Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 18(459) от 21.05.2015

Телевидение, которое приносит пользу

, 18:01

19 мая каналу ОТР исполнилось два года. С марта этого года стартовал новый проект «Отражение» в прямом эфире, который поднимает актуальные вопросы и позволяет телезрителям самим принять участие в дискуссии: поделиться опытом или просто высказать своё мнение. За это время информационно-аналитический проект стал площадкой, где не только говорят о проблемах, но и помогают их решить.

О том, почему после эфира на канал звонят губернаторы и как это помогает объединить разномастную Россию, нам рассказали телеведущая Оксана ГАЛЬКЕВИЧ и директор дирекции информационного вещания Константин ТОЧИЛИН.

- Насколько  я знаю, ОТР – единственный федеральный канал с четырёхчасовым прямым эфиром. Почему для новой программы «Отражение» был выбран именно этот формат?

Константин: Мы поставили задачу – сделать нечто интересное для зрителей и для нас самих. Проект «Отражение» создан скорее в радийном, а не телевизионном формате: обсуждается актуальная тема, в студии присутствуют эксперты, в эфир звонят люди… Но мы решили трансформировать эту идею и перенести её в телевизор, чтобы общество могло посмотреть на настоящую Россию. И при этом высказать своё мнение.

Оксана: Посмотрите телевизионные новости – очень много внимания и времени уделяется международной повестке дня. И очень мало говорят о том, что происходит, например, в Твери или Владивостоке. Мы знаем, чем живёт Франция и Украина, но не знаем, чем «дышит» российская глубинка.

Готовясь к программе, мы выбираем интересные темы, берём за основу информационные поводы. Благодаря прямому эфиру нам звонят зрители со всей страны! И они не просто задают вопросы или высказывают мнение, а зачастую и предлагают разворот темы – мы можем посмотреть на неё под другим углом. Но самое главное – это то, что люди ставят вопросы и говорят о проблемах.

– А решение этих проблем они предлагают?

О.: Да, телезрители делятся своим опытом. Недавно мы обсуждали тему невыплат зарплат. У нас был шквал звонков и сообщений. Большинство из них – жалобы на задержку заработной платы. Эксперт в студии вырабатывал алгоритм решения проблемы. Например, советовал обращаться в трудовую инспекцию. Также в эфир звонили активные зрители и говорили, что не нужно ждать зарплату полгода. Нужно брать ситуацию в свои руки! Они рассказывали, как справились с проблемой и как им удалось добиться погашения задолженности.

Прямой эфир на федеральном канале – уникальная возможность для зрителя поделиться мнением или предложить вариант решения проблемы. Мы пребываем в режиме живого общения с людьми из разных уголков России. Случалось, что нам звонили и говорили: «Ваши обсуждения в эфире ничего не изменят!». Да, возможно, большую проблему за один эфир не решить, но мы поднимаем важный вопрос и даём вам высказаться. Мало кто на телевидении сегодня предоставляет такую возможность.

К.: Отмечу, что помогать людям нам удавалось ещё и до «Отражения». Когда-то в новостях мы показали героиню, которой не на что было купить учебник. А на следующий день нам позвонили люди и сказали, что хотят ей помочь. Они купили и учебник, и школьную форму.

– В вашу редакцию приходит огромное количество писем с просьбами о помощи…

О.: Приходят даже обычные, рукописные из регионов! Люди обращаются к нам, и мы должны что-то делать. Кроме предоставления помощи эксперта в студии мы отправляем запросы в инстанции, ведомства и пытаемся получить ответ.

К.: Нас смотрят и губернаторы! После эфиров приходят ответы: «Это мы решили», «Мы отменили», «Мы озаботились». Телевидение – это не жалобная книга, но и эту функцию, неожиданно для себя, мы выполняем. ОТР – это телевидение, которое приносит пользу. Двум-трём или ста людям, но поможем!

О.: Изначально мы и не планировали, что будем отправлять запросы. Так получилось. И бросить это сегодня было бы безответственно. Проект «Отражение» стал ещё одним инструментом, способным помочь. Мы предполагали, что люди будут делиться проблемными ситуациями, но, выйдя в прямой эфир, получили шквал звонков и писем! Такого мы не ожидали!

– А теоретическое представление об аудитории программы «Отражение» совпало с действительностью?

К.: Нет, не совпало! Но мы имеем уникальную возможность работать на таких же людей, как мы сами. Своих зрителей мы считаем равными себе. Они живут в Москве, Рязани и Ярославле. Они мыслящие, чувствующие, не очень богатые. Такие люди есть, их много. Портал «Отражение» собирает от них тысячи сообщений в день. Мы интересны этим людям.

– В эфире вы много внимания уделяете регионам. А на ОТР есть ведущие и корреспонденты, которые приехали не из Москвы?

К.: Практически все наши ведущие из регионов. Когда мы устраивали кастинг, поставили перед собой цель не переманивать людей, а самостоятельно воспитывать профессионалов. Поэтому сегодня программы ведут люди, которые понимают, что они говорят. Наши ведущие и корреспонденты не потеряли человеческое лицо. Они умеют говорить с людьми о происходящем не языком шоу или Интернета.

Мы понимаем, что Россия – большая страна: есть и Москва, и глубинка, и крупные города. У одной части страны медленно грузится Фейсбук, а у другой – в марте растает зимник, и до декабря до них невозможно будет доехать. Мы стараемся для всех найти что-то своё и всех услышать. Если люди понимают, что они услышаны, они начинают как-то реагировать.

– Оксана, а как вы готовитесь к диалогу с телезрителями в прямом эфире?

О.: Я давно работаю на телевидении. Нас всегда учили, что энергетикой необходимо пробивать экран. У нас большой прямой эфир, мы поднимаем темы, которые сложно назвать развлекательными. Как правило, это серьёзные вопросы. И мы должны быть неравнодушными. Только так мы можем привлечь людей к экрану. Если не будем сами проявлять динамики и интереса к обсуждаемой теме, то ничего не получится. Отсутствием энергетики мы убьём весь разговор. Я энергичный человек и мне абсолютно искренне не скучно. Да, я не могу знать всё на свете. Но если тема в чём-то непонятна, я стараюсь разбираться вместе со зрителями в прямом эфире.

– А как сегодня наладить диалог между народом и властью?

К.: Я думаю, он налаживается, диалог происходит. Неправильно и смешно считать, что гражданин должен обратиться к президенту с проблемой, а тот должен дать какое-то указание. То гражданское общество, о котором мечтают в Москве, уже существует в регионах. Люди там организовываются, пишут письма, добиваются своего. Каждый день мы получаем много сообщений. Если снимаем сюжет, то нам приходит ответ губернатора. Часто говорят, что Москва и Россия – это две разные страны. И у меня есть мнение, что остальная Россия, немосковская, гораздо более европейская, чем столица. В регионах больше прислушиваются к гражданам и меньше «гнут пальцы».

– Если подводить промежуточные итоги, что вы считаете главным достижением канала за два года существования?

К.: Нас смотрят, мы не вещаем в космос! У нас есть такая редакционная шутка: мы говорим, что в эфире не должно быть бородатых женщин и говорящих енотов. Мы обходимся без этой чудовищной «желтизны», которая просто лезет со всех каналов, без слёз и соплей о свадьбах и разводах наших «одноклеточных» звёзд, без кошмарных криминальных историй о том, как бабушку съела внучка, без пошлого юмора – хотя почему-то считается, что ни один канал в современных условиях без этого не может. У нас вот как-то получается этого избегать, но тем не менее нас смотрят и нам звонят. Это, кстати, говорит ещё и о том, что российский зритель значительно умнее и лучше, чем считают многие наши коллеги.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram