Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 12(150) от 26.03.2009

Кыстыбый под балалайку

, 16:30

В Бакалинском районе Башкирии если не все, то каждый второй уж точно назовет себя кряшеном. Первый председатель республиканского национально-культурного центра кряшен Башкортостана Евгений Андреевич Артемьев женат на татарке. Одна из их дочерей вышла замуж за татарина - потому считает себя теперь татаркой. Другая полюбила кряшена и осталась кряшенкой.

Смешанные браки здесь буквально на каждом шагу. Накал общественных дискуссий обошел такие семьи стороной. А о чем, собственно, спорить? Может, о расцветке платьев? Кряшенки всегда любили красный цвет, могли и клетчатый наряд надеть. Татарки считали, что женщинам к лицу больше зеленые и синие однотонные, украшенные орнаментом одежды. В кулинарных предпочтениях разницы вообще нет. Трапезу начинают с чая. И те и другие обожают чакчак, пекут кыстыбый (пироги с картошкой или пшеном), баурсаки. Оба народа к спиртному относятся более чем спокойно. Даже на свадьбах не злоупотребляют. А чем же они заняты?

- Песни поют, - объясняет Евгений Андреевич. - Кряшенские песни - это практически оперетта! В былые времена свадьбы играли по нескольку дней. И все это время пели не переставая. Все пожелания и чувства передавали через песни. Это был язык общения. А пока поют, рюмку в рот не берут - вот и не пьянеют!

- Любимый кряшенский инструмент - балалайка, - наставляет Мария Филипповна Платонова, жительница села Умирово, и тут же с гордостью демонстрирует семейную реликвию - бабушкин камзол. На вид вылитый... татарский.

Мои непрофессиональные попытки найти внешние отличия кряшен от татар потерпели фиаско. Хотя для самих кряшен различия очевидны. Они полагают себя потомками древнего этноса. А в подтверждение своей правоты гордо предъявляют светловолосых соплеменников, разительно отличающихся от тюрков.

Пожалуй, самое главное различие - вера. Татары - большей частью мусульмане. Кряшены же - православные. Отсюда и корни самоназвания - от «крещен». И потому столь неожиданным для меня было услышать, как кряшеныхристиане называют Бога - Алла!

Мария Рыцева - учительница истории умировской школы - русская, живет среди кряшен всю жизнь, дважды с ними породнилась - через мужа и невестку. На последнюю вообще не нарадуется:

- Такую рукодельницу нынче днем с огнем не сыщешь! Кряшены очень трудолюбивые, даже среди молодого поколения повесу редко встретишь. И еще они - большие коллективисты. Знаете, даже индивидуальных предпринимателей у нас немного, все предпочитают трудиться сообща. Пусть теперь это не колхоз, а акционерное общество называется.

Мария Александровна - хранительница сельского музея, где большая часть экспозиции посвящена кряшенской культуре. Собирали экспонаты всем миром. Местные бабушки отдавали семейные реликвии: домашнюю утварь, сундучки для документов, старинную одежду. Есть здесь даже специальный нагрудник, который надевала кормящая мама, чтобы, не обнажаясь, кормить ребенка в любой ситуации. Окончательно запутал меня шаршао - полог, которым занавешивают кровать, как бы отделяя ее от остальной комнаты. Очень похожий я видела в татарских деревнях.

Разбираться в сходствахразличиях кряшен и татар можно до бесконечности. Важно понять, для чего? Если для того, чтобы это стало разменной картой в чьихнибудь политических играх, то вряд ли вообще этим стоит заниматься. Главное, что живет этот народ со всеми своими соседями - татарами, башкирами, русскими, удмуртами - душа в душу. А нам всем - россиянам - надо всего лишь научиться спокойно признавать право каждого называть себя так, как ему ближе.

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram