Каждому волгоградцу, а также тому, кто бывал в нашем городе проездом и посещал центральный железнодорожный вокзал, знаком его великолепный потолок и два масштабных живописных полотна. Одно посвящено главным военным эпизодам городской истории - Гражданской и Великой Отечественной войне, другое – эпизодам мирным - строительству Волго-Донского канала и Волжской ГЭС. Второго июня этим картинам, как и самому зданию «Волгограда-1», исполнилось 60 лет.
А их создателю, народному художнику России Якову Скрипкову, в январе стукнуло 95 лет: сравнительно юным выпускником Московского художественно-промышленного училища им. М. И. Калинина он прибыл в послевоенный Сталинград на целый год – именно столько шла работа над картинами. В свои почтенные годы Яков Никифорович сохраняет светлую память и чистейшую речь, походя бросая имена-отчества людей, с которыми сталкивался более полувека назад.
Роспись вокзала не была дебютом Якова Скрипкова в Сталинграде: двумя годами ранее, в 1951-м, он участвовал в оформлении драматического театра имени Горького (нынешний НЭТ). Художник говорит, что за эту работу его представили было к Сталинской премии, однако из-за смерти генералиссимуса награждение не состоялось. Но театральное оформление понравилось сталинградцам настолько, что для росписи вокзального потолка решили вызвать тех же людей.
– У нас такой был режим работы: каждый представлял в городской совет по несколько эскизов, а там уже выбирали лучшие. Так получилось, что остановились на моем варианте, вот и стали во всех документах писать сначала мое имя, а потом уже, по алфавиту, имена работавших со мной Виктора Крылова и Дмитрия Мерперта. Мы согласовали в обкоме идею о четырех событиях сталинградской истории, которые будут изображены на полотнах, и нам даже дали доступ к секретным документам по Гражданской войне – всячески помогали лучше понять историю и выбрать самое главное.
Яков Никифорович учился в мастерской знаменитого советского художника Александра Дейнеки и был одним из самых прилежных учеников: по крайней мере, из всего училища только он получал именную Калининскую стипендию. В его послужном списке не один Сталинград: мозаики и панно художника Скрипкова украшают Дворец пионеров и университет в Ульяновске, детский лагерь «Артек», а также множество объектов в Звездном городке и родном для него Барнауле. Сам он с особой гордостью рассказывает о мозаике «Солдаты», хранящейся в Алмазном фонде России.
Спрашиваю у Якова Никифоровича, бодро рассказывающего историю за историей (живет он в Москве, в сталинской многоэтажке недалеко от Белого дома), правда ли, что среди персонажей на потолке «Волгограда-1» можно увидеть главного архитектора вокзала и начальника пассажирских перевозок. Тот воодушевляется и горячо отвечает: «Конечно, это правда! Там вообще почти все люди – реальные. Сталинградцы, пока мы работали над полотнами, приходили сами и приводили знакомых, просили написать их портреты – а потом, когда вокзал уже был готов, показывали пальцем вверх: «Смотрите, это я!».
С недовольством и толикой юмора Яков Скрипков говорит о том, как потолок вокзала без ведома оформителей изменили в 1961 году, на волне десталинизации. На картине, посвященной Гражданской войне, были изображены Иосиф Сталин, Климент Ворошилов, Семен Буденный и Александр Пархоменко, но «по чьему-то указанию местный художник Михаил Пышта переписал место, где они стояли». Ворошилов и Буденный с полотна исчезли, а Сталин, по словам Скрипкова, «превратился в какую-то бабу в шубе». Только Пархоменко остался нетронутым: «И чего он там теперь один торчит, неясно! – восклицает Яков Никифорович. – Не понимаю, зачем нужно было все это переписывать. Ну вызвали бы меня, я бы быстро убрал Сталину усы – и тот стал бы неузнаваемым!».
Само собой, декабрьская трагедия 2013 года тоже отозвалась в сердце художника, прожившего в Сталинграде в сумме почти полтора года, но так ни разу и не побывавшего в городе с новым именем «Волгоград»:
– Было очень тяжело услышать об этой бомбе на волгоградском вокзале... Знаете, что меня еще беспокоит? Потолок вокзала крылся плитами аэродромного типа, и бетон постепенно крошится, так что в щели проникают тонкие частицы шлака. Со временем они все четче обозначаются на плафоне – его нужно реставрировать каждые десять-пятнадцать лет, а им уже шестьдесят от роду.
Мой разговор с Яковом Никифоровичем стал первым звонком из Волгограда за долгое время: его коллеги по оформлению вокзала Виктор Крылов и Дмитрий Мерперт, ставшие позже его друзьями, несколько лет назад умерли, и ниточка, связывавшая народного художника России с нашим городом, оборвалась. О его недавнем юбилее написали многие алтайские газеты – и ни одной волгоградской. Исправляем недоразумение хотя бы в другую круглую дату.
Александр АКУЛИНИЧЕВ