Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 28(469) от 30.07.2015

На Дону инженерами не рождаются

, 08:21

Рост экономики заставил несколько лет назад донские власти задуматься об увеличении инженерно-технического корпуса. В результате в регионе была выстроена стройная система подготовки инженерных кадров.

Причём система выстроена так, что растить инженеров здесь начинают с детства. Для этого в Ростове-на-Дону работает областной центр технического творчества учащихся, основная задача которого не только поиск одарённых детей, но и, главное, – развитие и стимулирование их изобретательского таланта (ведь слово «инженер» произошло от лат. Ingenium – «остроумное изобретение»).

Центр координирует развитие технического творчества детей в регионе. Повысить эффективность этой работы позволило создание информационно-методического образовательного портала «Инновационные проекты, исследовательская деятельность и техническое моделирование» и очно-заочной школы «Дети, техника, творчество». Портал и школа сегодня позволяют ежегодно охватить программами дополнительного образования 1800 донских вундеркиндов. К работе портала и очно-заочной школы привлекаются лучшие преподаватели ведущих донских вузов.

Результаты работы портала не заставили себя долго ждать.

В регионе открылись 24 муниципальных центра, работающих по направлению технического творчества детей, а в школах и учреждениях дополнительного образования появилось 86 объединений технической направленности. С 2010 по 2014 год в этих центрах и объединениях подготовлено 103 лауреата всероссийских и международных конкурсов. А в целом по результатам предметных олимпиад технической направленности за годы реализации приоритетного национального проекта «Образование» лауреатами стали 1052 представителя талантливой молодёжи Дона. Сам же областной центр технического творчества учащихся признан победителем по итогам конкурса «100 лучших предприятий и организаций России – 2015» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования технической направленности».

Вторая ступень системы – инженерное образование в средних специальных учебных заведениях.

В качестве примера здесь можно привести Таганрогский авиационный колледж,история которого начинается с 1899 года.

Можно долго перечислять награды, завоёванные учащимися колледжа (и не только на всероссийских конкурсах), но куда важнее, что колледж стал главной «кузницей кадров» ПАО «ТАНТК
им. Г.М. Бериева
». А в октябре прошлого года таганрогскому колледжу за работу «Инновационная система подготовки высококвалифицированных специалистов для авиастроительной отрасли» присуждено третье место в номинации «За подготовку нового поколения специалистов в авиастроительной отрасли среди вузов».

И наконец, третья составляющая системы – это подготовка инженеров в донских вузах.

– Система высшего профессионального образования области – одна из крупнейших в России и входит в первую пятёрку по стране. Но нам необходимо усиливать интеграцию образовательных учреждений с предприятиями региона, – определил задачу ныне временно исполняющий обязанности губернатора Ростовской области Василий Голубев. – Бизнес должен делать заказ на подготовку кадров, а для образования этот заказ должен стать основным ориентиром.

Для решения этой задачи на Дону были созданы базовые кафедры восьми высших учебных заведений региона на ведущих предприятиях. Так, на базе ОАО «НПП КП «Квант» была создана кафедра «Космическое приборостроение» в ЮФУ. ОАО «Роствертол» создал кафедру «Авиастроения» в ДГТУ. А ООО ПК «НЭВЗ» – многопрофильную корпоративную кафедру: технология машиностроения, электрические специальности, мехатроника и робототехника», – в ЮРГПУ (НПИ)...

Создав такие кафедры, вузы области совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей стали работать над привлечением работодателей к практикоориентированной подготовке студентов. Сейчас реализуется более 200 долгосрочных договоров о взаимодействии с ведущими отраслями промышленности. Главная цель – подготовить выпускников, способных после учёбы выполнять основные виды профессиональной деятельности.В этом контексте ключевым становится принцип – учиться профессии на рабочем месте.

Однако не менее важной целью является и то, о чём Василий Голубев рассказал недавно, подводя итоги работы корпоративных кафедр за первые четыре года их существования на Дону:

– Сегодня почти 10% кафедр вузов (71 из 790) созданы у нас совместно с ведущими предприятиями области. Эффект от такой работы очевиден. Процент трудоустройства выпускников, прошедших обучение на корпоративных кафедрах, составляет 90%.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram