Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 31(423) от 21.08.2014

Сотрудничество с Монголией – важнейшее направление обеспечения безопасности России

, 18:00

Прошло уже около трёх недель после принятия нашим правительством ответных мер на введение западными странами санкций в отношении России. Можно уже сделать некоторые выводы и на их основе принять корректирующие действия.

Надо признать абсолютную целесообразность ответных действий России, их адекватность, своевременность и логичность. Западу попросту преподали урок того, что мир взаимозависим и жонглирование такими категориями, как санкции, может быть оружием обоюдоострым.

В своём самобахвальстве правительства западных стран совсем не подумали о возможных ответных действиях России. Вот и получили. Более того, нам надо им чётко дать понять, что если они и дальше будут продолжать расширять список санкций против нас или продлевать их действие, то и мы можем ввести другие адекватные меры.

Например, в дальнейшем мы можем резко сократить вывоз леса в виде кругляка, а на продукцию лесопереработки значительно поднять цену. Это, кстати, нам очень выгодно и позволит кардинально преобразовать ситуацию в лесном сегменте (по аналогии сейчас с сельским хозяйством), повысив его эффективность и доходность, увеличив внутреннюю переработку и занятость населения. Сейчас нас просто принуждают вывозить кругляк, угрожая санкциями ВТО.

Кстати о ВТО... На наш взгляд, членство в ВТО мы можем также приостановить, если война санкций продолжится. Ведь этими санкциями перечёркивается вся сущность ВТО, а наше пребывание в этой организации по существу не в плюс, а в минус России. Своими санкциями Запад показал, что ВТО он использует для двойных стандартов, а не для честной работы.

Ещё одна эффективная мера – ограничить ввоз средств роскоши и дорогих транспортных средств (автомобилей). Мы сегодня являемся крупнейшим покупателем в Европе дорогих автомобилей, производимых в Германии, Англии, Франции, а также в Японии. При продолжающейся политике шантажа вполне реально обойдёмся без этих дорогих Mercedes, Land Cruiser, Land Rover и т. д. Они получат существенный пинок в очень уязвимом секторе – автомобилестроении, которое сейчас испытывает признаки перепроизводства.

Даже не стоит перечислять. Хочу подчеркнуть простую мысль: торговая война взаимоуничижительна и обоюдоневыгодна. Поэтому и предлагаем взаимный отказ от санкций.

Вместе с тем ситуация с санкциями высветила очень негативные для нас вещи, с которыми мы как-то свыклись и на которые не обращали внимания. Она ещё раз показала ложность гайдаровского тезиса: «Всё купим». Правда, купим-то, продав только сырьё (нефть и газ). Вот и громили собственное производство. И оказалось, что покупаем-то теперь не только машины, но и огурцы, большинство фруктов, мясо, молоко и т.д. Это при наших-то площадях и размерах чернозёмных земель. Причём где и что покупаем: в Германии – солёные огурцы, в Польше – яблоки, в Израиле – баранину, в Бельгии – печенье и т.д. Дошли до того, что сегодня мы ввозим до 40% продуктов питания. Это очень опасно. Это абсолютная потеря продовольственной независимости. Это поняли все, они тоже.

Приведём пример Японии, которая из уроков Второй мировой войны сделала чёткий вывод о продовольственной безопасности и сейчас, к примеру, на 100% обеспечивает себя своим рисом, хотя он им обходится в несколько раз дороже, чем, например, вьетнамский.

Мы покупаем продукты в Европе, где очень высокая себестоимость, ибо доля заработной платы там во много раз выше, чем у российского производителя. Европейские продукты (их цены) держатся вследствие огромных дотаций ЕС на сельхозпродукцию и вытесняют нашу сельхозпродукцию с наших же рынков. В сетевых магазинах России сплошь западные продукты. Причём эти продукты мы покупаем за валюту, заработанную на продаже нефти, газа и другого сырья. Было бы естественно, если бы мы продавали продукцию с высокой степенью обработки и в обмен покупали сырьё. На деле мы имеем совершенно ненормальную экономическую ситуацию: выкачиваем сырьё, продаём-покупаем продукты питания. Так далеко не уедем. По факту всё более скатываемся в положение «сырьевой державы». Нас санкциями отрезвили, показали всю абсурдность этой ситуации. Надо срочно делать выводы.

Во-первых, необходимо развитие собственной сельскохозяйственной и пищевой промышленности. При нашем потенциале мы можем кормить не только Россию, но и ещё очень многих (пример Финляндии на глазах). Нужна чёткая программа развития сельского хозяйства, просчитанная во времени, с выделением средств, льготным кредитованием и субсидированием. Программу целесообразно утвердить Государственной думой.

Во-вторых, необходима диверсификация поставщиков продовольствия и продукции сельского хозяйства в Россию. При этом надо выбирать те страны, которые закупают у нас соответствующие объёмы промышленной и иной продукции, а не как сейчас – в угоду заинтересованных лиц и в ущерб государственным интересам.

В-третьих, выбирать поставщиков продукции с наименьшей себестоимостью.

В-четвёртых, целесообразно покупать там, где производят экологически чистую продукцию.

Вот здесь мы подошли к вопросу о закупках главных на сегодня импортных сельскохозяйственных продуктов для России – мяса и зерна. По этим видам Россия в 1990 году выглядела следующим образом (табл. 1, 2).

К 2013 г. с зерном проблема решена (более того, Россией усиленно наращивается экспорт зерна). Сложнее с производством мяса. По мясу птицы мы близки к насыщению своего рынка на 95–96%. Со свининой приближаемся к насыщению и в ближайшие год-два выйдем на насыщение собственным поголовьем (очень мешают инфекции и, как следствие, значительное уничтожение поголовья свиней). Сложнее решается проблема с говядиной и бараниной. Здесь мы обеспечены собственным производством пока только на 70%, остальное завозим (табл. 3).

Как видим, основным поставщиком мяса является Латинская Америка, и после закрытия ввоза мяса из ЕС и англоговорящих стран нам придётся значительно увеличить закупки в Бразилии и Аргентине.

При этом около 70% импортного мяса потребляется в Москве и Санкт-Петербурге.

Наиболее выгодным поставщиком мяса по всем параметрам является Монголия, и мы предлагаем активно привлечь в настоящее время монгольских производителей говядины и баранины на российский рынок.

Фото ИТАР-ТАСС

В чём преимущество монгольского мяса?

Во-первых, наиболее низкая его себестоимость и стоимость для России. В Монголии килограмм говядины стоит 146 руб. и килограмм баранины – 129 рублей. Это в два с лишним раза дешевле, чем на российском рынке.

Во-вторых, в Сибири построены несколько мясокомбинатов по переработке монгольского мяса: в Иркутске, Улан-Удэ, Чите. Здесь, кстати, выпускают значительную часть мясопродуктов для армии. Себестоимость доставки минимальная, что положительно сказывается на отпускной цене, а это очень важно для регионов Сибири и Дальнего Востока.

В-третьих, Монголия – единственная страна, готовая продавать нам мясо живым весом. То есть мы перевозим живой скот вагонами и автотранспортом на наши мясокомбинаты. Что это даёт? Это позволяет производить охлаждённое мясо и продавать его свежим в наших магазинах по всей стране, особенно в Сибири. Из Бразилии и Аргентины мы можем получать только мороженое мясо. Иными словами, благодаря Монголии мы можем потреблять высококачественное охлаждённое мясо.

В-четвёртых, монгольское мясо выращивается на отгонных лугах. Это экологически чистое мясо, произведённое без всяких концентратов, биодобавок, антибиотиков и т.д.

В-пятых, одним из самых существенных преимуществ является то, что, покупая мясо в Монголии, мы в обмен можем наладить устойчивый экспорт своей промышленной продукции (машиностроительной, строительной, химической, транспортной и т. д.), имеющей высокую степень обработки. Это наиболее выгодная и, что очень важно, перспективная с точки зрения развития кооперационных связей торговля для наших стран.

За прошедшие постсоветские годы Монголия осталась наиболее дружественной страной к России из всех бывших стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Поэтому сам бог велел нам расширять экономическое сотрудничество с Монголией.

Кроме того, мы можем наладить с Монголией торговлю шерстью и осуществлять её переработку на предприятиях России, а также многое другое.

И наконец, вопрос геополитический. Россия утратила многие позиции в Монголии. В общем объёме экспорта Монголии впереди идёт Китай (86,8%), следом Великобритания – 4,7%, Канада – 3,2% и остальные страны – 5,3% (в том числе Россия – 1,5%). Русский язык вытеснен практически из всех школ Монголии, политические контакты – периодические и т.д. В то время как туда активно «заходят» Китай, США, Япония и Южная Корея. А ведь это страна занимает стратегически важное положение в Центральной Азии, являясь нашим «подбрюшьем» с протяжённостью границы около 3,5 тыс. км и располагая более чем 1,5 млн. кв. км территории и практически всеми полезными ископаемыми. И развивается эта страна весьма динамично. Темпы роста валового внутреннего продукта Монголии уже несколько лет превышают 10%. Монголия входит в пятёрку наиболее динамично развивающихся экономик мира.

Завершая, хотелось бы пожелать президенту нашей страны В.В. Путину во время предстоящего визита в Монголию успешно провести переговоры, в том числе и обсудить ту проблему, которую мы затронули в данной статье.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram