Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Сахалин → Общество № 16(609) от 26.04.18 13+

Где на Сахалине можно встретить очередь

, 16:04

Что такое очередь? Это группа людей, стоящих друг за другом в ожидании получения какой-либо услуги. Людям, воспитанным в советское время, это понятие знакомо не понаслышке. Именно из тех времен фраза «очередь за колбасой».

Можно сказать, что этим явлением отражена целая эпоха. В очередях стояли, встречались, влюблялись, строили отношения и даже рожали детей. Да-да, бывало и такое. В ожидании дефицита люди, бывало, проводили не один день. Сегодня очереди не так сильно распространены, как в советские годы. Однако полностью они себя не изжили. Появляются новые формы, методы – например электронная очередь, очередь по талонам, – но само явление остаётся неизменным. Корреспондент «АН. Сахалин» прогулялся по Южно-Сахалинску в поисках очередей.

А вы за кем?

Так где же можно встретить очередь сегодня? Разумеется, это и продуктовые магазины, и любые торговые точки. Однако первое, что приходит на ум при одном упоминании очередей, это почтовые отделения. Огромные вереницы людей, получающих и отправляющих письма и посылки, пытающихся оплатить свои счета и многое другое. Обычно люди, стоящие здесь в час пик, спешат, нервничают, желая разделаться с этим как можно скорее. Есть и те, которые пытаются обойти всех и получить свой товар или услугу без очереди. На этом фоне нередко можно услышать крики и скандалы.

Я за этим мужчиной в черном пальто стою, громко и даже ка-кто угрожающе заявляет свои права на место в очереди женщина в возрасте. – А вот вас я здесь не видела.

Да что вы говорите, когда я сюда пришла, вас еще здесь не было, не желает уступать ее сверстница.

Мне нужно было отойти, поэтому меня и не было, когда вы пришли! Мужчина, я ведь занимала за вами?

Но мужчине по большому счёту безразлично, кто именно занимал за ним, от этого его очередь не станет короче. Такая ситуация типична для многих почтовых отделений, некоторые, устав ждать, просто уходят, не сказав ни слова, и начинается путаница – кто за кем стоял. А если в отделении несколько окошек для обслуживания, это ещё один повод для волнений – несколько очередей, одни люди занимают сразу две очереди, перебегают из одной в другую. Становится непонятно, какие услуги и где оказываются, в каком окне можно получить пенсию, а в каком заплатить за квартиру.

Конечно, всё зависит от самого почтового отделения и сотрудников, которые там работают, однако в большинстве случаев пришедшие остаются недовольны, что часто отражается в жалобах и снисходительном: «...это же почта…»

Я часто стою в очередях, рассказывает жительница Южно-Сахалинска Нина Ниловна. – Мы, пенсионеры, знаем в какое время куда пойти, чтобы очереди не было, но на почте и в продуктовых магазинах почти всегда много народу. В социальных магазинах почти всё время очень много людей стоит, особенно когда продукты привозят. В поликлиниках и медицинских учреждениях вообще не пройдёшь, там всегда огромные очереди, даже по талонам сидишь весь день, особенно к кардиологу и окулисту. В общемто, везде сейчас очереди. Не такие, как раньше – сейчас с этим получше, – но всё равно. Я к этому отношусь, конечно, плохо, как и все люди, наверное, нервничаю. Но я думаю, что от этого явления избавиться нельзя. Это если только для каждого будет один, свой личный магазин или аптека. Но это невозможно. На почте почти всегда бывает очередь, особенно в дни, когда нужно пенсию получать.

Квест  на выживание

Помимо почты, где в основном живая очередь, сейчас существует и другой её вид – очередь по талонам. Это сделано для комфорта граждан, однако может доставлять и ряд неудобств. К примеру, очереди в многофункциональном центре «Мои документы». Заходя сюда, можно провести в очереди добрые полдня.

Очереди здесь ужасные, я даже просила поговорить с директором, чтобы выяснить, почему людям приходится так долго ждать, рассказывает жительница Южно-Сахалинска, общественный деятель Закия Валитова. – Здесь очень странная и непонятная система – дают определённое количество талонов и всё, потом они заканчиваются – их нет. И люди вынуждены сначала по часу ждать талон, а потом ещё столько же ждать своей очереди по этому талону. Их сейчас выкидывают как колбасу раньше. В прошлый раз я начала этим возмущаться, да и не только я – здесь люди приходили с тремя детьми, один из которых новорожденный. Я хотела пожаловаться, начала снимать всё происходящее на камеру – тогда все выбежали, начали говорить: «Не снимайте здесь». А я им отвечаю: «Это общественное место, государственное, я имею полное право снимать то, что здесь происходит, в этом нет никакой тайны, я ведь ни к вам домой пришла и снимаю там». Выбежала охрана. Но это же не выход из положения. И такое каждый день, все ругаются. Здесь целых два этажа, а такие очереди. Значит, они не умеют планировать, организовать работу так, чтобы талоны были и всё делалось оперативно. Сколько денег вложили в эту систему МФЦ, так почему люди должны стоять в таких огромных очередях – и пожилые, и инвалиды, и с маленькими детьми? Это ужас, так нельзя делать. И главное, люди стоят, ждут, а все столы, где оказываются услуги, пустые. Работников нет.

В пенсионном фонде происходит то же самое: приходишь, и если успел схватить талон, тебе повезло, а если нет, то можно так очень долго ходить. Я вот вчера пришла утром, мне талона не хватило. Потом пришла в половине пятого, подумала, может, чтонибудь появилось – они сидят, закрылись, людей никого нет. Говорят, документы обрабатывают. Но рабочий день ведь не закончился, он идёт, а приёма нет. И если раньше у них перерыва в работе не было – все сотрудники ходили на обед по очереди, каждый в своё время, – то теперь все обедают с часу до двух. И люди, которые работают, не могут прийти в обед чтото сдать. Я вот неделю хожу и не могу ничего сделать, хотя я пенсионерка, дома сижу. А представляете, каково людям, которые работают? Они говорят: «Приходите утром, к девяти часам, караульте талоны». Вы представляете, если все придут к девяти, что это будет?

Бумажная  волокита

Также очереди можно увидеть везде, где происходит работа с бумагами, например в налоговой.

В последнее время я часто бываю в налоговой по своим делам, рассказывает житель Сахалина Владимир Андреевич. – Вся эта волокита с документами и бюрократия сами по себе очень выматывают, а ещё и везде эти очереди. Я человек занятой, у меня всё распланировано, но в этих очередях, в ожидании, можно сидеть бесконечно долго. Хотя здесь не такие очереди как, например, в паспортном столе. Вот там сейчас вообще какойто ужас творится с этими талонами. А здесь всё четко, берёшь талон и ждёшь. Плохо, когда час пик – народу много, всё затягивается. Но всё работает очень согласованно, это радует. Иногда вообще через десять минут твой номер уже вызывают, и ты спокойно уходишь. Талоны в налоговой выдают исправно, нет никакого недостатка. Наверное, это и спасает…

Сегодня очередь в разных её формах можно встретить абсолютно везде – в банках, магазинах, медицинских учреждениях. Ктото понимает, что она никогда себя не изживёт, что это неизбежно и ничего сделать с этим нельзя – администраторы и владельцы тех или иных учреждений не виноваты в этом. Ктото, наоборот, обвиняет людей, саму систему, ведёт себя агрессивно и пытается обойти толпу людей, чтобы быстрее освободиться. Но и очереди есть разные. Есть те, которые возникают естественно – например, в магазине за хлебом. А есть те, которые возникают изза плохой организации процесса. На вопрос о том, что будет с этим социальным явлением в будущем, однозначно ответить нельзя. Возможно, появятся другие виды или же она вовсе исчезнет. Но как этого добиться, пока остаётся загадкой.

Обратная связь

А как вы считаете, можно ли у нас победить очереди и что нужно для этого сделать? Звоните в редакцию по телефону (42-42) 241180 и оставляйте свое мнение – самые интересные мы опубликуем.

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram