Аргументы Недели → Общество № 32(374) от 22.08.2013

Возмутитель стабильности

, 17:49 , Обозреватель отдела Общество

Региональные выборы в Москве 8 сентября – не только выборы мэра. От них в большой степени зависит, кто будет следующим политическим лидером страны: человек системы или Алексей Навальный.

Поход за легитимностью

Доподлинно неизвестно, допустят Навального к мэрским выборам в день голосования или всё-таки снимут. Вероятно, этого не знает и власть, продолжающая оценивать ситуацию. Но снять соперника в последний момент будет слишком уж очевидным саморазоблачением, а времени осталось всего ничего.

Навального не просто допустили к выборам, но допустили из СИЗО. Юридического противоречия здесь нет. Человека после вынесения приговора освободили из-под стражи до вступления в силу решения суда. Но юристы не припоминают подобного случая в российской практике.

Глава предвыборного штаба Навального Леонид Волков говорит открыто: Алексея выпустили потому, что это нужно С. Собянину и тем элитам, которые ставят на него. Победив Навального, он станет в глазах всех российских и мировых элит более респектабельным политиком, чем даже действующий президент, который побеждал на выборах только откровенных спарринг-партнёров. Делается ли это наперекор президенту, или он сам «обкатывает» таким образом преемника в лице Собянина – можно только гадать.

Навального спарринг-партнёром никак не назовёшь: он как политик сделал себя сам. Без помощи государственного телевидения заставил власть допустить себя к выборам. В Москве слишком много протестного или скептичного к власти электората (в том числе благодаря усилиям Алексея), и Собянину необходима легитимность в глазах этих людей. Победа над Навальным – непременное условие легитимности, хоть и далеко не все недовольные являются его сторонниками.

Вместе с тем, положа руку на сердце, нельзя будет назвать возможную победу Собянина над Навальным честной, и рьяные сторонники Алексея никогда её не признают. По многим причинам. Начиная с того, что аккурат к выборам Навальному подпортили репутацию уголовным процессом и пятилетним сроком (материалы дела, которые он сам выложил в Интернет для всеобщего ознакомления, по телевизору не показывают и не пересказывают). И заканчивая тем, что теледебаты, проигнорированные Собяниным, упрятаны на канал «Москва 24», который смотрят лишь 16,4% совершеннолетних москвичей. А врио мэра тем временем конкурирует с первыми лицами страны по количеству эфирного времени на федеральных каналах.

Однако власть имущие в случае поражения Навального непременно скажут: мы пустили его на выборы и в телевизор – сам виноват, что проиграл. И для широкого общественного мнения это прозвучит вполне убедительно.

Народный, натуральный

Мог ли Собянин пойти на такую комбинацию, не будучи уверен в победе над Навальным? Только если действует сам, без согласования с президентом (рискнуть мэрским креслом ради, возможно, президентского – оправданный риск). Но, как бы то ни было, Навальный в собянинской победе сомневается. И выкладывается в предвыборной гонке как никто другой.

На дебатах Алексей всегда выглядит самым усталым. И немудрено: он проводит по три двухчасовых встречи с населением в будни и по пять – в выходные, путешествуя из района в район. Встречи даются тяжело: народу приходит много, и каждому надо ответить: и стороннику, и скептику.

Агитаторы Навального – мечта всякого политика. Убедить стольких людей агитировать бесплатно, за идею, – беспрецедентное достижение. Очевидно, дело в том, что красивым словам Навального соответствуют его дела – вплоть до готовности «сесть». Прибыль, которую получают агитаторы за свой труд, можно выразить в двух словах: чувство надежды.

Забавно, что порой именно это служит поводом для критики.

– Очередной богатей рвётся во власть. Сколько вам платят? – спрашивает прохожий у агитаторов.

– Нисколько. Мы ещё и сами сдаём деньги на листовки и плакаты.

– Это ж надо так людей зомбировать!

Финансовый ресурс Навального – тоже народный. Сообщения о том, что Алексея финансируют некие зарубежные и российские миллиардеры, переводя ему на счёт маленькие суммы через «левых» лиц, – так и не получили конкретных подтверждений.

Справка «АН»

Навальному 37 лет. Родился в военном городке Бутынь Одинцовского района Подмосковья. Женат, отец двоих детей. Проживает с семьёй в спальном районе Москвы Марьино, в квартире площадью 75 кв. метров.

Образование: юрфак РУДН, факультет финансов и кредита Финансовой академии при Правительстве РФ, стипендиальная полугодовая программа Йельского университета (США) по подготовке новых мировых лидеров (в связи с этим Навальный часто обвиняется сторонниками действующей российской власти в работе на американский Госдеп).

По профессии – адвокат. Владеет 25% уставного капитала ООО «Кобяковская фабрика по лозоплетению» – родительской компании по производству плетёной мебели.

Политической деятельностью начал заниматься в 2004 г., и сразу с протестных позиций. В 2009 г. был внештатным советником губернатора Кировской области Никиты Белых (к этому периоду и относится «дело о краже кировского леса»).

Известность в российском Интернете получил в начале десятых годов благодаря публикации в своём блоге документов, касающихся деятельности «Газпрома», «Газпромнефти», «Роснефти», «Транснефти», ВТБ, ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза». Купив в 2008 г. на сумму 300 тыс. рублей акции крупных российских компаний, он на правах акционера запрашивает внутреннюю информацию о расходовании средств. Обнаруживая нарушения, Навальный обращается в правоохранительные органы, где получает отказы в возбуждении уголовных дел. Он объясняет это тем, что «путинские олигархи» находятся вне закона. Таким образом, в глазах общественности Навальный документально доказал то, о чём половина страны говорит на кухнях.

Также в 2010 г. Навальный основал фонд «РосПил», существующий на пожертвования граждан. Проект работает по следующей схеме. Пользователи сайта выявляют предполагаемые коррупционные закупочные конкурсы (как правило, с помощью официального портала госзакупок). Эксперты оценивают конкурсы с точки зрения возможной коррумпированности. Юристы проекта на основе проведённых экспертиз пишут жалобы в контролирующие органы (прежде всего в Федеральную антимонопольную службу) с целью отмены коррупционных закупок. За три года «РосПил» обжаловал потенциально коррупционные тендеры на общую сумму 59,1 млрд. рублей.

По аналогичной схеме работают другие проекты Навального: «РосЯма», «РосЖКХ», «РосВыборы».

В 2011–2012 гг. Навальный получил известность вне Интернета благодаря выступлениям на общенациональных акциях протеста. Неоднократно подвергался задержаниям. Отбыл 15 суток административного ареста.

Летом 2012 г. глава Следственного комитета Александр Бастрыкин с негодованием отметил, что «вся страна сегодня говорит об этом «РосПиле». Он потребовал возобновить «дело о краже кировского леса», которое было возбуждено против Навального в мае 2011 г. и закрыто в апреле 2012-го за отсутствием состава преступления.

18 июля 2013 г. по обвинению в причинении ущерба в 1,3 млн. рублей Навальный был приговорён к пяти годам колонии общего режима и штрафу 500 тыс. рублей. Виновным себя не признаёт.

Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, Навальный будет помилован, если признает свою вину.

Who is Mr. Навальный?

Его называют национал-демократом и национал-либералом, тогда как сам он избегает политического самоопределения. «Проблемы с идеологической самоидентификацией, эклектика национализма и либерализма – всё это признак того, что Навальный – политик популистского типа, пытающийся понравиться всем», – комментирует другой кандидат в мэры, лидер «Яблока» Сергей Митрохин.

«Проблемы с идеологической самоидентификацией» можно объяснить и по-другому: Навальный не хочет тратить время на отмывание политических терминов, всячески дискредитированных на протяжении российской истории, будь то «национализм», «либерализм» или «демократия». Между тем он называет свою программу самой антимиграционной и самой народно-представительской. Планирует лишать госконтрактов те компании, что используют труд нелегалов, и добиваться от федеральных властей введения визового режима со странами Закавказья и Средней Азии. А также обеспечить абсолютную прозрачность московского бюджета и дать больше полномочий муниципальным районным депутатам, которых люди знают в лицо и с которых могут спросить напрямую. Социальные пункты в программе тоже имеются: решить транспортную проблему, повысить зарплаты бюджетникам, сделать лучше и доступнее поликлиники, школы, детсады.

Однако у «АН» накопилось несколько вопросов к кандидату на политическое лидерство. Вопросы эти имеют скорее федеральное значение, чем московское, но Алексей рассматривает себя как федерального политика, а пост мэра – как шаг на пути к президентству. Итак.

– Нужна ли стране Российская академия наук?

– Продолжать ли сокращение числа бесплатных мест в вузах?

– Стоит ли проанализировать результаты вступления России в ВТО? Нужно ли России собственное сельское хозяйство? Должны ли государство и банковский сектор поддерживать национальное сельское хозяйство, как это принято на Западе, в Китае?

– Нужен ли России собственные авиапром, станкостроение, судостроение, атоммаш?

Скажи, кто твой друг

Наши вопросы тем актуальнее, что Алексей баллотируется в мэры от РПР-ПАРНАС – партии Бориса Немцова и Владимира Рыжкова, чья деятельность в 90-е годы по упомянутым социальным аспектам оставляет желать лучшего. Впрочем, выбирать Навальному не пришлось: собственную партию ему не зарегистрировали.

В случае победы, как порядочный человек, он наверняка отблагодарит лидеров РПР-ПАРНАС хорошими должностями. Но вряд ли ключевыми, поскольку ключевых участников своей команды кандидат должен объявить в ходе предвыборной кампании, а «ребята из 90-х» имеют высокий антирейтинг. Пока на вопрос о команде Алексей не отвечает, обещая вернуться к нему, если он выйдет во второй тур.

А пока главным соперником г-на Навального является не С. Собянин, а страх населения перед «новыми 90-ми». Да и вообще, боязнь перемен.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram