Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 025(466) от 9.07.2015

ОАК продолжает тянуть «погосяновскую» резину

, 08:17 , Обозреватель отдела Промышленность

Последние годы авиационную общественность и всю страну с высоких трибун регулярно пытаются обрадовать достижениями авиастроителей. А на практике есть генерирующий убытки «Сухой Суперджет 100», скандалы с разворовыванием денег под этот самолёт и (о чудо!) восстановленное производство Ил-76. Убогая статистика.

Время идёт – дело стоит

Для примера: в советские годы один ташкентский завод выкатывал по 70 бортов Ил-76 в год. Это тяжёлый военно-транспортный самолёт. А тут весь ОАК за 2014 год выдал всего 43 самолёта (это без учёта бомбардировщиков и истребителей). В основном это «Суперджеты». Маленькие, даже в сравнении с лайнером Ту-204.

Про Ил-76 ничего плохого не скажу – классный самолёт, его модернизированная версия официально получила грузоподъёмность 60 тонн вместо 48 в старом варианте. Но знаю, что в лихие 90-е трудяга «Ил» таскал для коммерсантов в Россию за раз до 80 тонн китайского барахла. Конечно, в нарушение всех допусков и правил. И не всегда с благополучным исходом, были катастрофы из-за нехватки топлива – больше груза, выше расход топлива. Надеюсь, не вернутся времена, когда экипажи начнут с риском для жизни навьючивать модернизированный Ил‑76МД-90А тюками с ширпотребом под 100 тонн весом.

Бывшую гордость «Аэрофлота» Ил-96 спасут только санкции (очередной довод «за»). Будут санкции – будет Ил-96. Снимут санкции – наш «национальный перевозчик» в очередной раз на аргумент, что есть собственный дальнемагистральный аэробус, грязно солжёт, что Ил-96 – полное дерьмо и авиакомпании не нужен. Однако именно на этом фантастически надёжном самолёте летает президент России. По статистике авиапроисшествий, это самый надёжный самолёт в мире – не убил ни одного человека. В целом получается страшная вещь – нас санкциями давят, а мы им за это «спасибо!». Вдруг очнутся чиновнички и вспомнят, как надо делать самолёты? Правда, на их память надеяться сложно – большинство руководителей ОАК и ОДК (Объединённая двигателестроительная корпорация) больше прославились на торговых площадках.

Прошёл год, как Владимир Путин дал команду рассмотреть вопрос об организации производства в России регионального турбовинтового лайнера Ил-114 на 64 пассажирских места. ОАК и Минпромторг, вместо того чтобы не терять время и спешно выделить средства на оцифровку конструкторской документации самолёта, подготовку производственной базы, проводят совещание за совещанием. Недавно создали целую межведомственную рабочую группу по подготовке проекта доклада президенту России… До сих пор даже не определили, на каком конкретно авиазаводе будет строиться лайнер!

МАКС надежды

Хорошо, что руководителем ОАК стал Юрий Слюсарь. Предыдущий, Михаил Погосян, вообще требовал перепроектировать самолёт. Тогда страна ждала бы машину на замену Ан-24 и Як-40 ещё лет десять, а функционеры ОАК исправно осваивали бы бюджетные миллиарды. Сейчас речь идёт только о новом интерьере и противообледенительной системе (ПОС). При оцифровке самолёт пройдёт программу снижения веса (до 1 тонны), но останется тем же крепышом для местных воздушных линий, способным приземляться на «деревенские» грунтовые аэродромы. При этом иметь дальность среднемагистрального лайнера! В варианте с 1,5 тоннами груза – до 7 тыс. километров. Этим он интересен для пограничников, военных. Его ждут в Арктике и Антарктиде. Не стоит забывать, что самолёт в России будет строиться на все 100% из отечественных комплектующих, включая двигатели, – вот реальное импортозамещение.

Держу в руках изданную в 2001 году книгу Николая Дмитриевича Таликова, главного конструктора этого самолёта, под названием «Ил-114 – боль и надежда». Тогда, полтора десятилетия назад, серийный завод, где строился самолёт, остался в независимом Узбекистане, а ильюшинское ОКБ – в России. В заключительной главе на последней странице вижу символическую фотографию – на ней в 1999 году во время визита в Узбекистан председатель правительства РФ В. Путин знакомится с Ил-114. Сегодня тот авиазавод в Ташкенте перестал быть авиационным, а Н. Таликов назначен генеральным конструктором фирмы «Ильюшин». Но с самолётом всё тянут и тянут. Теперь, говорят, надо ждать открытия аэрокосмического салона МАКС-2015. Ожидается, что именно там президент В. Путин подпишет распоряжение о запуске работ над этим лайнером. Ну что же, до МАКСа осталось всего ничего – подождём ещё чуть-чуть.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram