Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 17(359) от 07.05.2013

Легенда должна жить

, 06:58 , Обозреватель отдела Промышленность

В Самаре взялись восстанавливать до лётного состояния самолёт-солдат Ил-2. Сейчас это истерзанные обломки нескольких машин, которым ещё предстоит стать основой единственного на всю страну летающего экземпляра. Его День Победы впереди – 9 мая 2015 года. Цель поставлена – в день 70-летия Великой Победы легендарный штурмовик должен принять участие в воздушном параде.

За трёх битых…

Это железо с первого знакомства вызывает оторопь и уважение. От него веет ужасом смерти и подвигом. Пробитая пулей 12,7-мм пулемёта «мессера» и загнутая от удара о землю лопасть винта не оставляет сомнений – это останки самолёта-бойца. На бронекабине след от 20-миллиметровой пушки. Военные архивы подтверждают – двухместный штурмовик Ил-2 погиб вместе с экипажем в неравном бою с истребителями противника. Вид у останков плачевный, но специалисты почему-то довольны, считают, что в руки попали недостающие фрагменты пазла.

Одну бронекабину уже привезли из Новгородской области, из-под Демянска, там шли ожесточённейшие бои. Другая должна прибыть из Вытегры Вологодской области, третья ждёт своего часа в мурманской тундре. С последней возникли трудности – вывезти сохранившиеся части самолёта возможно только на тяжёлой гусеничной технике. Следовательно, надо получить разрешение у природоохранного ведомства – известно, что вездеходы оставляют шрамы на нежных тундровых мхах на многие десятилетия, если не века. Но три бронекабины – необходимый минимум. Из трёх битых, покорёженных соберут одну. Почему так важны именно бронекабины? Во-первых, самолёт строился вокруг них. Это и есть гениальная конструкторская особенность Ил-2 – бронекабина включена в несущую, силовую часть планера самолёта. 990 кг брони – это почти четверть веса летающего танка.

Второй (или первый?) по значимости элемент самолёта – мотор. Нужен настоящий АМ-38. Сегодня двигателей в наличии два. Один уже разобрали, внутренности оказались в очень приличном состоянии, особенно коленвал. Осталось даже немного, около литра, родного моторного масла. Его слили в баночку, и Евгений Смирнов, руководитель научно-технического экспертного совета проекта, инженер, лётчик-инструктор, забрал его себе. С маслом, как с талисманом, не расстаётся, возит повсюду с собой. А в музее ОАО «Кузнецов» лежит двигатель с «Ила», превращённого в памятник на въезде в Самару. Есть надежда, что удастся поменяться с заводчанами: им отдать восстановленный и получить взамен практически идеально сохранившийся мотор. Особенную ценность имеет блок двигателя – у него нет повреждений от снарядов вражеских истребителей, и, похоже, он не бился с чудовищной силой о землю в последнем боевом вылете. Эта машина погибла в 1943 году в Мурманской области, её останки к 30-летию Победы перевезли в Куйбышев (Самару) и восстановили внешний облик силами работников авиазавода. Я поинтересовался – не проще ли взять в работу этот самолёт-памятник Ил-2, а вместо него установить на постамент муляж-копию? Оказалось, нет. То, что установлено на постаментах в Москве, Самаре, Воронеже, вернуть в небо не легче, чем поднятые с семиметровой глубины болотной трясины или дна северного озера обломки. Если сравнивать самолёт с конфетой, то памятники не более чем фантик от неё. Самолёты, даже так крепко скроенные, как Ил-2, всё же не танки, которые сначала заезжают своим ходом на постаменты, а потом, спустя десятилетия, им наводят «марафет», делают небольшое техобслуживание, заправляют, заводят – и вперёд, на парад. Да и кто даст посягнуть на святыню?

Крылья, оперение будут делать с нуля. По оригинальным чертежам, которые одолжил архив Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина. На многих листах стоит подпись генерального конструктора Сергея Владимировича Ильюшина, датированная предвоенным 1940 годом. Вес конструкторской документации – 160 килограммов. «АН» участвовали в договорённостях, в процессе передачи чертежей из столицы в Самару.

Восстановленный Ил-2 будет отличаться от прародителя. В первые военные годы качество сборки, деталей, агрегатов хромало – у станков стояли женщины и вчерашние школьники, почти дети. Сказывалась эвакуация заводов с запада на восток, иногда в чистое поле. Не всегда выдерживались технологии. Восстановленный Ил‑2 будет буквально вылизан профессионалами, двигатель заправят современным высококачественным маслом, ряд наиболее ответственных деталей (поршневые кольца и т.д.) сделают на современном уровне. Согласитесь, ресурс двигателя в десятки часов годится для военного лихолетья, но никак не для единственного в России летающего «горбатого». В качестве вынужденной меры на самолёте появятся также несколько приборов, без которых сегодня никто не допустит «Ил» к полётам: современная связь, аварийный радиомаяк и т.д.

Никто не забыт

По номерам агрегатов и сохранившимся личным документам уже установлены имена лётчиков, погибших в Вологодской и Новгородской областях:

ГАВРИЛОВ Михаил Петрович 1916 г.р.

Место службы: 2-я Уд. арм. 568 ШАП

Награды: орден Красной Звезды

Пропал без вести 30 апреля 1942 г.

РИТ Владимир Иванович1916 г.р., командир звена.

Младший лейтенант

Последнее место службы:

292-я штурмовая авиадивизия

Место рождения: Ленинградская обл.,

пос. Тарковичи

Пропал без вести 19 февраля 1943 г.

ШОПЕНКОВ Александр Григорьевич1919 г.р.

Бортстрелок – старший сержант

Место рождения: Орловская обл.,

Комаричский р-н, село Шарово

Пропал без вести 19 февраля 1943 г.

На голом энтузиазме не полетишь

Построить летающий Ил-2, по скромным подсчётам, обойдётся в 17-19 млн. рублей.Практически это стоимость материалов. Множество людей готовы работать бесплатно, за идею. В первых рядах – студенты Самарского государственного аэрокосмического университета имени С.П. Королёва (СГАУ) – они выстроились в очередь. Профессор кафедры конструкции и проектирования двигателей Владимир Зрелов радостно потирает руки:

– У старшекурсников появилось реальное дело, да ещё по специальности.

Есть уверенность что, несмотря на рыночную действительность, к работе подключатся и авиастроительные предприятия области. Трудно будет обойтись без завода «Авиаагрегат». Владимир Пташинский, член научно-технического экспертного совета, ведущий инженер-испытатель 1-го класса, уверяет:

– Для них сделать на Ил‑2 гидравлику, образно говоря, пять секунд, ничего сложного.

Уже отозвались энтузиасты-реставраторы из Москвы, предложили помочь с хвостовым оперением.Самарец Алексей Анненков, лётчик, ветеран ВВС, взялся изготовить хвостовую балку (проще говоря, хвост самолёта, который крепится к бронекабине). От любой помощи, кроме чертежей, отказался: «Мне это в радость, всё сделаю своими руками». Председатель совета директоров компании «Авиагаз-Самара» Валерий Николаев (он тесно связан с авиационным двигателестроением) безвозмездно предоставил на базе предприятия, по словам Владимира Пташинского, «царские условия»: специальные сканеры, станки, площади для работы, некоторые материалы, разрешил привлекать к делу штатных работников. Подхватились и самарские политики, а тон задала семья сенатора Константина Титова. Проект выходит надпартийным. Депутат Госдумы РФ Михаил Дегтярёв (ЛДПР) договаривается о содействии с руководством регионов, где самолёты нашли поисковики отряда «Демянск». Здорово помогают деньгами и административным ресурсом единороссы из губернской думы Владимир Дуцев и Вячеслав Малеев, председатель Самарской городской думы Александр Фетисов. Как хотели инициаторы проекта, так и вышло – восстановление Ил-2 к 70-летию Победы носит не политический, а патриотический характер. «Силовой блок», безопасность, помощь в транспортировке обеспечивает региональная организация «Союза десантников России». Председатель правления самарской региональной организации десантников Виктор Калиничев одним из первых вошёл в инициативную группу.

Дан заказ ему на Запад

Умельцы из Новосибирска уже доказали, что способны построить Ил-2. Самолёт даже летал 9 мая 2011 года над Самарой. Им удалось имплантировать под капот Ил-2 подходящий по мощности и конфигурации двигатель американский фирмы «Аллисон». Но вот незадача – с ним уже это не самолёт-воин Ил-2, а реплика. Внешне похож, а по сути – театральная декорация. Сейчас этот «Ил» уютно расположился в США, под Сиэтлом, в городке Эверетт. Считается одной из жемчужин авиамузея Пола Аллена. Пол – компаньон главы корпорации «Майкрософт», может позволить заплатить за восстановление легендарного штурмовика несколько миллионов долларов.

В Англии, Германии, Франции, США и даже Финляндии существуют сотни музеев авиационной техники, и служат они напоминанием – «Ваши предки были героями». Многие ли знают, что финские лётчики во Вторую мировую летали в том числе и на советских трофейных «ястребках» И-16? Там наш «ишачок» установлен на почётное место в музее. Массы энтузиастов собираются на смотры, шоу, авиасалоны, где летают, соревнуются, а часто и катают публику на сотнях восстановленных самолётов, начиная с раритетов начала прошлого века. Гордость австралийских коллекционеров – звено советских истребителей предвоенной постройки. У американцев тоже легко встретить «наших», особым уважением пользуются МиГ-15бис, что надрали задницу «непобедимым» штатовским пилотам в Корее.

А у нас даже самолёт-легенда не летает. Поэтому, как только возникла инициатива восстановить до лётного состояния штурмовик Ил-2, редакция «АН» вошла в состав попечительского совета фонда «Патриоты Поволжья». Наравне с легендарными в авиации личностями – авиаконструктором Г.В. Новожиловым, лётчиками-космонавтами И.П. Волком и В.А. Джанибековым, лётчиком-испытателем В.А. Заболотским и штурманом-испытателем Г.Г. Ирейкиным.

Вернуть «Мясника»

Ил-2, за восстановление которого взялись в Самаре, НИКОГДА не будет продан. Его призвание – зажечь восторг в глазах ребятишек, сделать так, чтобы тысячи людей могли прикоснуться к своей великой истории и увидеть, как летит на бреющем гроза вермахта Ил-2. «Мясник» (Schlachter) – всего одно из многих прозвищ, которым наградили его враги.

36 тыс. Ил-2 передала фронту советская авиапромышленность. Из этих тысяч не осталось ни одного летающего. В СССР отношение к действующим военным и авиационным раритетам было специфическое: отработал своё –  и в утиль. Если повезёт – один экземпляр поставят дряхлеть в закрытый для широкой публики музей авиатехники в Монино. Для примера, англичане и американцы могут выставить сразу несколько летающих эскадрилий истребителей «Спитфайр» или Р-51 «Мустанг» времён Второй мировой. А мы чем хуже? Один МАКС в два года – маловато будет.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram