Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Мэрия Москвы покрасила метро в больничный цвет

, 17:35

«Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – Новокузнецкая». И вот двери открываются – и сразу понимаешь: вот она, История. Только цвет у нее, стараниями городских властей, стал какой-то неприглядный…

«Новокузнецкую» открыли в разгар войны, в сорок третьем году. Внутренний интерьер частично из мрамора. Между пилонами и сводом центрального зала идет гипсовый культурный фриз с фигурами офицеров и солдат Красной Армии. Стоить поднять глаза чуть выше – и взору предстанут художественные барельефы, выполненные командой первоклассных скульпторов: Томский, Зеленский, Рабинович и Штамм. Наверное, почти каждый москвич (и уж точно каждый гость нашего города) хоть раз поднимал голову, чтобы увидеть эти символы своего времени.

Может, не всем нравится монументальность сталинской эпохи. Дело вкуса, конечно. Но вот весной в канун 70-летия Победы на станцию прибыл бравый рабочий из Средней Азии, развел в ведре светло-коричневую краску, вызывающую ассоциации с последствиями пищевых отравлений, и, повинуясь команде начальства,  толстым слоем закрасил и офицеров, и солдат, и звезду, и всё остальное.

Общественность негодовала  – как так, исторические барельефы 1943 года! Культурное наследие!  Великие имена! Пожаловались руководству метро. Но представитель пресс-службы, мило улыбаясь, заявил, что  всё произошло согласно планам, руководством же и утвержденным. И вообще, чего так нервничать - ведь барельефы не мраморные, а всего лишь гипсовые. Хотя проверку провести-таки обещали. Причем оперативно.

А пока, чтобы успокоить заметивших очередной художественный «экзерсис» мэрии москвичей, слой масляной коричневой краски пообещали снять. В ближайшее время. А потом снова покрасить, но - уже краской «исторического оттенка».

И ведь что интересно - Департамент культурного наследия Москвы работы признал несанкционированными, проектно-разрешительную документацию Мосгорнаследия на покраску барельефов не нашёл и велел все работы и по Новокузнецкой, и по другим станциям, которые тоже являются объектами культурного наследия, прекратить немедленно.  Вопрос в другом – понесет кто-либо за это ответственность, и если «да», то какую? По факту несанкционированных работ метрополитену выдано предписание о приостановлении работ, а также возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривающим штраф до 5 млн рублей. Но доведут ли г-на Пегова до штрафа?

Такая же история, кстати, была и в прошлом году на станции метро «Чистые пруды». Только там серой краской закрасили гранитные колонны при входе. Причем наполовину. И никого ни в руководстве метрополитена, ни в мэрии не остановило, что сам входной павильон  является памятником архитектуры регионального значения и охраняется соответствующей инстанцией. Чтобы успокоить москвичей из группы «Рассерженных горожан» и представителей «Архнадзора», придумали такой же выход: мол, это не толстый слой отвратительной серой краски, это просто специальное покрытие, которое очистит колонны от надписей. А потом всё станет, как было, честное слово!

В 2014 году на станции метро «Текстильщики» провели ремонт. В итоге имеем классику жанра: «хотели как лучше, а получилось как всегда». Впрочем, неизвестно, действительно ли хотели как лучше. Например, с выбором шрифта и размера букв для указателей с описанием улиц при выходе в город решили вообще не заморачиваться - «и так сойдет!» Теперь даже люди с нормальным зрением вынуждены применять экстрасенсорные способности для того, чтобы понять, куда им выходить. О пожилых и тех, у кого зрение неважное, и говорить не приходится.

Другая «прелесть» - это указатели на платформах «на юг» и «на север». Что это? Почему так? Где мой карманный компас?

Имелось в виду, кстати, привычное московскому слуху «в центр» и «из центра». Ну и в качестве небольшой «вишенки на торте» - резиновый уплотнитель между дверью и дверным блоком на новеньких, красивых дверях почти везде разорван и торчит комьями. А цветная пленка, которой ради красоты обклеили балюстраду эскалатора, во многих местах оторвана. Вот уж действительно красота!

 Понятно, конечно, что станция метро «Текстильщики» объектом культурного наследия не является. Но это не значит, что там не живут и не ездят люди, которым неприятно наблюдать такое наплевательское отношение со стороны руководства метрополитена.

Но, бог с ней, с вкусовщиной. Изуродованные барельефы делают больно лишь чувству прекрасного. А бывает и так, что из-за халтурной работы становится больно совсем не на ментальном уровне. Так, например, из-за плохого ремонта эскалаторов на «Комсомольской-кольцевой» пострадали десять человек – «бегущая дорожка» под ними просто резко остановилась.  Двоих даже пришлось отправить в больницу – люди получили перелом позвоночника и сотрясение мозга. А всё почему? Потому что никому не пришло в голову проверить работы по ремонту эскалаторов. Рабочие собрали механизм, приводящий в действие вал эскалатора, неправильно, и тот сорвался. И ведь не одну ночь работали – три месяца эскалатор был на ремонте, уж можно было за это время сообразить, что если ступеньки резко останавливаются, а поручни продолжают двигаться, то что-то тут не так!

Впрочем, сейчас на повестке дня – всё-таки несчастные барельефы. Посмотрим, действительно ли с них сотрут эту коричневую масляную гадость. И удастся ли после этого вернуть прежний вид культурному наследию, созданного руками людей, никак не рассчитывавших на такое «отношение» потомков?

«Осторожно, двери закрываются…»

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram