Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность – необходимой инженерной инфраструктурой. От уровня квалификации работников ЖКХ зависит не только производительность труда, но и качество оказываемых коммунальных услуг, а значит, комфорт граждан.
В данный момент на рынке оценки профессиональной квалификации пользуются только устаревшими тарифными справочниками, в которых коротко указаны требования к профессиям в сфере ЖКХ. На основе этих требований готовятся инструкции с должностными обязанностями сотрудника, добавляются минимальные частные моменты, касающиеся конкретной организации. Но единый системный взгляд на профессии жилищного и коммунального хозяйства отсутствует.
Каждый руководитель организации в сфере ЖКХ крайне заинтересован в том, чтобы работающие специалисты соответствовали всем современным требованиям к уровню квалификации, а молодые специалисты приходили к ним абсолютно готовыми сразу приступить к работе.
Конкурентоспособность выпускников на рынке труда во многом связана с наличием понятной и признаваемой работодателями квалификации. Формулировки в дипломе
не дают представления о конкретных умениях и уровне профессиональной квалификации молодого специалиста, а, следовательно, не помогают в трудоустройстве.
Для решения задач безболезненной и быстрой адаптации молодых специалистов с подтвержденным уровнем квалификации, гарантии их трудоустройства АНО «Национальное агентство развития квалификаций» в соответствии с Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 11 апреля 2017 г. № 4 (пункт 4) реализует пилотный проект, направленный на слияние инструментов независимой оценки квалификации (НОК) и государственной итоговой и промежуточной аттестации студентов (ГИА), завершающих освоение образовательных программ среднего профессионального образования.
Сопряжение процедур НОК и ГИА дает ряд преимуществ:
- для профессиональных образовательных организаций: возможность «обратной связи» от работодателей, независимая оценка качества подготовки по образовательным программам и, как результат – возможность прохождения профессионально-общественной аккредитации, рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, возможность получения внебюджетных доходов за счет деятельности экзаменационной площадки;
- для предприятий: возможность отбора наиболее подготовленных выпускников, экономия на затратах, связанных с оценкой квалификации кандидатов, сокращение временных и финансовых ресурсов, направляемых на «доучивание» и первичную адаптацию персонала;
- для студентов: возможность выхода на рынок труда с двумя документами: дипломом о среднем профессиональном образовании и признаваемым работодателями свидетельством о профессиональной квалификации, улучшение условий для трудоустройства, снижение порога успешной профессиональной адаптации.
В 2019 году Красноярский край вступил в пилотный проект по сопряжению процедур ГИА и НОК.
Соглашение о совместной деятельности по разработке и апробации механизмов использования независимой оценки квалификации для промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся, завершающих освоение образовательных программ среднего профессионального образования между согласовано и находится на подписании Министерством образования Красноярского края, агентством труда и занятости населения Красноярского края, АНО «Национальное агентство развития квалификаций», и Советами по профессиональным квалификациям (СПК), в том числе – СПК в сфере ЖКХ. Оно предполагает создание институциональной основы для наделения функциями экзаменационных площадок образовательных организаций СПО для проведения НОК.
К проекту подключились 5 ЦОК, 3 из них осуществляют независимую оценку квалификаций в сфере ЖКХ:
- Центр оценки квалификаций в области сварки ООО «ГАЦ-ССР» (экзаменационная площадка Красноярского техникума сварочных технологий
и энергетики); - ООО «Восточно – Сибирский региональный ЦОК и НПИ»;
- ООО «Центр экспертизы и оценки квалификации».
Десять образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) готовы организовать сопряжение процедур при проведении итоговой аттестации выпускников. В их числе:
- КГАПОУ «Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики»;
- Аэрокосмический колледж ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева»;
- КГБПОУ «Красноярский монтажный колледж».
На первоначальном этапе образовательные организации (ОО), вступившие в пилотный проект, проведут независимую оценку квалификаций выпускников при проведении ГИА по квалификациям: сварщик дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, слесарь-сантехник домовых санитарно-технических систем и оборудования.
На заключительном этапе проекта организации-участники проведут анализ полученных результатов сопряжения процедур ГИА (ПА) и НОК, мониторинг трудоустройства выпускников СПО, прошедших ГИА на основе процедур НОК;
- актуализируют рекомендации по проведению промежуточной и государственной итоговой аттестации с применением НОК по результатам пилотного проекта;
- разработают программу масштабного внедрения результатов проекта в период 2020 - 2025 года.
Несмотря на необходимость и принципиальную возможность сопряжения ГИА и НОК, в настоящее время это разные процедуры, регулируемые различными нормативными правовыми актами.
В дальнейшем список квалификаций, по которым образовательные учреждения края и центры оценки квалификаций проведут ГИА по методике НОК.
Напомним, что региональный методический центр Национальной системы квалификаций Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций осуществляет методическое и информационное сопровождение внедрения профессиональных стандартов, сопряжения ГИА и НОК по тел: +7(391)265-78-21, e-mail rmckk@yandex.ru или по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная 433/2.
Потапова Марина Леонидовна,
Старший методист
отдела развития квалификаций
регионального методического центра
Национальной системы квалификаций
КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр
профориентации и развития квалификаций»