Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 28(570) от 20.07.17 13+

МАКС-2018: куда летим, с кем?

, 20:25 , Обозреватель отдела Промышленность

Юбилейный авиационно-космический салон МАКС-2017 стартовал 18 июля в Жуковском. Четверть века на взлётно-посадочных полосах ЛИИ им. М.М. Громова раз в два года проходит это «священное народное действо». В этом отличие российского авиасалона от всех зарубежных – там правит бал авиастроительный бизнес, у нас же, особенно в дни массовых посещений, основную роль играют лётная программа и статичная экспозиция. Сотни тысяч любителей авиации штурмуют КПП аэродрома ради возможности прикоснуться к мечте. Здорово поработала советская власть, начав с лозунга «Комсомолец – на самолёт!» и чкаловских рекордных перелётов. Окрылила она наших сограждан, кажется, навсегда. Но сегодня остро стоит вопрос – не окажется ли этот МАКС для самого авиационного города страны – Жуковского – последним?

Президентский день

Первый день салона всегда самый сложный и непоказательный – в прямом смысле. Он «президентский». Минимум посетителей, в основном пресса и специалисты, драконовские меры безопасности. Заранее «зачищаются» от посторонних площадки и павильоны, где будет ходить В. Путин. Часто бывает, что участник выставки не может попасть на собственный стенд и вынужден часами стоять у линии оцепления. Пустые, без сотрудников, стенды экспозиции впечатляют.

Программу полётов «президентского дня» безбожно урезали – сначала планировали летать 1 час 20 минут, потом – 40 минут. В итоге оставили полчаса. Похоже, у Путина в планах стояли дела земные, он решил больше времени уделить тому, что скрывали павильоны. Но можно не сомневаться, что уже со второго дня программа полётов на МАКС‑2017 будет полномасштабная, в дни массовых посещений аэродром будет реветь моторами с утра до вечера. Помешать может только погода – непредсказуемое московское лето этого года.

Группой пролетел строй «Вертолётов России» – быстренько продемонстрировали практически всю производственную линейку корпорации: Ми-26, Ми‑17, Ми-171, Ми-38, боевые Ми-35, Ми-28, Ка-52 и Ка-226. Показал крутой взлёт и набор высоты единственный массово производимый в стране гражданский ближнемагистральный лайнер «Сухой Суперджет 100». Остальные пассажирские самолёты – Ту‑214 и Ил-96, только формально можно назвать серийными. Строятся они в единичных экземплярах. «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК) пока обещает довести выпуск серьёзно модернизированной версии Ил‑96-400 только до трёх самолётов в год… МС-21 проходит заводские испытания в Иркутске и до МАКСа не долетел (и правильно, зачем ненужный риск?), возобновлённый Ил‑114‑300, возможно, поднимут в 2019 году.

Но вернёмся к полётам. Впечатлил паранормальный пилотаж двух истребителей пятого поколения Т-50 с элементами воздушного боя – эти аппараты на первый взгляд творят в небе нечто, противоречащее законам физики и аэродинамики. Очень зрелый высший пилотаж показал дебютант авиасалона Як‑152 – первый полёт он совершил меньше года назад. Этому Яку предстоит стать самолётом первоначального обучения в училищах и аэроклубах. К его создателям один вопрос – как согласуется с программой импортозамещения и санкциями установка на самолёт, главным заказчиком которого является Минобороны, импортного двигателя REDA03 V12. Этот 500-сильный дизельный авиамотор (работает не на автосолярке, а на авиационном керосине) собирает по лицензии компания «Руссо-Балт». По сути, отвёрточная сборка.

В павильоне ОАК президент обратил внимание на макет пилотской кабины МС-21, поговорил с лётчиками-испытателями. Из разговора было понятно, что самолёт пилотам однозначно нравится. И, представьте себе, лётчики вмешались в большую политику. Здесь, в Жуковском, почти всесильный глава корпорации «Ростех» Чемезов сообщил, что, скорее всего, МАКС через два года будет принимать Кубинка:

– Построен выставочный комплекс в районе Кубинки. Сейчас идёт работа по увеличению взлётно-посадочной полосы, будут построены шале, выставочные площади там уже есть.

И вот лётчики, пользуясь случаем, обратились к президенту страны напрямую, сообщает ТАСС:

– Владимир Владимирович, крик души есть на 30 секунд. Злые языки утверждают, что это у нас последний МАКС в Жуковском. Мы обращение от лётчиков-испытателей передали Дмитрию Олеговичу (вице-премьеру Рогозину). Если будет возможность, хотелось бы, чтобы посмотрели.

О том, что старые, исторические самолёты, такие как Ту-144 и другие раритеты, в Кубинку не перенести, Путин, оказывается, не знал. И строго посмотрел на Рогозина.

После чего вице-премьер заявил, что решение о переносе МАКСа на новую площадку ещё не принято, «надо взвесить все за и против». Пусть взвешивают.

СР-10 – реактивная суперпарта

Ранним утром в длинной веренице автомобилей, пробирающихся на парковку, обратил внимание на небольшой алый самолёт с необычным крылом обратной стреловидности, который в одиночестве крутил пилотаж «в зоне». Не поверил своим глазам: «Не может быть, неужели президенту покажут СР-10?» Этот реактивный спортивно-пилотажный самолёт разработан и построен в инициативном порядке частным КБ «Современные авиационные технологии». Начинали в 2007-м, на МАКС‑2009 показали полноразмерный макет, в 2015-м опытный самолёт-демонстратор поднял в первый полёт лётчик-испытатель Юрий Кабанов. Ещё на этапе постройки пришло понимание, что эта машина может (или должна) стать полноценной заменой устаревших чешских L‑39, на которых курсанты осваивают полёты на реактивной технике. Аргументация противников СР-10 (а таковых немало), что «в ВВС уже имеется учебно-боевой Як‑130», – несостоятельна. Як‑130 втрое дороже, у него в разы выше эксплуатационные расходы. При наличии в Краснодарском лётном училище таких самолётов будет выстроена логичная цепочка подготовки курсантов – поршневой Як‑152, СР‑10 и Як‑130. Сразу скажу – перед президентом СР‑10 покрасоваться не дали ни в небе, ни на земле, но на статичной экспозиции для «простой» публики этот ладно скроенный аппарат сразу привлёк внимание. Испытатель Юрий Кабанов подтвердил, что испытания продолжаются:

– Мы рассматриваем его для ВВС как самолёт основного обучения. Як-130 – выпускной, повышенной боевой подготовки, насыщенный авионикой. А СР-10 за счёт лёгкости и простоты обладает высокой надёжностью. Высокая тяговооружённость, вдвое против L-39. Летаем с гражданской регистрацией (киргизской) как единичного экземпляра.

– Почему так?

– У нас её невозможно сделать, хорошо, Киргизия идёт навстречу.

Но при этом самолёт готовятся производить на Смоленском авиазаводе, заложили три машины. Для смолян это прорыв – предприятие получит «свой» самолёт (сейчас такового попросту нет), а КБ – базовый завод. Осталось доказать Минобороны, что самолёт действительно нужен.

 

Под крылом самолёта…

На открытой экспозиции под крыльями двух летающих лабораторий Ил-76ЛЛ сразу видна работа двигателестроителей. Небольшой турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ для лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112 и надежда магистральных самолётов отечественной разработки ПД-14. Ил-112 уже запаздывает, Воронежский авиазавод ВАСО обещал выкатить самолёт в этом году, но сроки неумолимо сползают вправо. Может быть, оно и к лучшему, двигатель для него без аврала и спешки доведут до ума.

 

Вертикальный взлёт

Замминистра обороны Юрий Борисов сообщил, что ведомство рассматривает создание самолёта вертикального взлёта и посадки для перспективных авианесущих крейсеров. Задел есть у КБ «Яковлев», которое в советское время занималось этой тематикой:

– В планах Минобороны создание перспективного самолёта укороченного взлёта и посадки, возможно, вертикального.

Первой отечественной «вертикалкой» был Як-38. Самолёт обладал маленьким боевым радиусом и небольшой боевой нагрузкой, отсутствием сверхзвуковой скорости. Кроме того, использование Яков в южных широтах было сильно затруднено из-за снижения мощности двигателей при высоких температурах. Его развитием стал полноценный сверхзвуковой Як-141, но его погубил развал страны. Он произвёл фурор на авиасалоне в Фарнборо в 1992 году, а принципиальную схему «позаимствовали» американцы при создании своего F‑35. Сохранившийся экземпляр можно посмотреть в Музее ВВС в Монино.

При наличии у флота эффективных самолётов вертикального взлёта и посадки реально сэкономить на строительстве гигантских авианосцев и ограничиться авианесущими крейсерами. Это уже сенсация!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram