Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Кто ответит за футбол?

Стоит ли рассчитывать на перемены в нашем футболе и чего ждать от предстоящего заседания Госсовета

, 09:23

Россия в торжественной обстановке отметила недавно символическую и громкую дату – 1000 дней до открытия чемпионата мира по футболу, который в 2018 г. пройдёт в нашей стране. Несмотря на проблемы и трудности политического и экономического характера на мировой арене и в собственной стране, руководство России делает всё возможное, чтобы через три года праздник футбола всё-таки состоялся на нашей российской улице.

Тогда как дела в отечественном футбольном хозяйстве идут из рук вон плохо. И не только потому, что сборная России, несмотря на пару последних побед, не готова сражаться не только с лучшими командами мира, но и, признаемся, с откровенными аутсайдерами этой популярной игры. Собственно, беда со сборной только завершает общую картину плачевного состояния российского футбола в целом. О том, как преодолеть хронический недуг самой популярной игры в стране, сегодня на страницах «АН» рассказывает известный футбольный эксперт, вице-президент Международного фонда поддержки правовых инициатив Алишер АМИНОВ.

События вокруг российского футбола в преддверии будущего чемпионата мира сделали этот вид популярного спорта явлением, выходящим далеко за рамки сугубо спортивного интереса. А если принимать во внимание, что ежегодные траты государства в российской премьер-лиге, по некоторым оценкам, составляют 1,2 млрд евро, то можно рассматривать наш футбол как самую настоящую отрасль отечественной экономики. Последние десять лет – это время упущенных возможностей в футболе. При таких колоссальных вложениях со стороны государства ни современных стадионов, ни стабильных клубов, ни достаточного количества и качества российских футболистов и тренеров.

Неслучайно ведь в ноябре 2015 г. теме состояния и развития футбола в России будет посвящено очередное заседание Госсовета. Планируется к обсуждению вопрос поддержки футбола в тех городах России, где пройдут матчи чемпионата мира – 2018. Такой интерес к состоянию дел в российском футболе заставляет специалистов и экспертов предлагать свои способы оздоровления самого массового спорта в стране.

События последних лет наглядно демонстрируют как значимость футбола у нас, так и глубокое разочарование общества, вызванное неудачами клубных и сборных команд России. С горечью приходится сознавать, что футбол в нашей стране находится в состоянии острого кризиса.Он оторван от народа и во многом зависит от государства, лишён профессионального подготовленного резерва и квалифицированных специалистов. При этом управляющие футболом люди постоянно допускают грубые ошибки, усугубляя положение дел.

Всем известно, что профессиональные футбольные клубы испытывают острый дефицит, связанный с комплектованием талантливой российской молодёжью, главным образом в силу того, что система подготовки резерва крайне несовременна и неэффективна, её просто нет. На протяжении десяти последних лет система управления РФС была непрофессиональна, а его главный орган – исполком в нынешнем составе просто не в состоянии профессионально руководить процессом развития футбола в стране. Сегодня просто напрашивается необходимость широкой общественной дискуссии по ключевому вопросу – место футбола в системе сегодняшних приоритетов России. Причём обсуждаться должны не только подготовка к чемпионату мира и массовый футбол, а также затраты государства на профессиональные соревнования и клубы.

Подготовленная мною программа развития футбола в России ещё семь лет назад на самом деле не есть какое-либо откровение, а тем более открытие. Многие её положения изложены неоднократно на страницах спортивных изданий, с этой комплексной программой я выходил на двух последних выборах в президенты РФС. Теперь же, когда знатоки футбола ждут предстоящий Госсовет, посвящённый состоянию дел и поддержке футбола в стране, хотелось бы поделиться основными положениями давно подготовленной мною программы с более широкой аудиторией, представляющей интересы самых разных слоёв российского общества, переживающего за наш футбол.

Детский футбол

По количеству занимающихся футболом людей (около 1,5 млн человек) Россия уступает Германии, Испании и Италии более чем в три раза. За последние годы в России почти исчез дворовый футбол. Региональные и муниципальные органы госвласти не уделяют должного внимания детско-юношескому и массовому футболу.

В России практически отсутствуют частные детско-юношеские школы, есть только 30 школ при профессиональных клубах, которые не испытывают серьёзных финансовых проблем. В 1500 ДЮСШ финансирование носит остаточный характер, что пагубно сказывается на уровне подготовки молодых футболистов и детских тренеров. Зарплата тренеров не выдерживает никакой критики.

Предлагается, во-первых, осуществить перевод всех ДЮСШ из структуры непрофильного Минобразования под начало Минспорта. Во-вторых, ужесточить требования РФС к профессиональным клубам в части финансирования спортивных школ. В-третьих, государство и РФС должны всячески стимулировать и поддерживать развитие частных футбольных школ.

Профессионалов – в РФС

Перемены в самом РФС назрели давно. На конференции союза значительную долю делегатов составляют представители региональных федераций. Однако только в 26 регионах существуют профессиональные клубы. Необходимо на паритетной основе ввести в состав исполкома РФС представителей всех субъектов футбола.

При этом необходимо соблюдать интересы всех сторон, участвующих в футбольном процессе: игроков, тренеров, арбитров, лиг, представителей регионального, детско-юношеского футбола и науки. В РФС должна быть гласность, все заседания исполкома должны быть открытыми для СМИ, необходимы дискуссии, обмен мнениями, идеями и принятие решений консенсусом. Только в этом случае могут развиваться игра и вся футбольная отрасль.

Исполком РФС должен состоять максимум из 13 членов, а не из 33, как сегодня. Такого количества членов исполкома нет даже в ФИФА и УЕФА. В исполкоме достаточно одного члена от регионального футбола, одного представителя от профессионального футбола, то есть от клубов и лиг, и от других субъектов футбола.

Кроме того, в руководстве РФС предлагается учредить четыре должности вице-президентов по развитию, от региональных федераций футбола, от лиг и других субъектов футбола.

Главной задачей для профессионального отечественного футбола на ближайшие годы является создание эффективной системы подготовки резерва и специалистов по всей стране на национальном и региональном уровнях. Прежде всего, это создание национального центра футбола России в Звенигороде. К примеру, национальная сборная Франции имеет свой национальный центр. Такие центры имеют практически все развитые футбольные страны. В самом центре находится около 10 полей в идеальном состоянии, современный медико-восстановительный центр, комплексная научная группа, центр подготовки тренеров и других специалистов в сфере футбола.

А где готовилась национальная сборная России все последние десять лет? В пятизвёздочных отелях Москвы, а тренируются на городских стадионах, и не только национальная сборная, но и все 22 сборные команды России до сих пор не имеют своего единого национального центра. Вполне возможно, это именно то, почему мы не успеваем за высокими темпами развития мирового футбола. Вопрос создания национального центра должен стать одной из тем Госсовета.

Другая важная задача для РФС и государства и самая сложная – это общими усилиями создать 9 межрегиональных и 50 региональных центров по всей стране. Именно система центров на региональном уровне позволит создать эффективную систему подготовки профессиональных футболистов, а также реанимирует систему научно-методического обеспечения специалистов в сфере футбола – детских тренеров, арбитров, врачей, менеджеров.

Сегодня есть у нас государственная программа развития футбола, на которую правительство выделило 19 млрд рублей. Эта программа близка к завершению, и можно подводить итоги эффективности её реализации. За это время Роман Абрамович постелил свыше 100 полей с искусственным покрытием в различных регионах нашей страны, но потом эти поля начали укладывать за государственный счёт. При этом нынешнее поколение юных футболистов просто незнакомо с качественными натуральными полями – естественные поля не только не стелют, но даже и не вспоминают про них.

Вместе с нашими лучшими российскими специалистами я изучил европейские структуры организации футбола и пришёл к выводу, что в развитых футбольных странах реализуются так называемые региональные центры. Вот это и называется – эффективная система подготовки резерва и специалистов, охватывающая всю страну, куда и должны были пойти 19 млрд государственных средств, предусмотренных на развитие футбола в стране. Ведь я говорю о создании системы центров, которые представляют не просто поля.

Анализ опыта работы центров в развитых футбольных странах показывает, что они являются мощными стимулами развития футбола в стране.А кто спрашивал самих футболистов и тренеров, что они думают о постеленных искусственных полях? Среди юных футболистов в последние годы наблюдается резкий рост травм, полученных на искусственных полях, дети даже не успевают дорасти до профессионального спорта, так как повреждения коленных суставов и паховых колец стали практически хроническими заболеваниями. Многие из молодых футболистов уже имеют операции на крестообразных связках, а 75% тренеров, работающих в детско-юношеском футболе, не имеют специального образования. Вот вам результат искусственных полей и траты государства на них.

Всё лучшее – клубам?

Анализ системы профессиональных соревнований как нельзя лучше показывает неблагополучное состояние профессионального футбола. Думаю, что не требуется особо пояснительных комментариев при первом же рассмотрении вопроса финансирования наших профессиональных футбольных клубов. Ограниченный круг кандидатов в национальную сборную является прямым следствием ситуации в клубах и лигах. Основные финансовые средства сосредоточены в профессиональном клубном футболе: суммарная расходная часть бюджетов клубов РФПЛ и ФНЛ в сезоне–2015/2016 продолжает составлять 1,2 млрд евро.

На самом деле клубы и лиги самостоятельно зарабатывают не более 3% от получаемых средств. С 2008 г. доходы лиг не растут, при этом расходы увеличились, как минимум, в четыре раза. Финансирование команды из бюджета области – вообще нонсенс. Деньги потрачены, молодые российские футболисты не имеют игровой практики, хорошей игры футболисты не показали, в бюджете регионов образуется дыра, и губернаторы просят помощи у федерального центра.

Таким образом, ежегодно выделяемые средства на футбол не остаются в нём и не создают даже предпосылок для того, что клубы начали самостоятельно зарабатывать, все деньги расходуются на проведение соревнований, покупку и оплату труда футболистов. Нынешняя модель клубного российского футбола ориентирована на импорт рабочей силы, мы только дорого покупаем и дёшево продаём.

Российский профессиональный футбол обязан постепенно отказаться от бюджетного финансирования. Зависимость от средств государственных монополий и местных бюджетов губительна для развития игры. Но до той поры пока такая система финансирования профессиональных клубов сохраняется, за ней необходимо установить жёсткий контроль, имеющий целью оптимизацию клубных бюджетов и постепенное создание условий для привлечения частного капитала. Прозрачность бюджетов – одно из ключевых требований УЕФА, и это стратегически точный вектор, направленный на переход профессионального футбола России на самоокупаемость.

Введение в действие данного регламента будет способствовать формированию условий для создания подготовки футболистов через повышение спортивной конкуренции, стабилизации финансовой ситуации в профессиональном клубном футболе. Фактически он вводит внутренний финансовый Fair-Play.

Что необходимо в первую очередь предпринять государству в этом злободневном вопросе?

Прежде всего совместно с профильным Министерством спорта выработать правовой механизм финансирования государством футбола, определить нормы и параметры финансирования профессионального футбола. Например, ввести запрет на оплату трансферов футболистов из средств госкомпаний и региональных бюджетов. При этом деньги из регионального бюджета должны поступать на отдельный счёт и использоваться строго по назначению – расходы на проведение соревнований, школу, инфраструктуру. Трансферы должны осуществляться либо из реальных доходов от футбольной деятельности, либо из частных инвестиций.

Необходимо также создать условия для получения игровой практики молодыми российскими футболистами 1999–2000 г.р. за счёт изменения лимита на легионеров. Крайне важно принять ограничение по количеству иностранцев в заявке клубов: не более 10 в сезоне–2015/2016, не более 8 в сезоне–2016/2017 годов и увеличения игр в сезоне за счёт проведения дополнительных соревнований.

Где искать таланты?

Россия – огромная страна с очень талантливыми детьми разных национальностей, в отличие от многих европейских стран, в которых просто не хватает способных, физически одарённых детей, и они вынуждены пополнять свой человеческий ресурс за счёт притока населения из других стран.

В России существует другая проблема – большинство наших детей не имеют возможности получить качественное футбольное образование, а из тех 40 тыс. детей, которые ежегодно заканчивают футбольные школы, лишь единицы получают шанс попробовать себя в профессиональном футболе.

Прошло более 23 лет с момента распада Советского Союза. За это время российский футбол, фактически работая на резерве советской футбольной системы, не сумел создать своей конкурентоспособной модели.

Российская сборная на последнем чемпионате мира – единственная команда, представленная футболистами, которые играют во внутреннем первенстве страны. В ведущих футбольных странах имеется, как минимум, 4 кандидата на каждую позицию. В России – в лучшем случае два игрока, а по таким позициям, как центральные защитники, – просто отсутствуют кандидаты в сборную. Российские центральные защитники моложе 1993 года рождения в нашем чемпионате просто не играют.

Слово за наукой

С большим сожалением приходится признать, что созданные ещё в советские времена фундаментальная и прикладная спортивные науки разрушены до основания. Футбольная наука почти уничтожена.

Футбольных менеджеров, врачей и других специалистов в сфере футбола никто не готовит. Число специализированных футбольных кафедр в спортивных вузах сократилось до трёх – в Омске, Санкт-Петербурге и Москве. Нет единого плана научно-методической и научно-исследовательской работы, на кафедрах нет молодых преподавателей. Высшая школа тренеров в советский период давала двухлетнее образование, по мнению её выпускников, была одной из лучших в мире. Сегодня обучение в ВШТ, основанное на сочетании аудиторной и самостоятельной работы, продолжается один год. При этом нет даже специального учебника для ВШТ, в котором должны быть отражены современные представления о футболе. Основными задачами подготовки специализированных научных кадров являются оценка уровня технико-тактической и специальной физической подготовленности спортсменов, состояния здоровья и функциональных возможностей, контроль за тренировочной и соревновательной деятельностью.

А судьи где?

Анализ ситуации, сложившейся в российском футболе, демонстрирует наличие серьёзных проблем в развитии судейства, особенно заметных в РФПЛ. Сегодня в России официально зарегистрированы 3500 футбольных судей различных категорий, что явно недостаточно для качественного обслуживания многочисленных футбольных соревнований всех уровней.

Нынешнее количество – 250 судей, отобранных для проведения соревнований команд нелюбительских футбольных клубов, – вполне оптимально. Однако уровень профессиональной подготовленности многих из них не в полной мере соответствует уровню соревнований. Отсутствует чёткая система поиска, обучения, отбора, профессионального роста и выдвижения судей, которая позволяла бы регулярно пополнять все существующие категории арбитров лучшими кадрами.

Необходимо разработать и внедрить программу подготовки молодых перспективных арбитров «Таланты и наставники». Она пока находится в зачаточном положении, и требуется придать ей новый импульс развития. Также отсутствует обмен опытом с коллегами из других стран. Отсутствие денежных средств сказывается на возможности применения технических средств в судействе. Например, использование спрея задержалось на несколько лет, и только сейчас арбитры начали использовать их в матчах РФПЛ. Кроме того, следует оказать практическую помощь в создании региональных центров подготовки судей с обеспечением централизованного долевого финансирования их работы за счёт внебюджетных источников.

Откатить? Не проблема!

К сожалению, сегодня в России правоохранительные органы не желают связываться ни с РФС, ни с футбольными клубами, так как покровители этих структур располагаются в рядах российской элиты. Прежние руководители РФС борьбу с коррупцией подменили беспрерывными и пустыми разговорами. Возникающие прецеденты непонятно почему передаются в формально существующий Комитет РФС по этике, который к борьбе с коррупцией не может иметь никакого отношения. Установление и расследование коррупции в футболе – действительно дело крайне сложное и специфичное. Этой проблемой должны и могут заниматься только правоохранительные органы, наделённые соответствующей процессуальной компетенцией. Главный инструмент здесь – закон об оперативно-разыскной деятельности и предусмотренные им оперативно-разыскные мероприятия. Как только возникают признаки криминала, РФС должен приостанавливать свои действия и обращаться за помощью к силовым структурам.

Профсоюзы за футболистов в ответе

Во всех развитых футбольных странах профсоюзы игроков играют значительную роль и без согласования с ними не принимаются изменения в регламенты, затрагивающие интересы клубов и футболистов.

Общемировая тенденция такова, что всё больше представителей футболистов привлекаются к решению важнейших вопросов управления футболом. Об этом свидетельствуют подписанные в последние годы соглашения о сотрудничестве между ФИФПро (Всемирный профсоюз футболистов) и ФИФА и УЕФА.

Профсоюз, представляющий интересы игроков и тренеров, в первую очередь заинтересован в усилении профессиональных клубов и повышении уровня соревнований, проводимых в России. Сильные клубы и сильные лиги – это защищённые игроки.

Полагаю, что изложенная в сокращённом виде программа развития футбола изложена с учётом всех основных современных тенденций и предлагает совершенно конкретный план действий и механизмы её реализации.

Справка «АН»

Алишер Анатольевич АМИНОВ родился 18 июля 1962 года в Ташкенте. Здесь же закончил среднюю школу и ФШМ «Пахтакор», а в 1983 году – Ташкентский институт народного хозяйства.

В 1981–1985 годах работал в профессиональных клубах первой и второй лиг чемпионата СССР. Имеет почётные грамоты Спорткомитетов СССР, УзССР, Управления футбола СССР и РФС.

С 1985 по 1989 год работал в системе Министерства торговли Узбекской ССР.В 1989 году прошёл обучение в Академии внешней торговли, занимался предпринимательской деятельностью и проведением конференций для подготовки специалистов в различных отраслях экономики.

С 1998 по 2003 год работал в холдинге «Интеррос» в качестве вице-президента Росбанка, курировал взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти и принимал участие в законопроектной деятельности и разработке нормативных актов законодательных и исполнительных органов государственной власти.

С 2003 года Алишер Аминов работает вице-президентом исследовательского центра «Института независимой экспертизы и права». В 2007 году был одним из инициаторов создания Комитета РФС по реализации программ развития футбола.Возглавлял рабочую группу Комитета по проектам развития футбола.

В 2008 году «Объединением отечественных тренеров» и правительством Московской области был учреждён «Фонд развития футбола», президентом которого был избран Аминов. В том же году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Развитие кадрового менеджмента, как система управления кадровыми рисками». В совершенстве владеет несколькими иностранными языками.

В 2010 и 2012 годах баллотировался в президенты РФС. По мнению специалистов, предвыборная программа Аминова считается лучшей за всю историю РФС.

В 2015 году Алишер Аминов был назначен на должность вице-президента Международного фонда поддержки правовых инициатив.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram