бесплатным входом для всех желающих. Разве этим он и его единомышленники не заслужили права на льготы?»

Долгий путь домой 

По словам Задорожного, важнейшим направлением в работе музея и той самой исторической миссией сегодня является возвращение на родину древних икон и памятников христианского искусства,в течение XX века вывезенных на Запад. Более 3 тыс. собранных в его фондах произведений живописи и прикладного искусства были найдены и приобретены за границей – в частных коллекциях, галереях, антикварных салонах, на аукционах. Среди них целый ряд уникальных греческих и русских икон, редчайшая коллекция предметов византийского прикладного искусства, цельный резной греческий иконостас конца XVII века и многое другое. При этом важно отметить, что приобретаемые предметы старины не только пополняют собственную коллекцию музея. Благодаря планомерной работе Музею русской иконы удалось вернуть и безвозмездно передать в государственные региональные музеи девятнадцать экспонатов,которые ранее были утрачены и вывезены за рубеж.

Список спасённых предметов и «география» их возвращения весьма широки. Так, в музей-заповедник «Ростовский кремль» в 2011 г. был возвращён уникальный деревянный запрестольный резной крест XVI века, похищенный оттуда в 1995 году. Он был обнаружен в одном из частных собраний Германии и по доброй воле основателя музея Михаила Абрамова был выкуплен у немецкого коллекционера для возвращения его законному владельцу. В 2013 г. тем же путём вернулись в Ростов Великий и шесть киотцев с живописными изображениями Благовещения и евангелистов, ныне украшающие Царские врата 1652 года, происходящие из Никольского придела Благовещенской деревянной церкви села Данилова Ярославской губернии. В коллекцию Великоустюгского музея возвратились 10 икон-«праздников», украденных из иконостаса церкви Димитрия Солунского в 1984 году. Наконец, в 2014‑м своё законное место в Муромском историко-художественном музее заняла икона «Деисусный чин» XVII века. Она числилась в собрании Муромского музея в 20-е годы прошлого столетия, а в военное время была утрачена, как казалось, навсегда. По счастливому стечению обстоятельств Деисус обнаружили сотрудники Музея русской иконы в одном из антикварных магазинов Санкт-Петербурга. После исследования происхождения памятника и получения подтверждения его принадлежности государственному собранию в Муроме было принято решение выкупить икону и безвозмездно передать её законному владельцу, а позднее и отреставрировать за счёт Музея русской иконы.

История одного шедевра 

Ярким примером эффективности частно-государственного партнёрства в сфере культуры может послужить судьба старинной иконы XVII столетия «Троица Ветхозаветная».Икона, принадлежащая кисти выдающегося московского мастера-иконописца Оружейной палаты Кирилла Уланова, была написана в 1690 году в составе комплекса храмовых икон для двух церквей Устюжны Железнопольской – древнего ремесленно-посадского города на территории современной Вологодской области.Ей удалось уцелеть в революционных бурях начала XX столетия и в конце 1920-х годов попасть в собрание созданного в те годы Устюженского краеведческого музея. Однако скромный районный статус и далеко не блестящее финансовое положение Устюженского краеведческого музея не дали никакой возможности в лихие 90-е обеспечить старинным иконам достойные условия существования и надлежащую охрану. В мае 1994 года из музея похитили шесть уникальных местных икон XVI–XVII веков, среди которых оказалась и работа Кирилла Уланова «Троица Ветхозаветная». Ещё более горьким событием, чем сама утрата, для сотрудников музея стало поразительное равнодушие сотрудников правоохранительных органов, которые не спешили с поисками. Известно было лишь то, что предположительно иконы контрабандным путём вывезли за границу и продали в частные собрания.

Тем не менее в середине двухтысячных годов в судьбе улановской иконы открылась новая, счастливая страница. История возвращения шедевра началась с того, что заместителю директора Музея русской иконы сообщили об обнаруженной в немецком аукционном каталоге иконе, очень похожей на ту, что была похищена из Устюженского краеведческого музея. Как только специалисты убедились, что речь в каталоге действительно идёт о той самой иконе XVII столетия, были приложены все силы, чтобы снять произведение искусства с торгов, а у продавца запросили информацию о том, как эта икона к нему попала. Выяснилось, что её вполне официально приобрели у некоего русского предпринимателя и единственным способом вернуть её в Россию был бы выкуп по рыночной цене. Ни у Минкульта, ни у властей Вологодской области, ни тем более у муниципальных властей Устюжны таких средств не нашлось. И в момент, когда казалось, что замечательный памятник русской иконописи так навсегда и останется за пределами страны, вологодский губернатор Олег Кувшинников попросил об организационной и финансовой помощи владельца Музея русской иконы Михаила Абрамова. (Примечательно и символично, что разговор состоялся в момент передачи музею в Великом Устюге десяти праздничных икон, похищенных в 1984 году из городской церкви Св. Димитрия Солунского и возвращённых силами сотрудников музея. – Прим. «АН».) Согласие было немедленно получено, а переговоры с немецким хозяином иконы завершились тем, что он сразу согласился передать произведение искусства на его родину, попросив при этом, чтобы икону вернули именно в Устюженский музей, откуда её похитили.

Когда икона была выкуплена на средства Михаила Абрамова, директор музея Николай Задорожный отправился за ней в Германию и 14 мая 2012 года, имея на руках все необходимые документы, привёз её в страну. И тут случилось неожиданное: на таможне аэропорта Домодедово Николая Васильевича задержали… по подозрению в скупке краденого и контрабанде культурных ценностей! Далее последовала отвратительная информационная волна в СМИ, которые радостно подхватили «сенсационную» новость о задержании директора одного из московских музеев с редкой иконой в чемодане. К счастью, реакция культурного сообщества не заставила себя ждать. Действия сотрудников МВД резко осудил тогдашний министр культуры Александр Авдеев, которого горячо поддержали известные учёные, коллекционеры, сотрудники региональных музеев. В результате спустя два месяца появился отказ в возбуждении уголовного дела против Н.В. Задорожного за отсутствием состава преступления. Долгая эпопея наконец завершилась тем, что в июле 2012 года икона была передана Устюженскому краеведческому музею.

«Возвращение иконы Уланова стало для нас настоящим чудом и добрым знаком, – рассказывает И. Петров, глава Устюженского муниципального района. – Но время всё расставляет на свои места, за эти годы часть памятников древнерусской живописи вернулась на историческую родину. Благодаря финансовой и организационной помощи основателя Музея русской иконы Михаила Юрьевича Абрамова памятник занял своё почётное историческое место в стенах собора Рождества Богородицы, в котором сейчас работает Устюженский краеведческий музей. От лица моих земляков я выражаю слова благодарности и признательности в адрес Михаила Юрьевича Абрамова, сотрудников Музея русской иконы за возвращение святыни на устюженскую землю».

Выставка 

До 10 марта 2016 года у жителей Москвы есть редкая возможность своими глазами увидеть выдающийся памятник художественного искусства – «Троицу Ветхозаветную». В Музее русской иконы впервые с момента возвращения шедевра в Россию открыта выставка «Икона Святой Троицы царского изографа Кирилла Уланова».

«Мы увидели настоящий пример сотрудничества, соработничества между государственными и частными структурами, – отмечает полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов, –сегодня москвичам и гостям столицы доступно прекрасное произведение, и каждый может прийти и полюбоваться этой святой иконой. Так и должно быть».

Музей работает по адресу ул. Гончарная, д. 3 стр. 1, ежедневно, кроме среды, с 11:00 до 19:00. Вход свободный.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram