Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Сахалин → Общество № 42 (635) от 25.10.18 13+

Как спасти ребёнка от переизбытка информации

, 09:21

Мы живём в таком мире, когда на детей обрушивается целый вал информации – ТВ, радио, интернет, музыка, компьютерные игры. Как это влияет на психику ребёнка? Об этом рассказывает психолог Ольга Локтева

Три уровня здоровья

В чём специфика психологического здоровья ребёнка?

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия психического здоровья нет. Есть просто слово здоровье. Им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия. А не только отсутствие болезней или физических дефектов. Термин психологического здоровья был введён в научный лексикон не так давно автором Ириной Дубровиной, которая считает, что оно является необходимым условием полноценного функционирования человека в процессе его жизнедеятельности.

В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования специалистов, изучивших психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80–90 лет. Оказалось, что всем им характерны оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам. Если составить обобщённый портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, открытого, познающего себя и окружающий мир человека. Не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он находится в постоянном развитии, полностью принимает самого себя, и при этом признаёт ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность за свою жизнь прежде всего на себя, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Психологическое здоровье ребёнка имеет свою специфику. Условно состояние психологического здоровья ребёнка можно разделить на три уровня.

К высокому, креативному уровню относятся дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

 К среднему, адаптивному уровню относятся ребята, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность.

К низкому, дезадаптивному уровню относятся дети, чей стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесённые к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи. Они либо агрессивные, либо тревожные, неуверенные в себе.

А почему они такие?

Факторы риска надо рассматривать в двух плоскостях – в индивидуальных психологических особенностях ребёнка и средовых воздействиях. Это всё, что окружает ребёнка. Конечно, в первую очередь это семья, детский сад, школа. Затем улица, сверстники, приятели и друзья, если ребёнок много времени проводит в общении с ними. И средства массовой информации сейчас огромное воздействие оказывают на психику наших детей.

Особенно сильно на неё влияют неблагоприятные семейные условия. Это негативные взаимоотношения в семье, неуверенность родителей в завтрашнем дне, постоянное плохое настроение родителей, невнимание к ребёнку, ну и просто нелюбовь и неверие в его силы.

Также к неблагоприятным условиям можно отнести и детские дошкольные учреждения, если не сложились отношения с воспитателем и детским коллективом. В школах это учитель и коллектив класса.  Отрицательно на психику ребёнка могут повлиять компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия и жестокости, книжные образы, интернет и даже игрушки.

Родители должны внимательнее относиться к тому, что они дают смотреть своим детям, потому что они не всегда критически оценивают информацию, доверяют ей. Например, если они видят в мультфильме агрессивное поведение, они его моментально перенимают. И потому родители удивляются, откуда у ребёнка этот негатив, ведь вроде бы и в семье, и в детском саду всё спокойно.

Можно смотреть телевизор вместе с ребёнком и объяснять ему, что негативного несёт этот мультфильм, что нехорошего в этих героях. И конечно, рекомендовать ему лучшие образцы отечественной и зарубежной анимации, которая учит чемуто хорошему, доброму.

Игры бывают разные

Какой вред от компьютерных игр и интернета? Они ведь должны приносить пользу.

Да, компьютерные игры развивающего, познавательного характера помогают нашим детям легко, в игровой форме освоить окружающий мир. Однако существует опасность втягивания ребёнка в иллюзорный мир компьютера, когда реальность перестает интересовать. И в таком случае может возникнуть компьютерная, интернетзависимость. Признаков несколько – эйфория в предвкушении игры, всё больше времени ребёнку хочется находиться за компьютером, перестают занимать взаимоотношения с людьми, происходит потеря интересов, таких как спорт, танцы, пение, различные хобби. Все свои достижения ребёнок связывает только с компьютерной игрой. А в реальной жизни происходит разочарование и дезадаптация.

Когда родителям стоит бить тревогу?

Как правило, родители интуитивно быстро замечают перемены, потому что ребёнок начинает нервничать и очень злиться, когда мама с папой его отрывают от компьютерной игры, вплоть до истерики. Но полностью запрещать играть в компьютер я бы не советовала. Запреты, как правило, ни к чему хорошему не приводят. Но нужно чётко понимать, сколько времени ребёнок должен проводить за компьютером и в какие игры он играет.

Посмотрите, что происходит в этой игре. Если в ней постоянно надо когото убивать, уничтожать, происходят ещё какието деструктивные явления, то такую игру стоит запретить. Позиция многих родителей такова, что, мол, это же не понастоящему! Ребёнок всего лишь играет, ничего в этом страшного нет. Родители не понимают – особенность детей в том, что они не различают реальный и иллюзорный мир, то есть он в него полностью погружается, и все эти образцы поведения примеряет на себя. Ребёнок за игру говорит слово «убил» сотню раз, видит реки крови, понятие «убью» становится нормой, всё это для психики очень вредно.   

Родители, выбирая в магазине игру, как правило, просят самую интересную и современную, а это чаще всего и самая кровавая. Здесь нужно смотреть ограничение по возрасту, оно может быть 3+, а может быть и 18+.

Будьте внимательны

Когда можно говорить об интернет зависимости?

Она обладает такими же признаками, как и все остальные зависимости. Это пренебрежение важным в жизни, разрушение живых отношений с другими людьми, раздражение и скрытность, чувство вины или беспокойство. Безуспешные попытки положить конец многочасовому пребыванию во всемирной паутине. Другие симптомы интернетзависимости – навязчивое желание проверить свой email, сообщения в социальных сетях, пребывание в сети более двух часов в день, предвкушение следующего сеанса online.

У молодёжи, у подростков снижены способности общения со сверстниками, тяжело даются контакты. Именно потому, что дети привыкают общаться в интернете, они перестают распознавать невербальную информацию, такую как позы, мимика лица, интонации голоса, поэтому в реальном общении они многое теряют.

Подростки несколько в себе не уверены, есть какие-то комплексы, и такое анонимное общение привлекает их больше, они могут полностью выразить свои мысли, не видят собеседника и их тоже не видят. Так проще. А в реальности что получается? Подросток лишается живых, непосредственных разговоров и в своём возрасте не получает необходимый опыт общения, в том числе и с противоположным полом, и далее, при взрослении, возникает много серьёзных проблем.

Какие рекомендации можно дать родителям?

Противопоставьте образам смерти и разрушения, которые несут экран и современная музыка, образы жизни и радости, т.е. свои любовь, теплоту и внимание к собственному ребёнку. Делайте это постоянно, ведь информационно-поражающий поток бомбардирует сознание наших детей ежедневно и ежечасно.

Помните, что в семь лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, которая разрушает тело и душу вашего ребёнка. Только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную.

Знайте, что виртуальные образы привлекают внимание вашего ребёнка и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что они искусственно стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, их сбой, происходящие благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания», увлекающему сюжету и необычным переживаниям.

Анализируйте сюжеты компьютерных игр, в которые постоянно играет ваш ребёнок. Чаще всего это будут сцены насилия, подавления, жестокости и убийства противника.

Присмотритесь к линии поведения, насаждаемой многочисленными мультсериалами, фильмами для самых маленьких, компьютерными играми для более старших детей. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, «взрослого» и асоциального поведения, хаотической энергии нетворческого, деструктивного характера. Всё это приводит в итоге к увеличению и без того неестественно высокой гипервозбудимости наших детей.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram