Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 30(572) от 03.08.2017 13+

Гиперболоид «советского графа»

В этом году роману А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» – 90 лет

, 22:10

Роман публиковался в журнале «Красная новь» – начальные главы в 1925-м, продолжение – в 1926-м и заключительные, несколько раз перерабатывавшиеся, – в 1927-м. Братья-писатели, прочитав, дружно скривились.

«Моторный роман»

«Советский граф Толстой пишет моторные романы, гонит монету» – это из дневника М. Пришвина по поводу «Гиперболоида» и «Аэлиты». «Очень жаль!» – вздохнул М. Горький, заметив в одном из писем, что такой талант, как Алексей Николаевич, занялся «бульварщиной». «Жёлтая фантастика» – оценка Ю. Тынянова.

И не поспоришь. Я, готовя этот материал, перечитал «Гарина». Сегодняшнее впечатление зрелого человека – дикая, пардон, лабуда. Ну или из тех книг, которыми надо переболеть в детстве и потом не возвращаться. «Россия, Европа, Америка, острова в океане, Камчатка, двойники, агенты, миллионеры, погони, покушения, переодевания, яхты, дворцы, голые женщины, сутенёры, убийства, взрывы – весь джентльменский набор шпионского чтива» – так «Гарина» уже в наши дни оценил даже А. Варламов, автор жэзээловской биографии А. Толстого.

Хотя, если сказать себе, что роман написан в авантюрном жанре, что можно закрыть глаза на допустимые в таком случае условности, – внимание обращаешь на другое. Как лихо закручен сюжет! Как умело, двумя-тремя штрихами, с ходу выписывается каждый герой! Какие есть классные сцены – когда Гарин режет лучом гиперболоида бандита Гастона, когда взрывает завод, когда, потопив американскую эскадру, идёт купаться, на ходу снимая подштанники... А сам Гарин – тип гениального злодея, которому «и целого мира мало»? Д. Быков однажды предположил – не задумывался ли поначалу эдакий «Гиперболоид Ленина»? А что? Герой – лысоват, с бородкой, не останавливается ради своей сверхидеи ни перед чем...

Но вряд ли Толстой показывал советской власти фигу под одеялом. Он сделал выбор, вернулся из эмиграции, хотел быть «своим». Да и денежный вопрос стоял остро – а Алексей Николаевич всегда любил жить широко и красиво. С другой стороны – в СССР стоял НЭП, от журналов требовали прибыли. А что её обеспечит лучше крутого приключенческого романа?

«Гарин» – абсолютно советская вещь. Однако литературным профессионалом Толстой был первоклассным. Нужен вам «красный экшен» – сработаем по высшей категории! «Гиперболоид», может, и халтура, но халтура, сделанная рукой мастера. Впрочем, не поискать ли другие слова? Книга худо-бедно и за границей переводилась, и экранизировалась не раз, и сколько поколений ею зачитывались…

Наука и жизнь

Замечательно, что в бурнокипящее варево своего романа Толстой с серьёзным видом добавлял ещё и щепотку наукообразности. Вот вам, читатели, схема гиперболоида... Вот химические формулы… «Я всё-таки по образованию инженер-технолог»… «Пришлось ознакомиться с новейшими теориями молекулярной физики»… «Много помог мне академик П. Лазарев»… Толстой не раз ронял подобные фразы, говоря о «Гарине».

Чего Алексею Николаевичу насоветовал академик Лазарев – вопрос, как говорится, интересный. Ещё при жизни писателя были комментарии учёных, разъясняющие: роман Толстого – художественное произведение, не более. Чертёж гаринского аппарата? Да не может эта штука работать по определению! И нет под земной корой пресловутого «оливинового пояса», придуман сверхтугоплавкий «шамонит», никакие «угольные пирамидки» не дадут нужных света и жара. Лично мне где-то в 1970-е всё то же самое, посмеиваясь, растолковывал дед, старый технарь, когда я, мальчишкой, впервые восторженно читал «Гиперболоид». Ах! Всё равно не верилось! Лазеры же существуют!

И тут – интересный поворот. Что реальные лазеры и толстовский «огненный луч толщиной в шнур» есть «две большие разницы» – понятно. Но один из изобретателей лазера американец Ч. Таунс рассказывал – он темой увлёкся, прочитав в молодости перевод «Гарина». У нас академик Л. Арцимович, говоря об открытии Н. Басова и А. Прохорова (они вместе с Таунсом получили Нобелевскую премию), тоже поминал книгу Алексея Николаевича. Что ж, придуманная, но талантливо описанная реальность порой становится частью реальности подлинной!

Тёмные истории

Но что-нибудь на самом деле было?

Первым делом можно, конечно, припомнить, что изобретение загадочного «лучевого оружия» приписывают, например, великому Николе Тесле. Правда, Тесле чего только не приписывают!

Вообще же известно несколько историй – не то чтобы буквально об аналогах «гиперболоида», но около того.

Скажем, в 1903 г. в Петербурге внезапно умер профессор-физик М. Филиппов – популяризатор науки, энциклопедист, человек из разряда изобретателей-одиночек. Филиппов исповедовал идеи, схожие с идеями Нобеля или, например, (позднее) Сахарова: сверхоружие – не кошмар человечества, наоборот, оно сделает войны бессмысленными, и людям волей-неволей придётся жить в мире. Незадолго до смерти профессор говорил и писал об изобретённом им методе «электрической передачи на расстояние волны взрыва», о том, что благодаря этому открытию «заряд динамита, взорванный в Москве, может передать своё воздействие в Константинополь». Более того – намекал на тайные эксперименты, подтвердившие действенность метода. Полиция смерть Филиппова объяснила апоплексическим ударом, однако бумаги его изъяла. И есть конспирологические версии: профессор не просто умер, его убили, вопрос – кто?

Если этот сюжет опирается всё же больше на слухи, версии и допущения, то следующая история основана на реальных архивных документах (опубликовал Е. Жирнов). В 1925 г. в Москву шли отчёты от некоего советского разведчика, работавшего в Лондоне под крышей «АРКОС» – организации, занимавшейся тогда налаживанием советско-британских экономических контактов. Агент докладывал, что на него вышел человек, назвавшийся Гриловичем, русским эмигрантом. Грилович уверял, что изобрёл какой-то прибор «для посылки электромагнитного луча». Может показать первую модель – она поджигает в полёте птиц, на небольшом расстоянии плавит металл. Готов далее на финансовой основе сотрудничать с СССР. Ему было предложено принести прибор (видимо, небольшой по размерам) на следующую встречу и продемонстрировать возможности прямо в коридорах «АРКОС». Грилович не возражал, но попросил задаток – 35 фунтов стерлингов (сумму не запредельную, но увесистую – английский рабочий, например, получал тогда в среднем два фунта в неделю). Последовал запрос в Москву: как быть? Но, чтобы выделить валюту, требовалась санкция зампреда Реввоенсовета СССР И. Уншлихта. Пока документ до Уншлихта дошёл, Грилович исчез. Агент в Лондоне считал, что тут не обошлось без британских спецслужб.

Возможно. Хотя точно так же возможно, что Грилович был просто аферистом. Тогда ведь немало шумели о «лучах смерти» – итальянца Уливи, англичанина Метьюса… Увы, всё оказалось мошенничеством или пустышкой.

В №6-2017 «АН» подробно писали о польско-французском «алхимике ХХ века» З. Дуниковском. Дуниковский в те же 1920‑е годы объявил, что изобрёл особые Z-лучи, позволяющие извлекать золото из обычного песка. Была большая шумиха, в проект вложились солидные люди, но – эффект нулевой. В 1932-м в Париже «алхимика» посадили за обман доверившихся инвесторов. Из тюрьмы он забрасывал французское правительство письмами: мои Z-лучи – это и «лучи смерти», они могут жечь в небе самолёты, выпустите, и я отдам вам своё изобретение…

Но ему не верили.

Американская пушка

Потому что тема уже всем набила оскомину. Столько слухов, авансов, обещаний – и везде пшик. Так что разговоры о «луче смерти» остались в 1920-х годах. И роман о гиперболоиде Гарина – дошедшее до нас напоминание о тогдашних легендах.

Правда, вспомнили мы его сегодня ещё и потому, что американцы недавно продемонстрировали свою новую разработку – лазерную пушку. На интернет-ролике она сбивает небольшой беспилотник, топит морскую мишень. Интересно. Хотя автору данного текста вспомнилась давняя статья в «АН» понимающего человека – нашего военного эксперта Я. Вяткина (№35-2010). Там разбирались технологические проблемы, в которые упирается создание «боевых лазеров» – что у нас, что на Западе. Из ролика об американской пушке не видно, что эти проблемы решены. Свои аналоги подобного оружия есть и в России, но пока речь идёт о частных успехах, до принципиального прорыва ещё далеко.

То есть, как говорится, – «совсем другая история». И не такая увлекательная, как у Алексея Николаевича Толстого.

Лучи смерти и жизни

АЛЕКСЕЙ Толстой талантливо реализовал литературный «бродячий сюжет» того времени. Первая мировая война подстегнула научно-технический прогресс в военной сфере – появились танки, реальная боевая авиация… Казалось, ещё чуть-чуть – и кто-то обязательно изобретёт ещё и особый луч, способный, как огненный нож, резать всё на свете. А уж тогда…

Что «тогда» – зависело от фантазии. В советском фильме «Луч смерти» (1925) иностранные шпионы похищали созданный нашим инженером этот самый луч (ах, родимое ротозейство!), но западные рабочие поднимали на заводе восстание, захватывали установку и с её помощью начинали сами крушить капиталистов. По-своему поиграли с темой И. Ильф и Е. Петров – просто соответствующие главы не вошли в окончательный вариант «Двенадцати стульев». А там Никифор Ляпис-Трубецкой узнавал, что гамбсовский стул отняли не только у него, – и ахал от идеи гениального сюжета: советский изобретатель тов. Митин придумывает «луч смерти», чертежи прячет в стул, но фашисты прознают и начинают стул искать. Поразмышляв, чего б на эту тему лучше написать – роман или поэму, Никифор в итоге садился за либретто оперы – в Большом театре и гонорары больше.

У М. Булгакова в «Роковых яйцах» случайно родившийся в оптике микроскопа луч падает на яйца заморских пресмыкающихся и птиц. Но луч этот не простой – он активизирует процессы роста. Итог – жуткий поход на Москву гигантских змей, страусов, крокодилов. «Луч жизни» всё равно становится «лучом смерти».

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram