Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 28(621) от 19.07.18 13+

Русьские – к русским

К 370-летию восстания Богдана Хмельницкого

, 20:06 , Обозреватель отдела Общество

В этом году любители русской истории отмечают сразу два юбилея, связанных с Украиной: 370 лет первому письму Богдана Хмельницкого к русскому царю с просьбой о заступничестве в войне против поляков и 365 лет решению российского Земского собора о принятии Войска Запорожского «под высокую руку московского государя». Был ли тот договор слиянием – или же только военным союзом? Боролся ли Хмельницкий за единое российско-украинское государство – или же за украинскую независимость? Заключался ли договор навечно – или Хмельницкий незадолго до смерти готовился его разорвать?

Гость «АН» – Сергей БЕЛЯКОВ, кандидат исторических наук, писатель, лауреат премии «Большая книга».

Развод поневоле

– Прежде чем говорить о Богдане Хмельницком и о событиях, которые в нашей историографии традиционно считаются «воссоединением Украины с Россией», давайте напомним читателю, откуда вообще взялось то, что сегодня мы называем Украиной и украинцами. Поначалу, как известно, ныне украинский Киев и наш Новгород были двумя столицами единого Русского государства.

 

– Действительно, домонгольская Русь – это единая Русь. Современные лингвисты считают, что в те времена существовало только два больших диалекта нашего языка: общерусский и псково-новгородский. То есть тогдашние различия совершенно не совпадали с нынешним разделением на русский, украинский и белорусский языки. Дробление Руси на восточную и западную (из которой впоследствии получились Украина и Беларусь. – «АН») произошло уже после монгольского завоевания. Началось оно во второй половине XIV века, когда власть Орды на западнорусских землях ослабела и этим воспользовались литовцы, захватив основную часть Поднепровья и в том числе Киевщину, а Червонную Русь – теперешнюю Галицию (Галичину) – захватили поляки.

Разумеется, разделение старого общерусского мира случилось не сразу после этих завоеваний, процесс был долгим – около трёх веков. Среди князей, сражавшихся на Куликовом поле, немало имён русских выходцев из Литвы. А вот к концу XVI века русские в России и русские в Речи Посполитой (возглавляемая польским королём федерация Польши и Литвы. – «АН») уже не считали себя единым народом. В московских документах того времени западнорусские люди именуются не русскими, а черкасами – по городку Черкасы, одному из первых центров днепровского казачества. В свою очередь жители Украины в XVII веке чаще всего называли себя русьскими, русью, а вот выходцев из России они величали иначе – москалями, московитами, московцами. Запорожские казаки приняли активнейшее участие в польско-литовской интервенции в Московское царство и проявили себя как очень жестокие люди. Тогда-то, в Смутное время, у нас и возникло слово «хохлы», обозначавшее бритоголовых оккупантов, которые отказываются от даденного природой облика, бреют бороды и волосы на голове.

Что касается слова «украинец», то оно тогда уже встречалось. Первое зафиксированное употребление относится к 1619 году: так назвал себя запорожский казак, которого допрашивали в Москве, хотя не известно, что именно он вкладывал в это понятие. Использовалось оно не очень часто и стало преобладать на Украине в качестве самоназвания лишь во второй половине XIX века. А вот понятие «Украина» (или «Украйна», «Вкрайна») как обозначение территории употребляется во времена Хмельницкого уже вовсю и попадает на европейские карты. И сам Хмельницкий накануне первого сражения с поляками призывает «служить верою и правдой церкви святой и матери нашей Украине» (при этом государственное или квазигосударственное образование Хмельницкого называлось Войском Запорожским. – «АН»).

 

На пороховой бочке

– Украинская тема сейчас крайне политизирована, что мешает её адекватному восприятию. Если мы будем называть тогдашних жителей Украины западнорусскими или малороссами, то затрудним понимание нашего разговора сторонникам украинской самостийности, а если будем называть украинцами, то затрудним понимание сторонникам общерусского единства. Предлагаю именовать подопечных Хмельницкого так же, как они сами себя преимущественно именовали, – русьскими через мягкий знак. А жителей тогдашней России, чтобы не путаться, предлагаю звать россиянами.

– Мягкий знак здесь не так уж важен, но пускай. Итак, почва для восстания Хмельницкого против поляков. В Речи Посполитой всё быстрее происходила полонизация русьской знати, она всё больше переходила в католичество. Оставалось крайне мало православных магнатов – по пальцам пересчитать. Соответственно, гнёт над православным русьским крестьянством становится не только социальным гнётом, но также иноэтническим, инорелигиозным. Кроме того, польские паны, как правило, не утруждали себя управлением и ведением хозяйства. Часто ими управляли арендаторы – евреи. Добавьте к этому средневековые стереотипы христиан об иудеях – вот вам и мощнейшее недовольство у крестьян.

– С крестьянами понятно, а что насчёт воинов-казаков?

– У них тоже хватало претензий к польской власти. Казаки считали себя равными шляхтичам (аристократам): те и другие – рыцари с саблями, и сражается казачество за Речь Посполитую не хуже поляков. При этом у шляхтичей все права, а к казакам отношение как к быдлу. Вот как польский историк писал во времена хмельнитчины по поводу того, как казацкий полковник (считай, генерал для той эпохи) женился на польской аристократке: «Подлый холоп поклялся княгине в супружеской верности. Знатная пани должна угождать грубияну». Сколько презрения! И ведь презирали даже заслуженных казаков, спасителей Речи Посполитой в войнах! Русьские возмущались: когда нужна казацкая сила, когда идёт война с турками или с Москвой, – нас ласкают, привечают, а потом – забывают, мол, бери плуг и паши землю. В реестре (то есть на польском жалованье) состояло к моменту восстания Хмельницкого лишь шесть тысяч казаков, а желающих было – десятки тысяч. Они уходили воевать наёмниками в Европу или разбойничать в Диком поле, но возвращались домой и снова видели это неравноправие (к слову, московский государь Алексей Михайлович увеличит реестр в десять раз, чем значительно удовлетворит запорожское казачество).

Что касается религиозного фактора, то Брестская уния киевского митрополита 1596 года (о переходе в юрисдикцию папы римского при сохранении православной обрядности) сыграла страшную роль. Она должна была, по замыслу некоторых, устранить все противоречия между католиками и православными, но в итоге обо-
стрила их до предела. Не буди лихо, пока оно тихо! Это сейчас на Украине униатство стало национальной религией, а в те времена отношение православных русьских к униатам было очень плохим – как к ренегатам. Униат – значит, ушёл к полякам. Православные и униаты-католики стали убивать друг друга, один за другим поднимались казацкие бунты против унии. К моменту восстания Хмельницкого кровавые стычки из-за дележа храмов случались уже не так часто, но всё равно православие находилось в угнетённом положении.

Добавлю, что нищие и голодные не бунтуют – им некогда. А Украина была богатой землёй, и её города, ещё не разрушенные войной, были полны грамотного люда.

 

Становление вождя

– И на этом фоне восходит звезда Богдана Хмельницкого. Каким человеком он был?

– Из казацкого или шляхетского рода. Отец его был подстароста Чигирина, то есть заместитель главы местной администрации. Образование Богдан получил хорошее – в иезуитском коллегиуме, притом в католичество не обратился, остался православным (иезуиты сформировали эффективную систему образования, и к ним отдавали обучаться детей не только католики, но и другие христиане). Историк Николай Костомаров считал, что благодаря иезуитскому образованию Хмельницкий стал прекрасным дипломатом, научился использовать хитрость, двуличие. Польский автор писал о Богдане: «Лицо его было как светлый лёд на болоте, а подо льдом – гнилая болотная вода». Закономерен такой отзыв поляка о человеке, чуть было не уничтожившем Польское государство.

На протяжении жизни Хмельницкий выучил немало языков. Сделал хорошую военную карьеру. Много сражался, в том числе и против России в Смоленской войне. К знаменитому восстанию его подтолкнула личная история. Отец оставил ему в наследство поместье, но собственность не была оформлена документально – обычное дело для того времени. Этим воспользовался враг Богдана – польский шляхтич. Пришёл отбирать поместье силой оружия. Хмельницкий бежал, не имея достаточно людей для сопротивления, и шляхтич захватил не только поместье, но и жену Богдана, а человек шляхтича ещё и засёк его сына до смерти…

– Хмельницкий бежал, оставив семью? Пятно на биографии?

– Нет. Полагаю, Хмельницкий не сомневался, что детей и жену не тронут, ведь это было недостойно благородного сословия. И он хорошо отомстил… Но потом. Сперва он отправился искать правды в Сейме, высшей инстанции Речи Посполитой, а затем ещё выше – к королю Владиславу (тому самому, которого Семибоярщина в Смуту звала на московский престол). И Владислав вслед за Сеймом не заступился за Богдана, сказав, чтобы он решил свою проблему самостоятельно, силой оружия (споры между панами часто решались в ходе таких вот маленьких войн, и это считалось в порядке вещей).

 

Началось!

– И тогда Богдан едет в штаб-квартиру русьского казачества – на Запорожскую Сечь и там провозглашает себя гетманом (вождём) Войска Запорожского. На дворе 1648 год.

– Появление Хмельницкого на Сечи стало факелом в пороховой бочке. Казаки охотно восстали против поляков: ненависти накопилось вдоволь. Получив военную помощь от крымского хана, Богдан разбивает поляков на Жёлтых Водах, где на его сторону переходят реестровые казаки. Так началась страшная война. Война настоящая, народная.

Важно понимать: хмельнитчина – это не только поход армии Хмельницкого против поляков. Это грандиозное, повсеместное восстание. На местах формируются «загоны» (отряды): крестьяне, беря в руки саблю или самопал, становятся казаками. Они ведут опустошительную войну. Убивают католиков, присваивают их жён. Хмельницкий этому не препятствовал, да он и не мог контролировать действия многочисленных казацких «загонов». На пике успеха восстания, летом-осенью 1648 года, казаки требуют: «Пане Хмельницкий, веди на ляхив, кинчай ляхив!»

– И уже в том же 1648-м Богдан пишет письмо московскому царю Алексею Михайловичу с просьбой о помощи.

– Да, а потом пишет снова и снова. Он был не против замириться с польской властью на своих условиях, но казаки бы этого не поняли, а спорить с казацкими массами, пассионарными и вооружёнными, он не мог. Между тем стало ясно: своими силами поляков не победить. И была ещё одна причина попроситься под «высокую руку» нашего царя. Тогда огромное значение имела сакральность власти, сакральность короны – королевской, царской, ханской и так далее. Хоть Богдан и стал одним из самых могущественных людей Восточной Европы и мог, крепко выпив, назвать себя самодержцем, он всегда помнил (и все остальные помнили), что никакой он не самодержец, не помазанник Божий. Значит, Хмельницкому нужно идти к кому-то в подданство. А к кому? Крымский хан и турецкий султан – басурмане. С польским королём война. Швеция – очень далеко, она ещё не успела вмешаться в дела Речи Посполитой.

Надо сказать, Хмельницкий действовал двояко: он мог льстить московскому государю, а мог пугать его (то и другое – на расстоянии, лично они никогда не встречались). Зная, что в окружении есть российские лазутчики, Богдан на пирушках говорил, что если Москва ему не поможет против ляхов, то он соединится с крымским ханом да «саму Москву изломает». Какая искусная дипломатия!

В Москве прошение Хмельницкого восприняли поначалу неоднозначно. С одной стороны, его восстание против поляков было прекрасным поводом для царя присоединить к России всё наследие Рюриковичей, в том числе древний Киев. С другой стороны, воевать с поляками россияне не спешили. И только в 1653 году московский Земский собор решает принять территорию Войска Запорожского под «высокую руку» московского государя, а в 1654 году в Переяславле при участии самого Богдана это оформляется юридически. Данный факт школьники Советского Союза знали назубок как «воссоединение России с Украиной», но на самом деле воссоединение Восточной Руси с Западной Русью тогда не завершилось, а только началось. Кстати, присягать Москве не захотели некоторые казацкие полки (они были в меньшинстве) и киевское духовенство (удобно подчиняться константинопольскому патриарху, который находится далеко и не имеет над тобой реальной власти, а не московскому Никону).

 

Между россиянами и поляками

– Так началась война России с Речью Посполитой, известная как Русско-польская война 1654–1667 годов.

– Она шла успешно, россияне и русьские добрались до Львова. В этот момент на Речь Посполитую напали шведы – и все решили, что сейчас она будет уничтожена как государство. Царь Алексей Михайлович захотел избираться на польский престол (законодательство Речи Посполитой позволяло), и этот политический проект привёл к перемирию. За время перемирия поляки опомнились, оправились… и вновь стали отбиваться от всех врагов – и от шведов, и от русьских, и от россиян. Когда Москва начала переговоры с поляками о мире, Хмельницкий прислал своих представителей. Но их на переговоры не пустили, оставили «как псов возле церкви Божией». Это возмутило Богдана. Он опасался, что Москва вообще вернёт Украину полякам, и начал переговоры со шведами о союзе (но не о переходе под их власть). К чему привёл бы этот союз – мы никогда не узнаем. 6 августа 1657 года Богдан умер.

– И гетманом Войска Запорожского избрали его правую руку – Ивана Выговского, который захотел вернуть Украину под власть поляков.

– Да, Выговский направил полякам договор, согласно которому Речь Посполитая должна была превратиться из государства двух народов – поляков и литовцев – в государство трёх народов. Наряду с Великим княжеством Литовским в составе Речи Посполитой должно было, как того хотел Выговский, возникнуть Великое княжество Русьское. Выговский отправил ближайшего соратника Немирича с текстом договора к полякам. Но те с гневом отвергли договор и написали новый. Немирич с этим новым текстом боялся возвращаться на Украину. Понимал, что его просто порвут.

– Немирича или текст?

– Немирича. Тем временем Выговский воевал против России. Он разбил тех казаков, что не захотели отвернуться от неё, и даже разбил россиян в битве при Конотопе (ему помогли поляки и особенно крымские татары). Но дальше его война пошла не по плану. Брату Выговского не удалось взять Киев, где стоял российский гарнизон. И вскоре Выговский бежал к полякам. На его место избрали сына Хмельницкого – Юрия. Тот поначалу наладил отношения с Москвой, а потом предал её в решающий момент. В ходе казацко-московского похода на Львов российская армия оказалась окружена поляками и татарами – и тогда Юрий со своими казаками вышел из войны, заключив договор с польской стороной. Доверие Москвы к Войску Запорожскому было подорвано. Целая армия попала в плен. Командующий – боярин Василий Шереметев – проведёт в крымском плену 20 лет (и выстрадает убеждение, что Украина не стоит крови россиян. – «АН»).

В свою очередь украинские историки считают предательством со стороны России наше перемирие с поляками 1667 года, закреплённое «вечным миром» 1686 года. Мол, вместо того чтобы защищать Украину от поляков, Россия вместе с поляками поделила её. Это был настоящий раздел Украины: полякам досталось правобережье Днепра, россиянам – левобережье (Киев остался за россиянами). И только через 100 лет, при Екатерине II, в состав России войдёт большая часть Правобережной Украины (кроме Галиции, Буковины и Закарпатья).

 

Точки над «I»

– Что же всё-таки означало принятие Богдана Хмельницкого «под высокую руку московского государя»? Сейчас звучит мнение, что речь шла не о подчинённости Войска Запорожского Москве, а лишь о партнёрстве…

– В том-то и дело: каждый понимал это так, как хотел. Для Москвы это означало переход Украины под власть царя, а на Украине «высокую руку» понимали иначе – только как защиту. Гетман и казацкая старшина хотели сами управлять своей территорией, лишь формально признавая власть российского государя. Согласно договору, Войско Запорожское должно было собирать налоги и отправлять их в Москву, но оно ничего не собирало и никуда не отправляло (ситуация изменится только после Мазепы). Больше того, даже с беженцев из Речи Посполитой, которые осели в России и основали свои поселения, например Харьков, – даже с них Москва не могла получить налоги.

Русьские считали, что платят России за защиту своей военной службой, а в Москве считали, что этого недостаточно. Привилегированное положение территории Войска Запорожского в составе России постепенно сводилось на нет. Уже Мазепа был избран гетманом при контроле российских властей, а после его бегства автономия гетманщины сократилась ещё больше. Правда, и сам Мазепа ограничивал вольготную жизнь: ввёл налоги, расширял права старшины, которая превращалась в новую знать и постепенно закабаляла обедневших казаков. Закрепощение крестьян на Украине было выгодно этой новой знати.

Что касается споров о «подчинённости» или «партнёрстве»… Украинская историография смотрит на отношения российского царя и гетмана Войска Запорожского как на сеньориально-вассальные. Это позволяет, в частности, оправдать гетмана Мазепу, который давно уже стал украинским национальным героем. Пишут, будто Мазепа попросил у Петра I помощи при ожидавшемся нападении шведов на Украину и что Пётр якобы отказал, то есть не защитил своего вассала, а значит, вассал свободен. Во-первых, какие сеньориально-вассальные отношения в России XVII–XVIII веков? Во-вторых, отказать в помощи Пётр не мог хотя бы потому, что во всех значительных городах Гетманщины стояли российские гарнизоны. Как только Карл XII направил свою армию на Украину, туда последовал и Пётр с войском. Так что защищать Украину наш царь не отказался.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram