Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Сила власти

, 11:34

Волгоградская область переживает особенный период — регион пытается избавится от балласта, который полностью состоит из коррупционной обузы. Социальная и экономическая уравновешенность требуется области, как воздух, но на протяжении последних лет ситуация не только не стабилизируется, но и все больше накаляется.

В течение последнего года региональная власть разве что не называет фамилий тех чиновников, которые имеют прямое отношение к сложившейся ситуации. Впрочем, если внимательно прочитать публикации, которые время от времени появляются в региональной и федеральной прессе, можно сделать нехитрые выводы. Статьи настолько объективно анализируют «картинку», что позволительно рассчитать временной период, когда в Волгоградской области начал образовываться тот самый сор, который настала пора выносить из избы. 

Сила власти иногда создает из чиновников, обязанных служить закону,  монстров, сметающих со своего пути неугодных им людей, конкурентов, инакомыслящих правдолюбцев. Несмотря на солидные звания, героические заслуги перед отечеством, моральные устои -  те, кто не идут по течению вместе с «оборотнями», взявшими на себя полномочия управлять Волгоградской областью по своему видению, лишаются постов, званий, здоровья, свободы, жизни. А поводом для общественного обсуждения той ситуации, которая сложилась в регионе, стал очередной правовой беспредел. 

В декабре прошлого возбуждено уголовное дело в отношении депутата областного парламента Ангара Полицимако. Следственное управление СК России по региону обвиняет его в присвоении денежных средств в сумме 2,2 миллиона рублей. Эти деньги в качестве премий и вознаграждений Полицимако якобы получил с декабря 2013 по март 2014, когда до победы на выборах в облдуму возглавлял ОАО «Волгоградоблэлектро». Однако результаты проведенных проверок  говорят обратное: у региональной счетной палаты, финансистов претензий к Полицимако нет, но у областного СУ СК России почему-то имеется огромное желание отправить народного избранника за решетку. Теперь это называется «борьбой с коррупцией». 

Несколько  знаковых ситуаций, произошедших в Волгоградской области за последние годы, словно в зеркале  отражают события, за которыми постоянно фигурируют одни и те же люди. А чаще всего — один и тот же человек, возглавивший Следственное Управление Следственного Комитета РФ по Волгоградской области.

В 2006 году депутат Государственной думы, волгоградка Алевтина Апарина направляет протокольное поручение в федеральный парламент.  В основу этого документа легли жалобы избирателей, в том числе и из Волгоградской области. В них говорилось, что длительное пребывание прокуроров на своих должностях в регионах приводит к тому, что они «начинают сращиваться с местными органами власти, и есть основания считать, что некоторые прокуроры имеют отношения с криминальным миром» (собственное расследование по этому факту провело известное издание «Правда.ру»). 

Журналисты заявили,  при возможном содействии зампрокурора области Михаила Музраева в 2003 году волгоградские коммунисты смогли контролировать местный избирком. Зампрокурора области потребовал опротестовать итоги народного голосования, в результате чего местные коммунисты  «отодвинули»  «Единую Россию», а пост главы региона занял коммунист Максюта. 

Далее реальным конкурентом Максюте стал молодой мэр Волгограда Евгений Ищенко. Но его  грамотно «убрали» с политической арены - прокуратура области уличила его в превышении должностных полномочий. Ищенко уволил одного из городских чиновников, Андрея Доронина. Пока Доронин был при должности, в Волгограде велась незаконная продажа земельных участков по 100-200 тысяч долларов. Доронин, судя по всему, был очень нужным человеком в земельном вопросе для определённых структур, за его отставку Ищенко заплатит дорого — почти год в СИЗО.

Потом последовал запрос депутата Государственной думы Алексея Митрофанова. Это произошло в 2007 году, о чем сообщает издание Общественный Обозреватель. Несмотря на то, что Митрофанову вменяются многие недостатки в депутатской работе, скандальную репутацию и причастность к уголовному разбирательству по факту мошенничества (что стоило ему лишения парламентского иммунитета), именно он тогда попытался привлечь внимание к криминальной ситуации в Волгоградской области.

Алексей Митрофанов обратился к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке после того, как проанализировал состояние социально-криминогенной обстановки в Волгоградской области.  Он прямым текстом заявил, что на протяжении последних семи лет в регионе сформировалась административно-коррумпированная система власти, куда вошли чиновники, судьи, силовики, бизнесмены и представители криминального мира. Митрофанов перечислил самые  «болевые точки»- попытка передела игрового бизнеса, алкогольного рынка, продажу элитных земель за бесценок, отстранение от должности мэра города Ищенко и увольнение судьи областного арбитражного суда Дундукова. 

Издание цитирует Алексея Митрофанова: «...за всеми областными беспрецедентный процессами источники в самих правоохранительных органах называют сплоченную группировку Ермолаева-Музраева, к которой причисляют Ермолаева Анатолия Дмитриевича, бессменного председателя Волгоградского арбитражного суда, Музраева Михаила Кандуевича, заместителя прокурора Волгоградской области...».  

При этом в письме раскрываются некоторые сведения о материальном благополучии членов группы. Так, указывается, к примеру, что господин Музраев ведёт относительно скромный образ жизни, но общеизвестна его финансовая поддержка строительства коттеджа для экс-председателя областного суда Михаила Короткова и покупки дома для бывшего прокурора региона Леонида Беляка. Приближенные к «системе власти» завладевают всеми рынками города, которые входят в состав муниципалитета, производятся рейдерские захваты предприятий.  

Депутатский запрос содержит сведения, что под влияние Музраева попали многие региональные чиновники, в том числе первый заместитель регионального управления МВД И. Рожков, зампредеседателя областного суда А. Антропов, начальник управления ФСБ по региону С. Кокорин. И Алексей Митрофанов настоятельно рекомендовал Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке проверить все приведённые им факты. 

В июне 2007 года издание  «Комсомольская правда»,  публикует  статью, которую перепечатывают блоггеры, а другие СМИ проводят по ней собственное расследование,  где журналисты пытаются выяснить истинную причину смерти руководителя ГИБДД Волгоградской области Флорида Салимьянова.  Полковник милиции был уличен в мошенничестве и взяточничестве, и был задержан в одно время с действующим начальником ГУВД по Волгоградской области генералом Михаилом Цукруком, которого обвинили в превышении должностных полномочий и ряде других преступлений. 

Со ссылкой на газету  «Коммерсант» издание сообщает, что Салимьянов проходил по делу Цукрука как свидетель. Одна из версий гласила, что Салимьянов предложил Цукруку автомобиль 1969 года выпуска взамен на «общее покровительство».

К тому моменту, когда Салимьянова задержали, он находился в одной из больниц Уфы - полковника милиции лечили от двухстороннего слизисто-гнойного эндобронхита. Но, по словам жены Флорида Салимьянова, приехали люди из Волгоградского управления ФСБ, и вместе с ними из уфимской больницы он уехал в город на Волге. Полковника милиции доставили в СИЗО, где состояние его здоровья резко ухудшилось. В один из дней из госпиталя ГУВД Салимьянова в крайне тяжелом состоянии доставили в волгоградскую больницу №25, где он умер. 

Издание «Век» в одной из своих публикаций красноречиво намекает — смерть Салимьянова произошла при невыясненных обстоятельствах. После гибели полковника милиции, которого, по сути, заставляли дать показания против генерала Цукрука, господин Музраев, по версии издания, «пытался помешать адвокатам генерала осуществлять защиту». Более того — он направил в адвокатскую контору представление, с требованием лишить статуса адвоката всех правозащитников, находившихся на стороне опального Цукрука. Но в удовлетворении этого представления было отказано.

В мае 2008 года в том же издании «Век» появляется статья, в которой сообщаются подробности расследования уголовного дела, главным фигурантом которого оказывается генерал Михаил Цукрук. Он был арестован по подозрению в злоупотреблении и превышении должностных полномочий, а также в получении взятки. Цукрука называли непримиримым борцом с коррупцией, он является боевым генералом, который участвовал в спецоперациях в горячих точках. 

По мнению издания, прокуратура Волгоградской области любыми путями пыталась доказать вину генерала, используя все, чтобы Цукрук не смог оказаться на свободе.  Цукруку вменяли, что он требовал от своих подчиненных сдавать деньги на ремонт госпиталя. Но на одном из судебных разбирательств свидетель - участковый Октябрьского РОВД Волгоградской области Максим Габдрахимов заявил, что деньги он сдавал добровольно, его к этому никто не принуждал, а то, что записано в протоколе - неверно, и он его вообще не читал, так как полагал, что его показания были записаны правильно. А два других свидетеля - сотрудники Старополтавского ОВД области, заявили, что вообще в ходе предварительного следствия их никто не допрашивал, однако их показания имеются в деле. 

По сведениям издания, Михаил Цукрук подвергся уголовному преследованию только из-за того, что пожелал распутать коррупционный клубок противостояния прокуратуры Волгоградской области и регионального управления ГУВД. Генералу удалось собрать достаточно много сведений о деятельности, которую осуществляла областная прокуратура. Поняв, что Цукрук опасен, его решили просто убрать. Победа осталась за Музраевым. Боевого генерала буквально «распяли» - ему не помогли ни закон, ни его заслуги, ни связи, ни правда, которую он пытался защищать, считает «Век». 

Еще одно громкое дело рассматривалось в отношении экс-заместителя председателя Волгоградского областного правительства Павла Крупнова. Приговором Центрального районного суда Волгограда он был признан виновным в совершении преступления по ч.4 ст. 159 УК РФ. Наказание - пять лишения свободы. Однако апелляционная инстанция приговорила Крупнова к семи годам строгого режима, переквалифицировав преступление на ч. 6 ст. 290 УК РФ - получение взятки в особо крупном размере. 

Волгоградские СМИ внимательно следили за делом Крупнова, называя его «коррупционером, получившим многомиллионный «откат» при заключении контракта на строительство объекта медицинского назначения». Журналисты издания «Комсомольская правда» смогли взять интервью у Павла Крупнова, где он поделился своими соображения по поводу случившегося.

В ходе беседы с представителями издания Крупнов рассказывает о своих назначениях.  До того момента, как он стал работать в Волгоградском правительстве, чиновник занимал преподавательскую должность на кафедре военной и экстремальной медицины Астраханской медакадемии, получил звание профессора, работал председателем комитета по здравоохранению администрации Астрахани, затем оказался в Волгоградской области. Имеет ряд наград, в том числе и за службу на Кавказе, является ветераном боевых действий. В правительстве Волгоградской области курировал такие сферы, как здравоохранение, образование, туризм, спорт, молодежную политику. 

В интервью изданию Крупнов заявил, что некоторые моменты его должностных полномочий затрагивали интересы определенных личностей, которые могли оказывать влияние на кадровую политику в регионе. Эти же личности, по его словам, принимали определенные решения в сфере заказов и финансовых возможностей. «В принципе, меня предупреждали с самого первого дня, что моя деятельность может закончиться уголовным преследованием. Поэтому, все очень предсказуемо»,-  говорит Крупнов журналистам издания. В итоге так и вышло. 

Павел Крупнов пытается объяснить получение многомиллионной взятки - факт получения денег его уговорили признать и местные правоохранители, и адвокаты, которых силовики навязывали исключительно «из местных» - дескать, это будет смягчающим обстоятельством, которое позволит уменьшить наказание. «В период нахождения под стражей якобы от двух людей принесли жене деньги. Кто? Я не знаю. Жену уговорили взять их, чтобы спасти ситуацию. Она поверила, и пошла на это. Сам я денег не брал и ни с кем не обсуждал этот вопрос. Я до сих пор не знаю, кто это был», - так говорит Павел Крупнов в интервью. 

Издание приводит и другие факты, что в итоге создает впечатление наличия множества «темных пятен» в деле Павла Крупнова. Может, чиновника действительно подставили? Эта версия также имеет право на существование, как и версия следствия, согласно которой чиновнику был вынесен вердикт. 

Кто следующий?

Во время отсутствия руководителя СУ СК России по Волгоградской области на рабочем месте 18 декабря 2014 года Валерий Сафонов выносит постановление о возбуждении уголовного дела в отношении бывшего генерального директора ОАО «Волгоградоблэлектро», действующего депутата областной думы Ангара Полицимако. Крепкого хозяйственника, эффективного менеджера обвинили в том, что он незаконно выписывает себе премии и вознаграждения. 

На самом деле во время руководства открытым акционерным обществом, основываясь на принятом в ОАО «ВОЭ» толковании локальных нормативных актов об оплате труда, Ангар Полицимако получил определенные суммы в качестве премий и вознаграждений. На протяжении полугода ревизоры, сотрудники бухгалтерии, подтверждали законность таких выплат. Но сразу после того, как руководство ОАО «Волгоградоблэлектро» само установило ошибочность получения выплат, Полицимако возвратил все полученные денежные средства, отменил каждый приказ о производстве выплат. Об этом свидетельствуют результаты проверки контрольно-счетной палаты Волгоградской области

Однако, через полгода после возврата средств, после прямой констатации в акте дополнительной проверки, что задолженности по полученным средствам не имеется, возбуждается уголовное дело по факту хищения давно возвращенных сумм. Вызывает недоумение, что даже после получения следователем всех доказательств полного возврата средств, Полицимако предъявляют обвинение, будто при возврате средств может иметься ущерб, и будто деньги не возвращены задолго до возбуждения уголовного дела. 

Все это не мешает начать расследование в отношении парламентария, который за время руководства предприятием стабилизировал экономическую ситуацию в нем, погасил ожидаемый социальный кризис. Никто не учел заслуг Полицимако, под руководством которого министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области всего за один год поднялось на двадцать одну рейтинговую позицию, став первым.

На этом история не заканчивается. В региональных СМИ появилась информация об очередном скандале с участием еще одного представителя регионального парламента, а именно, возможной будущей жертве правового беспредела.

Коррупционный и правовой беспредел, в который оказались втянуты представители правоохранительных, надзорных органов, большинство из которых являются высокопоставленными чиновниками - это уже не фантастика, не сценарий детективного фильма, а реальность, которая требует вмешательства со стороны федеральных структур. 

Примечательно, что практически все знаковые события в Волгоградской области, которые освещает упомянутая в статье пресса, происходит при участии одного и того же человека — Михаила Музраева. 

Сила власти, которой наделен каждый представитель закона, может творить как добро, так и беспринципное зло, направленное на угоду себе и своих интересов. Быть может, тот самый сор, который сегодня стоит вынести из избы, станет началом для нового витка развития Волгоградской области? В любом случае ситуация требует безотлагательной огласки, пока жертв коррупционной машины, набравшей невиданные обороты, не стало еще больше.

 



Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram