Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 44(436) от 20.11.2014

Острая кромка страны

, 16:40 , Обозреватель отдела Экономика

Завершается северный завоз. Ещё немного, и лёд перекроет дорогу судам, поэтому нужно спешить. Мероприятие грандиозное. В 2014 г. по плану в общей сложности надо перебросить с Большой земли на севера 1,5 млн. т грузов. Включая 740 тыс. т бензина и солярки, 372 тыс. т угля. Ещё на Север нужно доставить 300 тыс. т продовольствия. Снабжение Крайнего Севера ежегодно обходится в 400 млрд. рублей. Возить дорого и сложно, но, если не успеть, без тепла и еды останутся 10 млн. человек.

Село Караул

Север – это вся верхняя кромка России, от Архангельска на западе, через Норильск, до Чукотки на крайнем востоке РФ. Территория протяжённостью более 10 тыс. км – четверть оборота планеты! Северяне – особые люди, и их немало. Судя по цифрам Росстата, население районов Крайнего Севера – более 10,124 миллиона. Каждый четырнадцатый. Думаете, Север вымирает? С 2005 г. в эти края приехали 1,5 млн. человек.

Как живут? Чем дышит настоящий российский Север, можно понять из местных новостей. Конечно, больше всего обсуждают недавний «подарок» правительства – отмену северных надбавок. Волна поднялась в октябре 2014 г., когда стало известно: Минэконом тихой сапой перекроил экономическую карту страны. Население огромных территорий, включая Новосибирскую, Омскую и Кемеровскую области, хотят исключить из числа льготников, получающих зарплаты с северным коэффициентом. А это – от четверти до половины зарплаты. Народ на местах настроен серьёзно. Как водится, одни призывают митинговать, другие – валить.

О северных льготах отдельный разговор. На втором месте в местных новостях – северный завоз. Вопрос более чем насущный: что кушать, чем греться полгода. Поставки пора завершать, холода уже нагрянули. В иных местах события разворачиваются драматически. В нынешнем сезоне неожиданно и сильно обмелела река Лена. По ней везут по 150–180 тыс. т еды и угля в Иркутскую область и Якутию, ключевая точка – Осетровский порт. Чтобы суда прошли по обмелевшей реке, пришлось грузить только на 40%. В результате завоз едва не сорвался.

В 2014 г. Якутии вообще пришлось тяжело. Отопительный сезон в регионе начался 9 сентября. Уже в октябре в Ленском и Колымском районах ударило минус 23, в Оймяконе жахнуло минус 47! Вот почему для этой территории северный завоз начинается в мае, завершается к 1 ноября. Потом реки замерзают, огромная территория, по площади равная трети Европы, на полгода отрезана от Большой земли.

На Чукотке, где даже летом воздух едва прогревается до 12 градусов, разгар северного завоза – июнь. Нынешней осенью самое обсуждаемое событие в этом регионе – запрет на поставку американских куриных окорочков.Голода не боятся, но на всякий случай запасаются олениной. В отличие от остальной России этот регион не отказался от окорочков Буша. Потому что от Анадыря до Аляски рукой подать, каких-то 200 километров. А до центра страны с пересадкой лететь около суток. Так что выбор поставщиков у местного торгового гиганта – Чукотоптторга – небольшой. Яблоки, курятину и картошку возят из Анкориджа. Всё равно выходит дико дорого, цены на Чукотке самые высокие в России. Эти ценники лучше не показывать людям с больным сердцем: помидоры по 800, российский сыр по тысяче и выше, самые простые макароны по 200–300 рублей. Заветная мечта жителей края – туннель через Берингов пролив. Сколько было надежд и шума, когда в бытность губернатором Чукотки Р. Абрамович приобрёл самую большую в мире туннелепроходческую машину. В итоге отправил её работать не на Чукотку, а в Сочи.

Ледяная Пясина

Отдельная статья – Таймыр. Местное плато Путорана размером с Британию невероятно красиво, входит в знаменитый список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его второй рекорд: из всех тысяч мировых объектов наследия – этот один из самых малопосещаемых. Попробуйте добраться, когда крупнейшие реки Пясина и Хатанга замерзают в конце сентября. При этом знаменитому 60-градусной зимой краю довелось приютить один из немногих заполярных городов в мире – Норильск.

Куда без северного завоза денется его 176-тысячное население? Чтобы накормить Норильск, три недолгих летних месяца суда с топливом и продовольствием из Красноярска проходят 2 тыс. км вниз по Енисею. Время поджимает – уже в октябре на реке не разгуляешься. Пример: недавно замёрз во льдах зерновоз. Команду эвакуировали в Туруханск, неуправляемое судно долго дрейфовало по реке.

Вообще приток Енисея – впадающая в него Дудинка – знаменит одноимённым портом. По мнению местных, жить здесь ещё ничего. Летом, хоть и редко, бывает даже 15–20 градусов. Иной раз шутят: у нас тут курорт. Зато дальше на север начинается настоящий край света. Один из центров таймырского северного завоза – село с говорящим названием Караул. Там даже в июле не теплее 10 градусов. Кругом бескрайняя тундра, вся местная промышленность – цех по копчению рыбы. Когда население Караула сократилось до 800 человек, его лишили статуса райцентра. Чуть севернее совсем весело. На самом срезе материка – посёлок Диксон. Живут в нём менее 700 человек. Тут уже не до шуток, в июне в этих краях – около нуля. Лёд стоит так долго, что навигацию на Диксон открывают лишь в августе.

Далеко не каждое судно доходит до порта назначения: северные реки капризные. Индигирка и Колыма вдобавок мелководные, на перекатах легко сесть на мель. Порой застревают караваны из десятка кораблей, как произошло в 2005 году. Так и загорали неделями, пока краевые депутаты не обратились с челобитной к тогдашнему главе РАО «ЕЭС» А. Чубайсу. Он дал отмашку, Колымская ГЭС сбросила воду, наполнив реку и освободив корабли из плена.

Так что товары в этих краях двигаются небыстро. Летом приходят в порт Певек, дальше водных путей до крупных посёлков нет. Поэтому в Певеке тысячи тонн груза ждут зимы, лишь тогда вновь отправляются в дорогу. Основной транспорт – сани! Зная это, с улыбкой вспоминаешь слова Г. Грефа. «Уже к 2013 году регионы Дальнего Востока, в частности Якутия и Чукотка, забудут о проблеме северного завоза», – объявил он в марте 2007 года.

Если бы так! Например, отдалённые гарнизоны на Дальнем Востоке в прошлом сезоне получили последние партии продуктов и топлива только к декабрю.График сорвали, к концу осени Восточному военному округу подвезли только 60% плановых грузов. В 2014 г. Минобороны отрапортовало о нормальном завершении северного завоза. Мол, всё по графику. Но есть сомнения. Несладко и на Камчатке, особенно в бывшем Корякском автономном округе. Что ни год, топливо в сёлах кончается быстрее, чем успевают поставить спасительные дороги-зимники, по которым может прийти подмога. Дизели замирают, тысячи людей остаются без тепла и света. Хорошо – регулярно выручает чудом сохранившийся у местного отделения МЧС старый вертолёт Ми-26. Когда приходят сигналы бедствия, машина привычно пускается в путь, развозит по сёлам солярку.

Страна – сплошной Север

На Колыме, где отопительный сезон начинается в сентябре, который год подряд вымерзают несколько посёлков. Хотя топлива в крае достаточно. Докеры местного порта даже установили общероссийский рекорд. Единственный поставщик кемеровского угля в регион – теплоход «Золотая Колыма». Обычно разгрузка такого судна занимает неделю, но в Магадане научились управляться за двое суток. Всё ради того, чтобы корабль успел сделать как можно больше рейсов за навигацию (каждая ходка в порт Ванино – две недели). Потому что в декабре Охотское море покроется льдом, а ледоколы – это дорого. Всё ничего, только несколько лет назад паводком снесло единственный мост, соединявший регион с одним из районов – Тенькинским. Мост так и не восстановили, поэтому уголь в отрезанный от мира район не попадает.

Вроде организация северного завоза – задача федерального масштаба. Тем интереснее такой факт: ещё девять лет назад федеральный центр самоустранился, обрезал финансирование северного завоза до нуля и переложил его на плечи местных бюджетов. Как это удалось? В 2003 г. на правительственном совещании по проблемам Крайнего Севера выступил тогдашний замминистра экономического развития М. Циканов. Он продемонстрировал замечательную карту, на которой почти вся Россия, кроме небольших клочков земли на западе и юге, была закрашена фиолетовым цветом. Он означал территории, приравненные к Крайнему Северу.

Многие регионы в тот момент действительно перестарались в деле выбивания себе статуса приравненного к северному. Всё ради надбавок, которые в тот момент выплачивал федеральный бюджет. В результате границы российского Севера достигли южных широт. В том числе заветный статус получили Алтайский край, Вологодская, Курганская, Оренбургская области и Башкортостан. Всего – 40 регионов, хотя по реальным климатическим показателям на статус Крайнего Севера могут претендовать только четыре. Дотационные выплаты по северным статьям достигали 195 млрд. руб. в год. В правительстве решили – бюджет не резиновый, и прикрыли лазейку. Может, и правильно. Но заодно прихлопнули федеральное финансирование северного завоза.

С тех пор регионы справляются сами. В целом неплохо, только тратят приличные средства. Например, Иркутская область и Ненецкий автономный округ тратят на северный завоз по 1 млрд. руб. в год, Хабаровский край выделил 1,3 млрд. рублей. Весь Дальний Восток расходует на эти нужды менее 30 млрд. рублей.

Конечно, федеральный центр помогает. Но только исключительно полезными советами. К некоторым, кстати, стоит прислушаться. Основная проблема – ошеломляющая цена северных грузов. Например, тонна местного, камчатского, угля обходится в 4,5 тыс. руб., привозного – в 12 тысяч. Цена перевозки топлива в рамках северного завоза часто в 1,5–2,5 раза выше, чем стоит само топливо. В результате переплата – сотни миллиардов.

Что в итоге? В масштабах страны северный завоз идёт круглый год. Хотя самое жаркое время – с лета по ноябрь. Сколько бы ни стоило снабжение этих территорий – бросать людей нельзя. В планах – создание с Китаем глобального «шёлкового пути», где Северный морской путь будет едва ли не главным, золотым звеном.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram