Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 15(608) от 19.04.18 13+

Гид в метро – лицо официальное

, 20:13

Московские власти запустили пилотный проект «Экскурсовод в метро» – теперь водить экскурсии по подземке должны будут только аккредитованные гиды. Предполагается, что благодаря этому повысится качество обслуживания туристов, а главное – это привнесёт порядок в организацию экскурсий по метрополитену.

КАЖДЫЙ пассажир подземки регулярно сталкивается с группами туристов, которые несколько выпадают из общей атмосферы транспортного гиганта. Они смотрят на метро не как на один из главных видов транспорта в жизни москвича, а как на подземный дворец – поэтому никуда не спешат, фотографируют, рассматривают стены, люстры, потолки. Попутно гид им рассказывает об истории создания станции, архитекторе и многом другом. Впрочем, как считают московские власти, появилась проблема с экскурсоводами.

По словам Максима Ликсутова, заммэра и руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, «в Московский метрополитен часто обращались гиды с вопросами, можно ли провести экскурсию, что нужно сделать, чтобы беспрепятственно проводить экскурсии на станциях. Обращения поступали также и от пассажиров, которые удивлены мифическими рассказами о метро на посещаемых ими экскурсиях. Поэтому было принято решение запустить проект «Экскурсовод в метро», который позволит выделить те туры, которые соответствуют стандартам качества (проводятся действительно компетентными специалистами с учётом пассажиропотока в метро)».

 

Новый регламент

Так что теперь, для того чтобы считаться официально квалифицированным гидом в плане знаний об истории столичной подземки, необходимо получать аккредитацию. Сделать это можно, пройдя экзамен в учебном центре метрополитена на Варшавском шоссе, д. 93. Спрашивать станут об истории подземки и особенностях её работы. Кроме того, там же будут организованы специальные платные трёхдневные курсы, если вы вдруг «плаваете» в теме.

Вдобавок уже запущен новый раздел на сайте столичного метро (tour.mosmetro.ru) для туристов и экскурсоводов, где как раз и будут собраны все доступные экскурсии по подземке. Для первых – это отличная возможность без турфирм или посредников купить билет и записаться на экскурсию. Для вторых опять же здорово – без всяких посредников в качестве ИП можно заниматься экскурсионной деятельностью без необходимости набирать клиентов.

Попутно с этим вводится определённый регламент работы. Очень важный момент – группы теперь не должны быть больше 20 человек. В конце концов, даже такая немногочисленная ватага может создавать трудности для пассажиров. Не говоря уже о случаях, когда метро изучает большее число людей. Во-вторых, будет запрещено проводить туры в часы пик. В-третьих, метрополитен и сам будет помогать аккредитованным экскурсоводам, приглашать их на различные мероприятия и содействовать разработке новых экскурсионных маршрутов.

Как сообщает портал мэра Москвы, уже аккредитованы 20 таких экскурсоводов. Сама лицензия будет действовать в течение года, но пока не принято решение о том, каким образом она будет продлеваться и на какой срок.

 

Кто проверит?

Между тем остаётся большой пробел в законодательстве, который, по сути, и даёт процветать либо неаккредитованным гидам, либо вообще «серым». Дело в том, что по закону в России запрещено работать иностранцам-экскурсоводам. Однако по факту – это не так. Найти гида-китайца, который сносно знает историю или просто увлекательно рассказывает небылицы, – большой проблемы не составляет, студентов много. Более того, наказать нелегального экскурсовода можно с трудом. Да и кто это будет делать? Сотрудники полиции или подразделение туристической полиции? Однако этого не происходит.

Казалось бы, в чём проблема? Пускай работают все кто хочет. Однако, по мнению экспертного сообщества, главная проблема в том, что легально работающие российские специалисты банально теряют клиентов и потенциальный заработок. При этом многие из них тратят личные деньги на получение различных лицензий и аккредитаций (экзамен в метро, например, стоит 1, 5 тыс. руб.). Второй момент – таким образом создаётся целая теневая отрасль, когда с туристами работают компании и люди, находящиеся вне правового поля, которым и налоги-то и платить тоже не нужно. При этом неизвестно, какого качества туристы получают информацию. В конце концов, грамотный рассказ о том же метрополитене Москвы – это вклад в репутацию и города, и страны.

Поэтому, с одной стороны, идея аккредитовать гидов в подземку – вещь здравая. Вот только неясно, кто и как будет бороться, если вообще будет, с неаккредитованными гидами. Не будут же любой организованной группе туристов отказывать в проходе через турникеты?

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram