Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 22(615) от 07.06.18 13+

Великолепная пятёрка против всего остального мира

, 19:37 , Главный редактор АН

В день встречи с прославленным спартаковцем, участником чемпионата мира по футболу в Мехико 1970 года Евгением ЛОВЧЕВЫМ по телевидению крутили запись финала того самого мексиканского чемпионата. Играли Бразилия и Италия. Сборная СССР проиграла тогда в четвертьфинале Уругваю 0:1. Первый вопрос главного редактора «АН» Андрея УГЛАНОВА напрашивался сам собой.

Видеоверсию интервью главного редактора «АН» Андрея УГЛАНОВА и легеды советского и российского футбола Евгения Ловчева смотрите на  Youtube канале #ЗАУГЛОМ.  

 

-ЕВГЕНИЙ Серафимович, чем отличаются футбол и футболисты того времени, когда вы были участником ЧМ-1970, от сегодняшних? Футболисты были более мускулистые, атлетически сложенные. Хотя знаменитый Пеле не блистал – играл как-то тяжело.

– Наверное, красотой. Скорости работы с мячом, скорости принятия решений были чуть-чуть поменьше. Это давало возможность футболистам успеть что-то сделать с мячом. Сейчас есть такая поговорка: «Весь мир играет в футбол, а выигрывают немцы». А тогда была поговорка, что выигрывают бразильцы.

Вы заметили, что Пеле как будто растворился. Но он человек, который забил тысячу мячей. Он ценен тем, что в 1950-е годы был одним, позже, повзрослев, стал другим. А потом и третьим – отошёл назад и исполнял на футбольном поле совершенно другие функции. Поэтому он велик и во всём хорош.

– Сегодня его можно сравнить с гениальным аргентинцем Месси?

– Нет, Пеле – трижды чемпион мира. Месси – ни разу. Сейчас мы особенно боимся египтянина Салаха. Перед нашим чемпионатом мира Салах чуть ли не стал вровень с Месси и Роналду. Но это неправильно – думать, что на ЧМ он будет играть так, как играет в клубе. В клубе ежедневно весь состав играет под него. И под Месси тренеры подстраивали игру, где все 10 остальных игроков «растворяются» в Месси, потому что он лучший на самом деле. Потом Месси приходит в сборную, а там всего 3 дня, и там каждый велик, Агуэро, Ди Мария. Они не думают, что будут под него играть. По телевизору мы видим, как он играет за «Барселону», – чума! А вот играл он со сборной России недавно (0:1), и мы не особенно его заметили, потому что игра в сборной под него не подстроена. То же самое касается Салаха. Так что не надо говорить, что Салах порвёт нас на куски, ерунда всё это.

– То есть у нашей сборной есть шанс?

– Конечно, есть.

– Можно посмотреть на мировой футбол и с другой стороны. Раньше это был прежде всего спорт. Сегодня – политика. Иногда подлая.

- Не политика, а бизнес. Политика присутствует лишь в том смысле, что сейчас делают с нашими спортсменами.

– Английская пресса вообще нагнетает тихий ужас, призывает своих болельщиков готовиться к третьей мировой войне, брать в Россию металлические прутья.

– С англичанами всё понятно, им нужно меньше пить с нашими.

– Особенно стращают тем, что будет в Волгограде. Мол, не вздумайте надеть в Волгограде какой-то фашистский знак или зигануть, вас просто порвут.

– Вопрос не в футболе. Им не нравится, что мы, русские, именно такие, нас не согнёшь, и в войну не согнули. Если говорить про англичан, это больные люди. Два года назад на конгрессе ФИФА в Мексике мы представляли Кубок конфедераций, который должен был пройти в 2017 году. Это было на базе сборной Мексики. На сцене я, президент Оргкомитета-2018 Алексей Сорокин, тренер сборной Мексики, один из руководителей ФИФА, Роналдиньо и ведущий.

Первый вопрос из зала: «У меня вопрос к Сорокину. У вас в футболе допинг, что вы с этим допингом собираетесь делать?» Сорокин начал отвечать, что, конечно, это плохо, мы боремся с этим. Я попросил микрофон и сам спросил у того, кто задал вопрос: «Вы откуда?» Он: «Из Англии». Я говорю: «Скажи, пожалуйста, ты пришёл сюда для чего? Вот здесь сидит великий мировой футболист Роналдиньо. Вот Лёша Смертин, заметный, у вас играл в «Челси». У тебя к нам по допингу есть вопросы?» Он: «Нет». Я говорю: «А вообще к футболу есть у тебя вопросы по допингу, если не считать 1994 год, когда Марадона покурил в Америке марихуану и его отстранили?» Тут его осадили и другие.

До этого, когда мы только выиграли право проведения чемпионата мира, ко мне напросилась группа иностранных журналистов, и они начали беседу с того, что «у вас здесь расизм». «Где?» – спрашиваю. «Ну вот у вас банан показали темнокожему». Я говорю: «Так один идиот показал, а расизм – это банан?» Им сразу стало неинтересно со мной разговаривать.

ПОЭТОМУ для меня Британия – это страна, в которой «убили» Скрипалей, а они живут и здравствуют. Поэтому англичане для меня не авторитет и вообще по большому счёту – никто. Мы сейчас молчим, не возникаем по поводу Мутко. Он немного в сторону отошёл. Молчим по одной причине – чтобы болельщики приехали сюда и посмотрели, что здесь живут не белые и чёрные медведи, а нормальные люди. Которые с вами пойдут пивка попить после игры, ещё вас угостят, нальют столько, что потом их таблоиды будут писать, что здесь всех упоили. Они для меня вообще не авторитет.

– Вы упомянули Виталия Мутко. На мой взгляд, его отодвинули рано. Может быть, и надо было его поменять, но человек готовил чемпионат, плохо или хорошо, но готовил. А его бросили на строительство.

– Очень чётко позицию определил премьер Медведев: «В угоду иностранцам мы его из правительства не уберём». Думаю, его уберут позже, слишком засветился, но сейчас нельзя это было делать. Самое главное в другом – он остаётся президентом РФС. Он лишь приостановил своё участие, он оттуда не вышел, у него мандат до 2020 года. И когда пройдёт чемпионат мира, видимо, он всё равно вернётся.

– Скажите, а то, что Ольга Голодец будет в правительстве заниматься спортом, это как-то отразится на футболе?

– Вы знаете, кто такая Голодец?

– Голодец – это дама, которая приехала из «Норильского никеля», очень любит балет.

– Вы знаете, что её дядя – знаменитый футболист? Адамас Соломонович Голодец – знаменитый человек, играл в «Динамо», тренировал «Динамо». Долгое время был там вторым тренером, потом стал первым. Она вообще из этой среды, из спортивной. Я тоже с удивлением узнал, что она именно та Голодец, связана с ним.

– Возвратимся к иностранцам. Почему у нас играет слишком много легионеров? Одновременно на поле могут быть шесть человек. В результате, подходит чемпионат мира, и выбор отечественных игроков очень скудный. Играть некому.

– У нас соревнования проходят между «Газпромом», ВТБ и ЛУКОЙЛом, но это не естественный путь развития футбола.

Нет ничего плохого в том, чтобы привести Халка или ещё кого-то. Но чтобы они научили наших футболистов играть в футбол. А они берут Халка и говорят мальчику из команды «Спартака» или «Зенита»: «А вы с ним соперничайте», что просто нереально! Более того, мы привозим сюда Манчини, Спалетти, иностранных тренеров и хотим, чтобы они научили нас играть в футбол. Я говорю и о Массимо Каррера, «знаменитом» итальянце, ставшем тренером московского «Спартака». Но Каррера ничему не научил ни Кутепова, ни Комбарова, никого. Они как «валились» сзади, так и «валятся». Тогда я понимаю, что эти люди приезжают сюда не научить кого-то играть в футбол, а заработать денег и свалить отсюда. И тренеры – то же самое.

А наши руководители клубов, которые не зарабатывают такие деньги от игры, будут стремиться, чтобы у них было больше иностранцев, чтобы выкачать эти деньги из ВТБ или ЛУКОЙЛа. Даже наш тренер Карпин, который здесь вырос, он говорит: «Да мне сборная эта до фени, меня выгонят из «Спартака», если я чего-то здесь не выиграю».

– «Газпром» потратил несколько лет назад на Халка и Витселя 100 миллионов евро. Сейчас тратят не меньше. Была такая присказка – «Абрамович купил «Челси», а его хомяк – ярославский «Шинник».

– Нет, Абрамович перепутал. Он думал, что купил дочку Клинтона Челси.

– На самом деле Абрамович, говорят, затратил на «Челси» чуть ли не полмиллиарда фунтов стерлингов, за ним пошли и другие – Алишер Усманов вложился в лондонский «Арсенал». С одной стороны, разрешают тратить безумные деньги на покупку тех же иностранцев «Газпрому» и ЛУКОЙЛу, с другой – не ограничивают людям вывоз капитала «под футбол», тем же Усманову, Абрамовичу. Как нужно менять государственную политику?

– Надо сменить метод руководства в стране. Я очень положительно отношусь к нашему президенту, но когда он летает на вертолёте где надо тушить лес, потом едет в Удмуртию и говорит местному начальству, что надо построить дома, это неправильно. Когда мы говорим об Алишере Усманове и Романе Абрамовиче, их тоже наклоняют. Мол, тут надо заткнуть дыру, а денежки дайте. Это неправильно. Надо определиться: на футбол деньги – это одно, а футбол развивать – это другое. Я вам глобально говорю: работать на самом деле должны другие рычаги. А у нас самый главный день в стране, когда можно чего-то поправить, – это прямая линия с президентом.

– Мы, кстати, встречаемся за несколько дней до этого события.

– Я был в прошлый раз в студии год назад, когда Путину задали вопрос из Калининграда со строящегося стадиона: «А как наша сборная выступит?» Путин увидел напротив себя Газзаева и спросил его: «Валерий, как выступит наша сборная? Как вы думаете?» Тот ответил: «Я думаю так же, как вы думаете, Владимир Владимирович». Так всё у нас. А ведь Газзаев – заметнейшая футбольная фигура!

– В 2010–2012 годах РФС возглавлял Сергей Фурсенко. Тогда он сказал, что в 2018 году наша сборная станет чемпионом мира!

– Не в прогнозе дело. Ситуация такая. Путин не играет в футбол и в футболе не разбирается, но хочет хорошо и правильно провести ЧМ. Недавно он проводил Президентский совет по футболу. Там сидел Фурсенко, которого уволили в 2012 году после чемпионата Европы. И Путин задал ему вопрос, связанный с подготовкой игроков. Тот ему ответил, как они в «Зените» готовят футболистов. А на днях «Зенит» играл в Лиге Европы, и на поле вышли аж восемь иностранцев.

На самом деле, если хотим, чтобы сборная была, чтобы на чемпионате играли российские футболисты, вырастите новое – своё поколение. Мы были в рейтинге на первых – третьих местах в Европе, сейчас – на шестьдесят шестом.

– Нынешний состав сборной – самый слабый из всех предыдущих?

– Я хочу от него только одного. Чтобы, как два года назад во Франции, я сидел в Москве вместе с нашими болельщиками сборной и повторилось то, что было с болельщиками сборной Исландии в Париже. Исландские футболисты на поле отдали себя полностью. И в конце игры болельщики встают и аплодируют игрокам, а команда – им. И страна встречает их как героев. А они ничего не выиграли, но исландцы знают, что игроки отдали все силы за Родину! Меня только это беспокоит. Исландские футболисты не выкачивают из страны денег, они уехали в Англию, в Россию и выкачивают там деньги. И это не бесит местных жителей.

– Говоря о сборной, о главном тренере страны, может, надо было ещё раз привлечь Гуса Хиддинка? Игнашевича же возрастного в сборную вернули.

– Вернулся Игнашевич, и ничего страшного в этом нет, 38 лет. В 1970 году, когда перед чемпионатом мира «сломался» вратарь Женя Рудаков и получил травму Витя Папаев, в команду приехали Лев Иванович Яшин, практически заканчивающий играть, и Слава Метревели. Они были наставниками. Они не играли ни одной минуты на чемпионате мира, но были нужны в той ситуации. Ничего страшного в этом нет, в команде столько «пассажиров», что и Игнашевич поможет.

Вопрос другой. Расставить звёзд – это легко, а когда надо что-то слепить из средненьких игроков – другое. Говорят, надо было приглашать тренером Бердыева. Но он – человек ежедневной работы, поэтому у него «Ростов» в какой-то момент заиграл хорошо, когда-то неплохо играл «Рубин». Он ежедневно водит игроков «по верёвке», где кто должен стоять, и прочее. Посмотрим, как получится у Черчесова, но веры в то, что мы куда-то далеко дойдём, – нет. Тот же Дзюба – парень неплохой, но, как говорили в моё время, нет такой профессии «парень неплохой». Ждать особенно нечего, но, с другой стороны, мы не ждали и в 2008 году, когда взяли бронзу Евро. Но там были Аршавин, Павлюченко, Семак, Жирков, были игроки.

– Почему Игнашевича позвали, а Аршавина и Юрия Гаврилова для создания фона – нет? Хотя бы советниками.

– Мы так долго жили в Стране Советов, что хватит уже советников.

– Всё равно чемпионат мира будет интересен, потому что он проходит у нас. Мы увидим лучших игроков мира, которые покажут детям в спортивных школах фантастический, прекрасный футбол. А увидев это, они сами заразятся футболом на ближайшие 50 лет.

– На это и рассчитан мой оптимизм. Более того, не ждите, что с первых матчей мировые звёзды начнут показывать чудеса. Только что закончились сложные чемпионаты в Испании, в Германии. Люди устали, сейчас они начинают отходить от местного чемпионата. Их мастерство даёт им возможность сделать выход из группы спокойным, я имею в виду великие команды.

Кстати, когда меня спрашивают, кто будет чемпионом, посмотрите – чемпионами становятся одни и те же: Бразилия, Аргентина, Франция, Германия и Испания. Кто-то из них и будет чемпионом. Они будут набирать потихоньку, а даже когда будут играть друг с другом, не ждите искромётного футбола. Потому что понимают, что обе команды выйдут дальше. И только в конце будет футбол хорошего уровня, так было всегда. Все чемпионаты мира такие.

– Евгений Серафимович, благодарю, что нашли время посетить нас.

 

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram