//НАШИ ПАРТНЕРЫ

//Новости

//Сад и огород

//Новости marketgid

Nod32

//новости 24СМИ

podpiska-pochta

//Поп-новости

//Новости news.net.finam.ru

//Общество 13+

Как украсть триллион

Откуда берутся гигантские дыры в бюджете жилищно-коммунального комплекса

№ 40(582) от 12.10.2017 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА ]

Как украсть триллион

В июле этого года министр строительства и коммунального хозяйства  на сегодняшний день составляет более 1, 34 трлн рублей. Это почти в 4 раза выше суммы федеральных бюджетных расходов на здравоохранение в 2017 г. и втрое больше «кубышки» Федерального дорожного фонда. О том, что «блудные деньги» надо всеми силами возвращать в российский бюджет, власть имущие говорят давно и активно на всех уровнях – начиная с того же М. Меня и заканчивая главами сельских поселений. Но воз, как говорится, и ныне там: действенное «оружие» против должников пока так и не найдено.

С больной головы на здоровую

Всякий раз, когда чиновники заводят речь о долгах в сфере ЖКХ, зачастую из их уст сыплются гневные обвинения в адрес неплательщиков из числа граждан, якобы годами копящих задолженность за коммунальные услуги. Как правило, заканчиваются эти речи требованиями ужесточить работу с должниками. Однако господа власть имущие, мягко говоря, лукавят. А если точнее – бессовестно врут. По словам Михаила Меня, сегодня число тех, кто исправно и добровольно оплачивает коммунальные услуги, составляет примерно 94%. Гораздо менее дисциплинированно ведут себя, к примеру, крупные предприятия. А огромная часть долгов висит на управляющих компаниях, которые, собирая деньги с граждан, далеко не всегда доносят эти средства до ресурсоснабжающих организаций. Грешат таким «недоносом» и муниципальные учреждения и организации.

«Сегодня система выстроена таким образом, что непосредственные потребители ресурса платят деньги исполнителю услуг (будь то частная управляющая компания, муниципальная организация или ТСЖ), который обязан донести эти деньги до ресурсоснабжающей организации, – поясняет Александр Козлов, руководитель федерального проекта «Школа грамотного потребителя». – При этом у исполнителя, который, как правило, не может похвастаться избытком финансовых средств, зачастую возникает соблазн заткнуть собранными деньгами какую-то внезапную «дырку» – например, отремонтировать ветхие коммуникации или провести срочный ремонт в подъездах. В результате такого перераспределения и нецелевого использования средств у управленцев и возникают долги перед ресурсниками. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и откровенно мошеннические схемы, когда недобросовестная компания, собиравшая с граждан деньги, сначала аккумулирует их на сторонних счетах, а потом намеренно банкротится, оставляя с носом и людей, и ресурсоснабжающую организацию (правда, в последнее время таких случаев, к счастью, становится меньше)».

 

Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города»:

– Насколько мне известно, примерно половина ресурсоснабжающих организаций не хотела бы переходить на прямые расчёты с населением. Причина в том, что им гораздо сложнее работать с должниками, чем управляющим организациям. Кроме того, возложение на них дополнительных и не свойственных им обязанностей может привести к тому, что тарифы для населения несколько вырастут, а вслед за ними закономерно вырастут и долги.

 

Отметим, что слова эксперта, к сожалению, многократно подтверждаются делами – как правило, уголовными. Например, буквально на днях в Оренбурге был вынесен обвинительный приговор директору УК, который мало того что не доносил до ресурсоснабжающей организации собранные с граждан средства, так ещё и незаконно, на несколько тысяч рублей в месяц (!), завышал плату жителям «подшефных» домов. При этом в зале суда горе-управленец пытался объяснять, что главная причина образования долга в 12, 5 млн рублей – низкая платёжная дисциплина жителей, а собранные деньги он тратил на более существенные нужды вроде ремонта лифтов и зарплат сотрудников. Ещё дальше пошёл директор нескольких УК в Перми. Ушлый коммунальщик в течение 4 лет выводил на «левые» счета деньги граждан, накопив долг в сумме 89 млн рублей, а также инициировал липовые собрания собственников, где якобы принимались решения о банкротстве и ликвидации принадлежащих ему управляющих компаний. Суд «оценил» попытки обогатиться за счёт граждан в 9, 5 лет колонии общего режима и штраф в 1 млн рублей.

Важно понимать, что подобные долги чреваты не только порчей региональной статистики или снятием с постов нерадивых управленцев. Под угрозой оказываются тысячи жителей многоквартирных домов, которые, к примеру, к моменту начала отопительного сезона рисковали остаться с холодными батареями. Дело в том, что с 2013 года паспорт готовности к отопительному сезону выдаётся каждому конкретному дому только в том случае, если у обслуживающей его организации или ТСЖ нет долгов за тепловую энергию. Например, в Екатеринбурге, где температура воздуха ночами уже давно опускается ниже нулевой отметки, сотни домов не получили паспорта готовности к зиме. Причина – 3, 5 млрд рублей долга,которые 50 недобросовестных управляющих компаний и ТСЖ не донесли до ресурсоснабжающих организаций. Ещё круче – ситуация в Чувашии, где муниципалитеты задолжали за газ в общей сложности 1, 87 млрд рублей: в результате поставщик энергоресурса заявлял, что с конца сентября будет вынужден ограничить подачу. Миллиардные долги ставили под угрозу начало отопительного сезона в уже упомянутом Пермском крае. И таких историй по стране десятки, если не сотни. Безусловно, отопление в холодный сезон – дело политическое, и его в любом случае включат, но понятно, что обстановку в целом это не спасёт.

Теория прямого 
перехода

По мнению экспертов, выход из сложившейся ситуации может быть только один – перевод граждан на прямые расчёты с ресурсоснабжающими организациями, без участия финансовых «прокладок» в лице управляющих компаний. Специалисты считают, что сами коммунальщики от этого только выиграют, а жильцы ничего не заметят.

«Если честно, для добросовестной управляющей компании сбор с граждан денег на оплату коммунальных ресурсов – это лишняя головная боль, – рассуждает А. Козлов. – Дело в том, что исполнитель обязан качественно довести ресурс, условно говоря, до кранов на кухне и в ванной (если речь, к примеру, о воде), обеспечить администрирование платежей, напечатать платёжные документы – и при этом ничего за это не получить. По закону подобные услуги относятся к бесплатным обязанностям коммунальщиков. Понятно, что заниматься этим у «управляшек» особого желания нет. И поэтому, по моему мнению, нормальная УК, не заинтересованная в применении неких незаконных схем, сама отпустит жильцов в объятия ресурсников».

«То, что УК копят долги, в какой-то степени закономерно, – продолжает тему Светлана Разворотнева,исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль». – Например, они не имеют права брать с жителей плату за расход ресурса на общедомовые нужды выше определённого уровня, а ресурсоснабжающие организации, естественно, выставляют им счета «по полной программе». Итог – недоплаты, просрочки платежей и прочие неприятности. Понятно, что добросовестные управляющие компании сбросить этот груз будут только рады».

Хотим платить, да некому... 

БЫВАЕТ и так, что в результате возникновения долгов у управляющих компаний события начинают развиваться по сценарию, описанному в известной поговорке: «Паны дерутся – у холопов чубы трещат». В частности, в подмосковном Воскресенске заложниками разборок управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями оказались жители двадцати огромных многоквартирных домов в одном из самых густонаселённых районов города. Практически всё лето люди провели без горячей воды, а сейчас тревожно ждут, дадут ли отопление. Трагикомизм ситуации заключается в том, что ресурс им отключили за долги, которые есть в действительности: за горячую воду жители действительно не платят уже несколько месяцев. Но причина этих неплатежей исключительно в том, что счета людям всё это время попросту не выставлялись.

«С января этого года из наших платёжек исчезли графы «горячая вода» и «отопление», рассказывает «АН» член инициативной группы жителей пострадавших домов Ольга П. – Как выяснилось, наша управляющая компания по каким-то причинам не подписала договор с поставщиком тепла – компанией «Воскресенские тепловые сети». Оказалось, что УК накопила гигантские долги. Мы попытались заключить с ресурсниками прямой договор, но нам отказали, почему-то заявив, что это противоречит действующему законодательству. В итоге всё лето жили то без горячей воды, то с еле тёплой. При этом сменить управляющую компанию не получалось. Собственники квартир отказывались наотрез, потому что наша УК выбрала очень хитрую тактику – не снабжая жителей жизненно важным ресурсом, активно пускала пыль в глаза, «вылизывая» дворовые территории и спонсируя ремонтные работы пенсионерам. Понятно, что именно они наотрез отказывались уходить от таких «прекрасных» управленцев. Только после долгой «войны» нам наконец-то удалось подписать договор о прямых расчётах с ресурсниками».

О том, что посредников из системы расчётов с ресурсниками нужно убирать, довольно давно говорят и на самом высоком уровне. В частности, в Государственной думе уже 2 года лежит законопроект, согласно которому за коммунальные ресурсы граждане будут платить напрямую поставщикам.К слову, сегодня прямые расчёты тоже возможны, но это достаточно сложно сделать юридически: необходимо проводить общее собрание собственников, самостоятельно подписывать договоры и впоследствии полностью контролировать и регулировать все взаимоотношения с поставщиками ресурса (см. Слово закону). Взваливать эту ношу на себя мало кто хочет. От существующей ныне схемы предлагаемый законотворцами механизм отличается тем, что для граждан, по сути, ничего не изменится. Никаких общих собраний и сбора дополнительных документов проводить не придётся: людям будут приходить точно такие же платёжки, как и всегда, – только адресат платежей станет другим.

«Не исключено, что данный законопроект будет принят уже в осеннюю сессию, – говорит Александр Козлов. – Если это произойдёт, финансовая роль управляющих компаний в общении с ресурсниками будет сведена к нулю: им останется исключительно контролировать качество и выступать посредником в разрешении конфликтов граждан и поставщиков ресурса».

Тем не менее, пока в Госдуме «дозревает» федеральный закон, некоторые регионы, устав барахтаться в долговых сетях, инициируют переход на прямые расчёты самостоятельно. Так произошло, например, в Удмуртии, где таким образом, по словам местных чиновников, получилось практически полностью решить проблему.

Статья 162 Жилищного кодекса РФ: непосредственное управление многоквартирным домом.

1. При непосредственном управлении многоквартирным домом договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества собственники помещений заключают с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Договоры заключаются на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

2. Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), обращения с твёрдыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

3. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление, в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений или иное лицо, располагающее доверенностью, выданной ему в письменной форме всеми или большинством собственников помещений.

«Вопрос о задолженности управляющих компаний остро стоял ещё 4 года назад. Суммарная задолженность на тот момент доходила до 2 миллиардов рублей, – говорит Марат Исмагилов, начальник Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики Республики Удмуртия. – Единственным выходом из ситуации виделся постепенный перевод граждан на прямые договора с полным «изгнанием» управляющих компаний с роли посредников. И у нас, собственно, всё получилось. Сейчас в 90% случаев жители платят напрямую ресурсоснабжающим организациям, и ни о каких миллиардных долгах нет и речи, как и об угрозе отключения от поставок ресурсов. К слову, именно ресурсники были инициаторами такого перехода. А добросовестные управляющие компании не сопротивлялись: им было совершенно неинтересно собирать чужие деньги без какой-либо выгоды для себя. Что касается задолженности граждан, то она по Удмуртии составляет примерно 6% в общей структуре «коммунальных» долгов и ничем не отличается от среднего показателя по стране».

Каждый за себя или всем миром? 

НЕОБХОДИМО сказать, что у прямых договоров существует и обратная сторона медали.

Например, по прямым договорам большинство граждан сегодня платят за электроэнергию. Но тут существует ловушка, связанная с тем, что контроль объёмов потребления) по большей части лежит на самих гражданах, которые не всегда выступают добросовестными плательщиками. В итоге от деятельности таких «махинаторов» страдают ни в чём не повинные честные жильцы.

«Вопрос с совершенствованием механизмов индивидуального учёта нужно решать чем быстрее, тем лучше, – уверена Елена Юлегина, руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Тверской области. – Кроме того, необходимо также прорабатывать механизмы индивидуального взыскания, без перекладывания ответственности на всех собственников. Нам постоянно приходится разруливать ситуации, связанные с тем, что кто-либо из собственников квартир в многоквартирных домах систематически занижает реальные показатели счётчиков. Например, в одном из тверских ТСЖ один такой «умелец» полтора года отчитывался о нулевом расходе энергии. Спустя время выяснилось, что на самом деле он тратил в среднем 420 киловатт-часов в месяц! Получившуюся сумму ресурсоснабжающая организация приплюсовала к тратам энергии на общедомовые нужды, и у председателя ТСЖ сейчас нет другого выхода, кроме как раскидывать эту задолженность на всех жильцов. На мой взгляд, это абсолютно несправедливо».

Тем не менее на проблему подобной несправедливости есть и другой взгляд. Так, по мнению ведущего юрисконсульта направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Дмитрия Гордеева, необходимо, напротив, всячески инициировать солидарную ответственность граждан за неоплату коммунальных услуг (каковая, по его словам, давно и успешно практикуется в зарубежных странах).

«Безусловно, систему работы с должниками в коммунальной сфере необходимо совершенствовать, – рассуждает эксперт. – Но, на мой взгляд, от идеи о том, что стопроцентная собираемость платежей возможна, пора давно отказаться. Ни одна страна мира не может похвастаться тем, что граждане никогда не допускают задолженностей по коммуналке. Зато практически везде солидарную ответственность по рискам несёт всё сообщество собственников в конкретном доме или на конкретной территории. На мой взгляд, это разумно, так как растёт общая сознательность граждан. Тогда при задолженности внутри сообщества сособственники выявят виновных и разберутся с ними. Мне кажется, что развивать подобную систему разумно было бы и у нас».

Чтобы продолжить чтение номера, оформите подписку

Годовая подписка на газету за 490 руб.

- или -

Купить этот номер за 25 руб.

*Подпишитесь на газету и получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес

Свежий номер доступен в Telegram @argumentiru

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите "Ctrl + Enter"



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

?>

//Новости Гнездо.ру

Загрузка...

//Новости ADWILE

//Новости партнеров


//Авторы АН

Все авторы >>

//Новости Гнездо.ру

Загрузка...

//Новости ADWILE

//Новости advert.mirtesen.ru

//Читайте также

//Новости СМИ2

//Новости Lentainform.com

Загрузка...

//Новости Redtram

//Мы в соцсетях

Загрузка...
//Наши партнеры