Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Москва резиновая

, 19:53

В столице проблема сплошной застройки стоит остро, а общество всегда болезненно реагирует на какое-либо возведение домов. Тем более, когда это делается с огромным числом нарушений. Благо, городские власти то и дело дают массу поводов для беспокойства – на территориях бывших промзон собираются строить целые районы, а памятники архитектуры разрушают в угоду офисным, жилищным и торговым комплексам. Немудрено, что 17 апреля москвичи в очередной раз вышли на митинг против сложившейся в последние 4 года системы сплошной застройки города и градостроительной политики мэрии. «АН» пообщались с его организатором – Еленой Шуваловой, депутатом Московской городской думы от КПРФ.

– В столице ежегодно вводится огромное число квадратных метров недвижимости, застраиваются промзоны, но какую пользу это приносит москвичам?

– На последнем заседании МГД отчитывалась уполномоченная по правам человека в Москве Татьяна Потяева. У неё по количеству обращений второе место занимает именно различные жилищные вопросы очередников. Я спросила у Татьяны Александровны, сколько квадратных метров от возводимого коммерческого жилья достаётся этим людям. Но ответить она не смогла. По имеющейся у меня информации, от этой массовой застройки жильё очередникам не поступает. Очевидно, что и от стройки, которая будет проходить на территории завода «Серп и молот», они тоже ничего не получат. Можно сделать вывод, что в столице строится практически исключительно коммерческие офисно-жилые центры.

По официальным данным, на территории завода «Серп и молот» будут проживать 19 тыс. человек и ещё для 16 тыс. там организуют рабочие места. Однако граждане крайне недовольны – считают, что стройка превратит всю округу в сплошную пробку.

– Точной и достоверной информации по поводу численности населения у меня нет. По данным некоторых общественников, там попытаются разметить чуть ли ни целый Таганский район!

Стройка на территории завода «Серп и молот» – это коммерческий проект. Это значит, что любой человек с просторов нашей огромной России будет иметь возможность купить там квартиру. У нас это является чуть ли не долгом, купить жильё в столице, будь ты из Сибири или с Дальнего Востока. Таким образом, мы пытаемся переселить всю Россию в Москву. Но это же не просто какая-то тупиковая ветвь развития, а по-настоящему неадекватная!

Зам Собянина по транспортным вопросам, Максим Ликсутов, говорит, что  число автомобилей в столице ежегодно увеличивается на 250 тыс. Новые дома – это не только новые люди, но и новые машины. Экология в городе в катастрофическом состоянии, и чтобы понять это не нужны никакие приборы или статистические данные, это чувствует каждый москвич. Помимо тех же выхлопных газов в воздухе летают мелко-дисперсные частицы, которые образуются в результате трения шин и асфальта – их мелкие частицы. В подавляющем большинстве материал шин очень токсичен. А теперь добавим к этому прибавку в 250 тыс. авто в год. Экологическую проблему никакими платными парковками и новыми развязками не решишь, не говоря уже о проблеме транспортной.

Нужно быть полностью неадекватным по отношению к ситуации, чтобы этого не понимать. Не поверю, что молодые люди, которые возглавляют Департаменты Москвы и Министерства не видят всего этого.

– Тем более, на территориях бывших промзон вряд ли будет хорошая экология…

– Я принимала участие в предпроектных изысканиях по реставрации Миусского сквера и оказалось, что почва на 20 см вглубь попросту мертва, там одна химия. Таким было заключение экологической экспертизы. Если деньги на реставрацию выделят, то отравленная земля будет сниматься, а на её место привезут новую. Но в целом такие рекреационные действия очень дорогие. Хочется надеяться, что и с территориями в промзонах строительные фирмы поступают так же.

– Снос исторических зданий – ещё одна больная тема для Москвы. В январе начали крушить дом Е. Е. Привалова на Садовнической улице. Эксперты уверяли, что этого ни в коем случае делать нельзя, но «сносная» комиссия всё равно проголосовала так, чтобы городской инвестпроект получил жизнь и своим большинством задавили. Получается эта комиссия всего лишь инструмент для администрации Сергея Собянина?

– Однозначно, можно говорить, что «сносная» комиссия это инструмент властей города, существующий для того, чтобы принимать якобы законные решения по тому или иному зданию. Исторический облик города – это отдельная тема. Больно видеть всё то, что происходит с культурным и архитектурным наследием. Все эти сносы – это невозвратимая утрата. На Большой Дмитровке разрушили 8 исторических строений доходного дома А.М. Михайлова. Дома пачками переводят из памятников истории и культуры в градоформирующие здания.

Сейчас Дамоклов меч весит над Миусским трамвайным депо, с которого началось развитие общественного транспорта Москвы – там была первая конно-железная дорога, конка. Троллейбусный парк, который там базировался, вывели и что там теперь будет – неизвестно. Несмотря на все представления Мосгорнаследия, несмотря на заключения экспертов, что это памятник культуры, мэр, тем не менее, не поставил свою подпись о включении Миусского депо в объекты культурного значения.

– Неужели нельзя как-то повлиять на незаконный снос, есть же полиция, прокуратура?

– Как правило, всё строится с многочисленными нарушениями. Девелоперы привыкли, что их никто не проверяет, им всё сходит с рук. Прежде чем снесли доходные дома А. М. Михайлова на Дмитровке, я писала в полицию, прокуратуру и Мосгорнаследие о незаконности их действий. Отовсюду приходит ответ, что снос действительно незаконен. Но ничего с этим не делается. Полиция идёт с предписанием на строительный объект, где их встречают ЧОПовцы. Те говорят, что, добро, начальник – всё приостанавливаем. Но после того, как правоохранительные органы уезжают, работы продолжаются. Такое ощущение, что командуют в городе не властные органы, а частные структуры и ЧОП. И хозяева на таких объектах они.

– Получается, что никаких перспектив нет? Сколько дом не защищай – его снесут?

– Люди, которые имеют с этого строительства большие деньги, не станут отменять заведённый порядок. Они уже давно привели своих людей в различные органы власти и, естественно, они сами от своей прибыли не откажутся. Поэтому важно, чтобы у простых москвичей была по этому вопросу своя инициативная позиция. По моему округу горожане такой вандализм терпеть больше не хотят. Каково будет соотношение этих сил – разрушительных и конструктивных – покажет время. Радует, что люди не хотят с таким безобразием мириться. И даже организовывают дежурство, когда вдруг собираются в их дворе строить гостиницу Хилтон.

В Восточном Дегунино такой же пример, люди буквально своей грудью остановили строительство.  Хотя там уже даже было разрешение от Мосгорстройнадзора. Люди просто не пустили строительную технику и сказали, что незаконно строить на месте варварски вырубленного сквера не дадут.

Не правда, что от людей ничего не зависит в этом вопросе. Зависит всё – от выборов в МГД, до гражданской активности. Это не значит, что нужно выходить и устраивать революцию. Однако по ощущениям, настроениям и обращениям жителей чувствуется, что они на пороге взрыва. Но хотелось бы, конечно, чтобы такие вопросы решались более разумно.

 

***

К сожалению, судя по действиям властей, город для администрации, что прошлого мэра Юрия Лужкова, что нынешнего Сергея Собянина – это один большой бизнес-проект. Деньги зарабатываются на всем: была бы воля - и за воздух с въездом в город деревянные отбирали. Существуют транспортные проблемы – введём платные парковки. Негде строить? Не беда: снесём все промзоны и слишком мешающиеся здания культурного и архитектурного наследия.

В итоге строительство становится словно наркотик. Создаётся видимость неких поступлений в бюджет, город что-то получает с этих строек, но на самом деле проблемы только растут. В те же 90-е года был шанс избежать транспортного коллапса в Москве, который случился в 2000-х. Однако массовая сплошная застройка не дала создать достаточного количества дорог. Теперь имеем то, что имеем. К каким, еще большим, проблемам приведёт столицу нынешняя градостроительная политика мэрии – большой вопрос.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram