Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

«Чемодан без ручки»

, 09:19

Надежды на то, что вскоре Крым перестанет развиваться как исключительно дотационный регион, немного омрачили финансовые показатели первого полугодия 2015 года.

Парадоксально, но проблемы с исполнением доходной части бюджета возникли и у традиционно промышленных регионов, в которых сосредоточены крупные плательщики налога на доходы физлиц и арендной платы.

Мгновенного чуда, которого жители Восточного Крыма так ждали от присоединения к России, не произошло.

Бюджетные дыры промышленного Крыма

В первом полугодии 2015 года объём реализованной промышленной продукции в Керчи составил порядка полутора миллиардов рублей. Для сравнения, в 2011 году эта цифра составила 1,9 млрд в рублёвом эквиваленте, а в 2013-м уже 2,2 миллиарда.

Очевидный спад промышленного производства с досадой констатируют экономисты. По данным финуправления Керченской администрации, ни одно из бюджетообразующих предприятий тяжёлой промышленности в городе не работает в полную силу.

Бывший промышленный гигант – Керченский судостроительный завод «Залив» – заработал в этом году всего 114 млн рублей при загрузке в 13%.

Только наполовину загруженным оказалось ранее успешное предприятие «Ювас-Транс», предоставляющее экспедиторские и лоцманские услуги. За полгода оно сумело получить 138 млн рублей прибыли.

Не многим лучше обстоят дела на оказавшемся в центре зарплатного скандала Керченском стрелочном заводе. Работая лишь на 20% своей мощности, доходы предприятия за полгода составили чуть более 40 млн рублей.

Ловушка для «Залива»

Тяжёлое экономическое будущее «Залива» предрекли уже давно. Ещё год назад президент Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов пояснил, насколько сложно будет работать «Заливу» в условиях санкций.

«Даже страховку оформить, чтобы корабль дошёл из Крыма в Петербург на достройку, – это целая история. Если мы не можем предоставить сертификат происхождения под названием «Украина» на крымской верфи, то, по сути, эта продукция является незаконно произведённой», – отметил тогда судостроитель.

Найти выход из сложившейся ситуации оказалось нелегко. Керченский завод «Залив» обладает промышленными мощностями, позволяющими производить и ремонтировать очень крупные суда.

«Козырем» предприятия ещё в непростых украинских реалиях был сухой док длиной 360 метров, шириной – 60 и глубиной – 13 метров. Этот док, без лишних преувеличений, до сих пор остаётся одним из самых крупных в Европе, за что снискал славу у иностранных заказчиков. В 2009 году предприятие могло похвастаться промышленными связями с «Statoil-Hydro» – крупнейшей государственной нефтегазовой корпорацией Норвегии.

Поскольку соблазнительными мощностями «Залива» не смог воспользоваться и нефтегазовый сектор РФ, единственным логичным выходом оставался государственный оборонзаказ.

«Оборонка» для Крыма

О том, что «Залив» получит место в программе государственного вооружения, стало известно в апреле 2014 года. Об этом заявил заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин.

«Мы приступаем сегодня к созданию крупных кораблей, судов, морских нефтяных платформ под арктический шельф», – сказал вице-премьер.

Тем не менее керченское предприятие увидело первые результаты не так скоро – только в сентябре. Заложенные суда оказались теплоходами, что подтвердило: планы на «оборонку» заметно остыли.

Точки над i расставил замминистра обороны Юрий Борисов, который, признав, что Керчь всегда славилась своими судостроительными активами, тут же заметил, что они «за последние 20 лет где-то были переориентированы, где-то превратились в товарно-логистические базы, технология была утеряна».

Кроме того, Борисов констатировал «ограничение поставки импортных комплектующих изделий, сырья и материалов в связи с введением санкций». Это значит, что, даже имея в Крыму предприятие с полным производственным циклом, правительство не сможет в ближайшее время возлагать на него слишком большие надежды.

Сданными в эксплуатацию заказами здесь пока похвастаться не могут. Спустя полтора года после национализации предприятия в доках «Залива» поселилось пять судов: два теплохода, два танкера и одно поисково-спасательное судно. Последнее было заложено уже Дмитрием Рогозиным, вслед за которым в Керчь на разведку отправился и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Оба дали оптимистичные прогнозы, а Рогозин даже признался, что на предприятие в марте 2014 года вообще не смотрели с реальными планами.

Рынок, на котором не ждут

В отличие от своего национализированного соседа, второй промышленный гигант Восточного Крыма – Керченский стрелочный завод (КСЗ) – так и не сменил украинскую прописку.

Проблемы завода начались ещё в украинскую бытность: крымское предприятие, имевшее отношение к холдингу Рината Ахметова, жило в условиях жёсткой конкуренции с Днепропетровским стрелочным заводом, которое, в свою очередь, имело отношение к влиятельной на Украине группе «Приват».

Сражаясь за заказы для развернувшейся модернизации дорог «Укрзализныци», руководство керченских «стрелок» подумывало о европейских заказах, что, естественно, предполагало серьёзную модернизацию производства.

Этого, впрочем, не случилось. И не имеющее выгодных отличий от себе подобных крымское стрелочное производство перешло в российские экономические реалии.

Довольно долгое время КСЗ продолжал рассчитывать на украинские заказы, упорно не меняя прописку. Руководство предприятия поясняло это непростой ситуацией на переполненном российском рынке. По данным керченских «стрелочников», заводы переводов в России не загружаются даже на 50%.

«80% производимой продукции на КСЗ предназначалось для Украины, – уже в январе 2015 года поясняли усугубляющееся бедственное положение на предприятии. – Сейчас существуют проблемы с поставками на украинский рынок. Рынок России находится в стадии падения, отмечается тенденция ежегодного снижения уровня закупок стрелочной продукции».

Примечательно, что завод входил в планы по национализации, однако национализирован так и не был, несмотря на многочисленные просьбы самих заводчан, которые позже вылились в продолжительный народный бунт. Недовольные низкими зарплатами металлурги, требовали сменить собственника предприятия.

«Это дикая случайность, что завод не национализировали. Мы хотели, однако в последний момент в наши планы вмешались и убедили, что всё будет нормально», – как бы оправдывался спикер Владимир Константинов перед керчанами, посетив забастовку на предприятии.

Забастовка на стрелочном заводе продолжалась несколько недель, но всё же принесла долгожданный итог: сейчас предприятие работает полную неделю, а зарплаты увеличились на 50%. Власти Крыма уже заявили о понимании со стороны главы РЖД Олега Белозёрова, однако какое именно место займут керченские «стрелки» на российском рынке с учётом жёсткой конкуренции, чиновники не уточняют. Как и не спешат заявлять на реакцию других участников рынка на преференции для Крыма.

На «Заливе» тем временем заняты модернизацией. На неё обещали дать федеральные средства, перенаправленные с других инвестиционных проектов, однако руководство завода в данный момент не комментирует источник средств на обновление производства.

Попутно тут решают кадровый парадокс: заявив высокие должностные оклады, в Керчи не могут найти соответствующих специалистов, которые покинули в своё время город.

Свет в конце тоннеля, впрочем, есть. И его источник кроется в форме собственности предприятий, которые призваны пополнять крымскую казну. Так, национализация «Залива», по сути, была не чем иным, как созданием на базе бывшего украинского завода промышленной площадки одного из российских предприятий – Зеленодольского завода им. Горького.

«На основе «Залива» образован филиал российского судостроительного предприятия, которое специализируется на выполнении оборонных заказов. Поэтому в ближайшей среднесрочной перспективе, то есть в течение 3–5 лет, следует ожидать увеличения производства на заводе, – отмечает крымский учёный, доцент кафедры экономики предприятия Керченского государственного морского технологического университета Владислав Ушаков. – Тем более что «Залив» имеет уникальное для России производственное оборудование, которое позволяет производить суда, аналогичные французским «Мистралям». Импорт иностранных комплектующих для российской оборонки – это технический вопрос, который, скорее всего, будет активно решаться на общегосударственном уровне как с помощью импортозамещения, так и поиском путей «обхода» санкций».

Аналогичный выход имеется, по мнению Ушакова, и у Керченского стрелочного завода. Если бы собственник, то есть в конечном итоге Ринат Ахметов, согласился продать свои мощности любому из имеющихся игроков на российском рынке стрелочных переводов, это избавило бы предприятие в Керчи от мучительного поиска рынка сбыта.

Свою роль должны сыграть и власти. С одной стороны, пообещав покупателю стрелочного завода в Керчи определённые выгоды, с другой – застраховав предприятие от возможной консервации.

Но пока о покупке речь не идёт. Открытым остаётся ряд нерешённых политических вопросов, от которых, по большому счёту, зависит будущее далеко не единственного предприятия в Крыму.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram