Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 32 (625) от 16.08.18 13+

Первый угон самолёта

, 21:34

Ровно полвека назад, летом 1968 года, палестинские террористы стали захватывать пассажирские самолёты. Так начался международный терроризм.

ТРУДНО себе сейчас представить, что ещё не так давно в аэропортах багаж не просвечивали, пассажиров не заставляли выворачивать карманы, раздеваться и разуваться. Всё изменилось ровно полвека назад, когда палестинские боевики совершили первый угон самолёта. Вот кому должны говорить спасибо миллионы пассажиров, которые не могут прихватить с собой в рейс бутылочку воды или флакончик одеколона и по всему миру стоят в долгих очередях к системам спецконтроля, призванным обнаруживать оружие и взрывчатку в багаже.

 

Мир не был готов

23 июля 1968 года три вооружённых боевика из Народного фронта освобождения Палестины захватили принадлежащий израильской авиакомпании «Боинг‑707», который летел из Рима в Тель-Авив, и приказали пилоту сесть в Алжире: алжирские власти поддерживали палестинцев. С этого, собственно, и начинается история международного терроризма.

Угонщики хотели, чтобы правительство Израиля освободило из тюрем их осуждённых товарищей. Министр обороны Моше Даян был против того, чтобы выполнять их требования. Премьер-министр Леви Эшкол, мягкий по характеру, к нему не прислушался. Террористы получили то, чего они хотели.

Пассажиров-иностранцев, а также женщин и детей отпустили через пять дней. Остальных освободили в обмен на 15 палестинцев, сидевших в израильских тюрьмах. Это было горькое унижение для Израиля и опасный прецедент. Вскоре террористы вытащили из американского самолёта двоих израильтян, их держали в Дамаске. И опять израильское правительство согласилось обменять заложников на двух сбитых сирийских военных лётчиков.

Народный фронт освобождения Палестины создал Жорж Хабаш после оглушительного поражения арабских стран в Шестидневной войне 1967 года. Он поклялся посвятить жизнь уничтожению еврейского государства в Палестине. Жорж Хабаш был философом, а его правая рука – Вади Хаддад, член политбюро Народного фронта освобождения Палестины и стратег палестинского терроризма, – человеком действия. Перед каждой операцией он объезжал с чемоданчиком богатые арабские страны, собирая дань. Ему не отказывали.

Хабаш и Хаддад, два бывших врача, были самыми изобретательными палестинскими террористами. Они искали способ привлечь внимание к своей борьбе против Израиля. А мир не был готов к угонам самолётов. Два-три террориста превращали экипаж и сотню пассажиров захваченного самолёта в заложников, за освобождение которых можно требовать всё что угодно...

 

Больше никаких переговоров

Но Израиль больше на уступки не шёл. Правительство быстро оправилось от шока и наотрез отказывалось вступать в переговоры с угонщиками. Когда в следующий раз палестинцы захватили самолёт бельгийской авиакомпании «Сабена», посадили его в израильском аэропорту Лод и потребовали освободить 300 с лишним заключённых из израильских тюрем, ответом стала военная операция. Она продолжалась всего несколько минут. Пока начальник израильской военной разведки успокаивал боевиков сообщениями о том, что осуждённых палестинцев уже освобождают из тюрем, бойцы спецназа подобрались к самолёту.

Двое террористов – мужчины – были убиты, две террористки схвачены. Они не успели даже взяться за оружие. Руководил террористами Али Таха Абу-Снейна. Он участвовал в захвате первого израильского самолёта. Когда израильтяне начали штурм самолёта, он спрятался в туалете и закрылся изнутри. Он привык иметь дело с безоружными пассажирами, а увидев вооружённых израильтян, струсил.

Командовал операцией подполковник Эхуд Барак, будущий начальник генерального штаба и премьер-министр, а тогда командир батальона особого назначения. Под его началом рядовым служил нынешний премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Он получил ранение во время операции.

Выбор был сделан раз и навсегда: не соглашаться на требования террористов, а уничтожать их. Пришлось истратить большие деньги на системы безопасности, и отныне каждый самолёт израильской авиакомпании сопровождал вооружённый охранник.

 

Наручниками не запаслись

Хабаш и Хаддад решили, что значительно эффективнее сражаться не с готовым к отпору Израилем, а с безоружными европейцами и американцами, не ожидающими нападения. Европейцы и американцы, решили палестинские лидеры, перестанут поддерживать Израиль, если им придётся рисковать собственными жизнями.

29 августа 1969 года боевики Народного фронта освобождения Палестины в первый раз захватили не израильский, а американский самолёт и угнали его в Дамаск. Эффектная молодая женщина в брючном костюме свободного покроя поднялась по трапу на борт самолёта «Трансуорлд эйрлайнс», направлявшегося в Тель-Авив. Чуть позднее именно её голос объявит по громкой связи: «Команда Че Гевары взяла на себя контроль над полётом». Палестинские террористы рассчитывали захватить израильского посла в Соединённых Штатах генерала (и будущего премьер-министра) Ицхака Рабина. Он действительно вылетел на этом самолёте из Нью-Йорка, но в Риме пересел на самолёт израильской авиакомпании.

Лейла Халед стала самой известной палестинской террористкой. Западным журналистам воздушная пиратка, которая вместе с сообщниками вынудила экипаж посадить самолёт в Сирии, охотно показывала кольцо на безымянном пальце, сделанное из патронной гильзы:

– Я обручена с революцией.

Газеты всего мира печатали снимки молодой женщины с калашниковым в руках. Ей понравилось, и она решила повторить свой успех. Чтобы остаться неузнанной, подвергла себя нескольким пластическим операциям. 6 сентября 1970 года она попыталась захватить израильский самолёт, летевший из Амстердама в Лондон.

Операция с участием Лейлы Халед была частью грандиозной акции. В течение 70 часов палестинские боевики захватили сразу несколько самолётов. Два лайнера – американский и швейцарский – угнали в Иорданию и посадили на старый аэродром Доусон. Палестинцы переименовали его в «Аэродром революции». Женщинам и детям разрешили сойти на землю. Мужчин держали в качестве заложников в самолётах под палящим солнцем пустыни. Они задыхались от духоты. Третий самолёт – авиакомпании «Пан Америкэн», слишком большой, чтобы приземлиться в пустыне, – посадили в Каире. Общее число захваченных пассажиров составило 650 человек плюс 80 членов экипажа.

А Лейле Халед не повезло. Она не сумела захватить самолёт. Израильтяне были готовы к отпору. Сотрудники службы безопасности, сидевшие в салоне среди пассажиров, одного боевика застрелили, а Лейлу Халед обезоружили и связали ей руки галстуками. Наручников у израильтян не оказалось. Самолёт благополучно сел в Лондоне.

Лейлу Халед передали британской полиции. Но суда ей удалось избежать. Через три дня палестинцы захватили британский самолёт, летевший из Бомбея в Лондон, и тоже посадили его в Иордании. Ещё 117 заложников! И пассажиров, несмотря на протесты израильтян, обменяли на Лейлу Халед и других палестинских террористов, отбывавших свой срок в западногерманских и швейцарских тюрьмах.

 

Иорданцы против палестинцев

Палестинцы хотели не только заявить о себе миру, но и взять власть в Иордании. Организовали одно за другим два покушения на короля Хусейна, но оба неудачно. По всей стране начались стычки между палестинскими боевыми отрядами и правительственными войсками. Королю Хусейну надоело, что палестинцы ведут себя в его стране по-хозяйски. Он сформировал военное правительство и потребовал очистить страну от палестинских боевиков.

Сирийцы пришли на помощь палестинцам, перебросив танки через границу Иордании, но иорданские войска нанесли поражение сирийским войскам, потому что министр обороны (и будущий президент) Сирии Хафез Асад оставил их без прикрытия с воздуха. А потом ловко воспользовался этим эпизодом, чтобы свергнуть тогдашнего главу Сирии Салеха Джедида и занять его место.

К этому времени всё было кончено. Палестинские отряды проиграли войну. Палестинцы бежали в Ливан. В ходе боёв между правительственными войсками и палестинцами погибло больше палестинцев, чем за все годы их войны с Израилем. Они навсегда запомнили сентябрь 1970 года, ставший для них чёрным или, точнее, кровавым.

Последней жертвой угонщиков самолётов стал президент Египта Гамаль Абд аль-Насер. Он тщетно пытался остановить кровопролитие, помирить короля Хусейна с палестинцами, но скоропостижно скончался от сердечного приступа.

Палестинцы, отступая под ударами правительственных войск, взорвали в пустыне все три захваченных самолёта. Благодаря телевидению это увидел весь западный мир. Именно с тех пор арабы ассоциируются с насилием и террором, с фанатизмом и уверенностью в том, что цель оправдывает средства.

«Захват самолётов, – признал позднее Абу Айяд, второй человек в палестинской организации ФАТХ, – оказался бессмысленным делом. За исключением самой первой акции, заставшей израильтян врасплох, сионистские лидеры отказывались вступать в переговоры с угонщиками. Зато захват самолётов серьёзно помешал нам убедить общественность в значении нашей борьбы».

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram