Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Красноярск → Общество 13+

Асфальт – материал древний и заслуженный

, 16:59

Весна постепенно вступает в свои права, а это значит, что вновь надвигается пора больших дорожных ремонтов. Об этом знают все. Но мало кто задумывается над тем, как, собственно, ремонтируются дороги. Нет, мы, конечно, летом видим на улицах и автострадах людей в оранжевых жилетах, технику, укладывающую горячий асфальт, понимаем, в общем и целом, что происходит, но о деталях этого процесса большинство из нас имеет весьма смутное представление. Между тем, автомобильная дорога, тем более шоссе – это сложнейшее инженерное сооружение, и любые отступления от технологий могут иметь самые печальные последствия.

К истории вопроса

Взять, например, асфальт. Пустяковое, казалось бы, дело – смешать гудрон с мелкими камешками и песком… Но на поверку – далеко не всё так просто…

Сегодня асфальтом покрыты большинство автомобильных дорог мира. Но так было не всегда – много столетий люди мостили проезжую часть камнями. Не надо, наверное, рассказывать, насколько трудоёмким был этот процесс. Да и мощённая булыжниками мостовая – не самое приятное покрытие для быстрой езды. От постоянной тряски страдали и пассажиры, и экипаж, а у городских извозчиков с годами вообще развивались слабоумие и даже паралич – последствия так называемой «вибрационной болезни». Появление автомобилей сделало езду по мостовым и вовсе невыносимой, потому в двадцатом веке главенствующее место на дороге стал занимать асфальт – материал, известный человечеству с незапамятных времён. Раскопки археологов показали, что ещё шесть тысяч лет назад в государстве Урарту – древнейшей цивилизации в истории планеты – асфальт использовали при строительстве домов и кораблей… В Древнем Египте асфальтом покрывали полы в зернохранилищах и домах, некоторые участки Великой Китайской стены также были построены с применением асфальта. Первыми асфальтировать дороги научились древние инки. Многими из построенных ими дорог люди пользуются и сейчас. А вот европейцы догадались «закатать улицы в асфальт» сравнительно недавно. Первый участок мостовой заасфальтировали в 1832 году в Париже. Через несколько лет начали асфальтировать улицы Лондона, Вены, Рима…

Бурное развитие дорожной отрасли началось в XX веке. Сотни тысяч, миллионы километров дорог планеты были покрыты асфальтом. Наши предки не владели технологией изготовления гудрона – они использовали природный битум, что, конечно, ограничивало их возможности: асфальтированные дороги можно было строить только там, где есть месторождения этого материала. Сейчас всё изменилось – гудрон в России «варят» десятки заводов, а приготавливают из него асфальтобетонную смесь – тысячи.

Немного о качестве и экологии

Вот только существование этих предприятий далеко не всегда радует нас, более того – многие из них отравляют нам жизнь, причём в самом прямом смысле. Мы хотим не только ездить по качественным, ровным дорогам, но и дышать чистым воздухом. Возможно ли это? В принципе, при правильной постановке дела – да.

В этом мы смогли убедиться, побывав в Старцево на асфальтобетонном заводе, который принадлежит Красноярскому филиалу государственного предприятия «КрайДЭО».

– Наше производство соответствует всем экологическим требованиям, – уверяет заместитель директора филиала Павел Григорьевич Ляшок, – мы используем французское оборудование, имеющее большой блок фильтров, что исключает превышение концентрации вредных выбросов в атмосферу: выбрасываемый воздух вместе с пылью проходит две стадии очистки, каждый сезон фильтры меняются. Предприятие не раз проверяли различные природоохранные структуры, и ни разу никаких нарушений выявлено не было».

Кроме того, асфальтобетонный завод находится на значительном удалении от Красноярска и других населённых пунктов. И это является дополнительной гарантией того, что никакого вреда городской экологии он не приносит.

А как же качество приготавливаемой асфальтобетонной смеси?

– С этим – уверяет Павел Ляшок, – проблем тоже нет, применяемые нами технологии позволяют обеспечить высокие производительность и качество асфальтобетона. Ещё у нас имеется собственная лаборатория по проверке качества материалов. Так что асфальт изготавливается с соблюдением всех ГОСТов, и мы самостоятельно этот процесс можем контролировать. Делать это самим лучше, чем ждать, когда тебя «ткнёт носом» заказчик или проверяющий и заставит переделывать допущенный брак. Мы дорожим своей репутацией…

Как нам рассказала Марина Васелкова, ведущий инженер-лаборант Красноярского филиала ГП «КрайДЭО», ею проверяются все материалы, которые используются для производства асфальтобетонной смеси:

– Если что-то не соответствует стандартам, я сообщаю руководству, и операторами тут же принимаются меры для приведения смеси в соответствие с нормативами…

Основой асфальтобетонной смеси является щебень – от его качества во многом зависит и срок службы асфальтового покрытия. За счёт чередования его разных фракций и достигается прочность основания дороги.

Краеугольный камень

В производстве асфальта используется самый мелкий, кубовидной формы, щебень. Красноярский край богат скальной породой.

– Только в ведении ГП «КрайДЭО» находится четырнадцать карьеров. Три из них сегодня в активной разработке: Лаватийский карьер в Иланском районе, Чемурайский в Дзержинском и самый большой карьер – «Кордон» в Уярском районе, – говорит Павел Ляшок, – у нас в арсенале порядка сорока единиц техники – укладчики, катки, самосвалы – всё для ремонта дорог. Для укладки асфальта используется техника производства Германии. Работы по укладке асфальта ведутся с мая по октябрь, но если погода позволяет, то дольше. Сейчас идёт подготовка к новому дорожному сезону. Асфальтобетонной смесью мы обеспечиваем и другие филиалы «КрайДЭО»…

Нам своими глазами довелось увидеть, как ведётся добыча щебня в карьере «Кордон». Он разрабатывается с 1995 года, в 2004 году перешёл в ведение ГП «КрайДЭО». Сейчас здесь задействовано четыре автопогрузчика, три бульдозера, работает дробильно-сортировочный комплекс. Ежегодно добывается более 600 тысяч кубометров щебня, работы идут в круглосуточном режиме и зимой, и летом. В этом году планируется повышать производительность.

Впрочем, об окружающей среде здесь не забывают позаботиться – после проведения работ осуществляется рекультивация. Сырьё, добываемое на карьере «Кордон», идёт на производство песчано-щебёночной смеси, которая используется не только в дорожных работах. Высокопрочные строительные блоки, плиты для установки дорожных знаков, дорожные бордюры – это всё здесь изготавливают самостоятельно и успешно применяют в работе. Например, из строительных блоков собственного производства взамен привычных «вахтовых» вагончиков на Кордоне построено двухэтажное общежитие – для работников, приезжающих из Красноярска. Вообще за последние три года социально-бытовые условия на карьерах и в дорожно-строительном управлении, также присоединённом к Красноярскому филиалу ГП «КрайДЭО», сильно изменились. Здесь строят и ремонтируют бани, столовые и жилые помещения, чтобы круглый год условия работы и отдыха для сотрудников всех специальностей были комфортными. Такую заботу руководства коллектив Красноярского филиала очень ценит.

Журналисты получили возможность познакомиться с масштабами этого месторождения: залежей гнейсов здесь 50 миллионов кубометров! Если ежегодно добывать по миллиону, ресурса хватит на полвека. За последние три года добыча щебня здесь увеличилась в двадцать раз!

Это произошло благодаря консолидации деятельности по добыче скальной породы и производству щебня в руках одного филиала ГП «КрайДЭО» – «Красноярского». До 2014 года карьеры находились в ведомстве разных филиалов и покрывали только их собственные нужды. Пять лет назад у Красноярского филиала появился активный и решительный руководитель Самед Юсубов, до этого начальник отдела правовой и кадровой работы ГП «КрайДЭО». Благодаря его организаторскому таланту и грамотной расстановке приоритетов в интересах предприятия Красноярский филиал наладил производство щебня, соответствующего государственному стандарту в области ремонта и возведения автомобильных дорог. Сравните качество асфальта на городских и загородных трассах, оцените новую дорогу к аэропорту «Емельяново» – и вы поймёте, что значит ответственное отношение к своему делу. Высококачественным щебнем обеспечены теперь не только филиалы ГП «КрайДЭО», но и десятки других организаций-заказчиков, ведь щебень применяется в строительстве не только дорог, но и аэродромов, железнодорожного полотна, мостов, зданий и сооружений любой прочности.

Для достижения таких результатов аппарату управления Красноярского филиала ГП «КрайДЭО» потребовались серьёзные усилия: надо было разработать грамотную стратегию развития, поверить в свои силы и убедить вышестоящее руководство в необходимости расширения материально-технической базы Красноярского филиала.

Одним словом, мы убедились в том, что нужные материалы и техника, а главное – хорошие, надёжные рабочие руки и грамотные, знающие своё дело инженерные кадры у нас имеются… Но не всё зависит только от них – как будут ремонтироваться дороги и улицы нашего края, в многом определяют те, кто распределяет средства на дорожный ремонт и размещает заказы. За тем, как в нынешнем сезоне будет организован ремонт дорог, мы будем внимательно следить…

Татьяна Голованова

Асфальт – материал древний и заслуженный Асфальт – материал древний и заслуженный Асфальт – материал древний и заслуженный
Асфальт – материал древний и заслуженный

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram