Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 38(430) от 09.10.2014

ИЛ-114 – борьба продолжается

, 17:51 , Обозреватель отдела Промышленность

Интересная история вышла и с критиками лайнера – когда после очередного совещания у вице-премьера Дм. Рогозина под протокол опросили каждого участника, с предупреждением «ваше мнение будет доложено президенту страны», оказалось, что самолёт нужный и просто замечательный. То есть поменяли позицию на 180 градусов.

К сердцу прижмёт – к чёрту пошлёт

Хорошая новость – борьба за авиалайнер Ил-114 продолжается. Президенту России в июле озвучили стоимость проекта – 10–12 млрд. рублей. В. Путин тогда сказал: «Для такого проекта это совсем немного». Но пока судили-рядили, стоимость проекта, озвученная В. Путину в июле, выросла втрое, до 67 млрд. – желание окунуться в бюджетные денежные потоки въелось в плоть и кровь ответственных лиц. Стало много, но после жёсткой «индивидуальной» работы с заинтересованными лицами вернулись к исходным цифрам. Фантасмагория.

Минпромторг и Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) перешли из стана противников самолёта в стан его защитников. Не просто так, конечно, но факт есть факт – перевесила персональная опасность ответить за угробленный в угоду собственным амбициям лайнер, аналогов которому в России нет и не предвидится. Ан‑140 вернётся на родину, Украину, где сейчас измываются над президентом – генеральным конструктором фирмы «Антонов» Дмитрием Кивой. Клубок «соратников» из новой власти в Киеве сначала попытался его отстранить от работы, а сейчас возбудил уголовное дело по растрате средств на проект российско-украинского военно-транспортного самолёта Ан‑70. Остальные одноклассники Ил‑114 – франко-итальянского и канадского производства. По тактико-техническим характеристикам 114‑й им ни в чём не уступает, а по ряду параметров, таких как дальность, превосходит. Да и под прессом международных санкций связываться с отвёрточной сборкой иностранных лайнеров значит то же самое, что гадать на ромашке: «Любит – не любит, плюнет – поцелует…» А летать-то над самой большой страной надо всё больше.

В ближайшие дни осталось пройти «один коридор» – итоговое совещание у вице-премьера Дмитрия Рогозина. Тут сюрпризов ждать не стоит, как известно, вице-премьер изначально поддерживал идею организации производства Ил-114 в России, как и военно-транспортного Ил‑76. Ташкентский авиазавод практически отказался от строительства новых самолётов. То, что осталось от советского гиганта авиапрома в Ташкенте, занимается поддержкой эксплуатации ранее выпущенных лайнеров.

Договорились, что кардинально самолёт переделывать не будут, это скажется на сроках выпуска установочной партии. Только самое необходимое – например, современный интерьер пассажирской кабины, увеличится объём полок для ручной клади. По технике – установят высокоэффективную электроимпульсную противообледенительную систему (ПОС), аналог той, что используется на громадном Ил-96 и планируется на военно-транспортный Ил-112. При благоприятном развитии дел первый Ил-114 российской сборки увидит свет в 2016 году. Двигатель – ТВ7-117СМ есть в производственной гамме ОДК, готовится его новая версия «СТ».

Кто построит самолёт?

Единственный вопрос, который висит в воздухе, – где строить самолёт? С инициативой вышел самарский «Авиакор», для производства Ил-114 – то что надо, практически свободен от заказов. Для «Авиакора» Ил‑114 – спасательный круг, возможность остаться в большом авиастроении – последний Ту-154М сдан Минобороны в прошлом году. Про развитие программы Ан-140 и производстве на его основе рамповой военно-транспортной версии можно забыть – интеллектуальная собственность на самолёт принадлежит Незалежной. Но это частное предприятие, которое не входит в структуру ОАК. И всё в долгах. Владеют заводом структуры Олега Дерипаски.Он как-то уже вёл переговоры о продаже предприятия ОАК, но, похоже, не столковались в цене. Для Дерипаски этот актив, да ещё и без заказов, как чемодан без ручки. Даже хуже, потому что генерирует убытки. А организация производства нового самолёта потянет за собой как минимум модернизацию станочного парка.

Во вторник на совещании в Ульяновске министр промышленности и торговли Мантуров говорил о грядущем выпуске Ил‑114 как о свершившимся факте. И лишь место, где будет строиться самолёт, не определено – чиновники, ответственные за проект, попросту боятся выпустить из рук финансовые вожжи. Готовы ли владельцы «Авиакора» вкладывать свои кровные, идти на частно-государственное партнёрство, покажет время. Жаль, если очередное крупное предприятие авиапрома будет кусками распродаваться под застройку и однажды прекратит существование. С другой стороны, «внеоаковский» статус авиазавода гарантирует, что деньги не растворятся в запутанной кровеносной системе госкорпорации, завод один, есть с кого спрашивать. Посмотрим, ждать осталось недолго.

Сделай сам

Сегодня глава ОАК Погосян всеми силами пытается показать, что никаких проблем в части международной кооперации у программы строительства лайнера «Сухой Суперджет 100» не существует. Более того, нас попросту одурманивают тезисом, что сотрудничество с Западом обеспечивает нам гражданскую авиационную составляющую. В итоге самолёт «Суперджет» оказался полностью «зависимым» от политических ветров.

Недавно Минпромторг родил ещё одну «гениальную» идею – установить на самолёт-амфибию Бе-200 «отечественные» авиадвигатели SaM-146. Судя по всему, появился избыток движков, так как программа строительства «Суперджетов» отстаёт от первоначально заявленных цифр, а двигателестроители ориентировались на планы выпуска самолёта, которые озвучивал глава ОАК. Они производятся в Рыбинске, но в кооперации с французами. К самой ответственной, горячей части двигателя нас не подпускают. Сердце мотора – газогенератор – имеет американские корни. А двигатель для установки на Бе-200 надо «оморячивать» – менять материалы на стойкие к соли и коррозии. Как вы думаете, позволят французы такой эксперимент? И чем он закончится, когда из Госдепа будет дана команда прекратить сотрудничество? Тем более что Бе-200 – самолёт спецавиации, заказывают его силовые ведомства – Минобороны и МЧС.

Вот слова исполнительного директора фонда «Народный самолёт Ту-334» Бориса Лихачёва по поводу горячей любви функционеров авиаотрасли к зарубежной авиатехнике, в том числе и к комплектующим для строящихся отечественных самолётов:

– Кричат на каждом углу – у нас всё дорого, там дешевле! Там что, откаты дают? Если самим ничего не производить, то на одной заклёпке так и будем выживать.

На IX Национальном Конгрессе "Модернизация промышленности России: Приоритеты развития" Сергей Глазьев, советник президента страны и академик РАН, озвучил позицию многих наших соотечественников: «Обостряется конкуренция между ведущими странами, и приходится констатировать, что жертвой в этой конкурентной борьбе со стороны наших главных геополитических соперников выбрана наша страна. Деятельность американской администрации в Киеве не вызывает сомнений, что война против России будет вестись очень жёстко, последовательно, целенаправленно, как им кажется, до победного конца».

В таких тисках, которые испытывают на прочность нашу страну, не стоит надеяться на доброго дядю. Надо вести дела так, чтобы зависимость от любых внешних источников стала минимальной. И не талдычить на каждом углу про «международное сотрудничество и кооперацию». Сначала построй свой самолёт, способный летать без иностранных комплектующих, а уж потом, по желанию заказчиков, ставь на него любое оборудование и агрегаты. Хотят американские двигатели – получите, западную авионику – пожалуйста. Но базовая машина должна быть российская, и это требование идёт от президента страны. Так что организация законченного производства Ил-114 в России – не прихоть, а крайняя необходимость.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram