Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Волгоград → Общество

ЗАЩИТНОЕ ВОЖДЕНИЕ

, 14:47

Даже самые опытные водители отмечают, что дорожное движение в Волгограде с каждым годом становится сложнее. Можно ли с этим бороться? Почему в городе так много проблемных участков дорог? Что делать, чтобы наши дороги не строились по проекту кривого царского пальца? Почему необходимо возить в автомобиле фотоаппарат и видеорегистратор? На вопросы «Аргументов неделi» отвечает специалист по безопасности дорожного движения Автотехнического центра Волгоградского государственного технического университета Дмитрий Юрьевич КОМАРОВ.

Конфликтные точки

   - Дмитрий Юрьевич, «рассекретьте»  самые опасные перекрестки и участки дорог в Волгограде? Подъезжая к каким местам, водитель должен проявить особую бдительность?

   - Как правило, это места, где пересекаются многополосные дороги: проспект Жукова и улица Рокоссовского, Самарский разъезд, новый перекресток на 7-й Гвардейской. Их достаточно много и все перечислить трудно. Сложность перекрестка заключается, прежде всего, в количестве конфликтных точек. На тех, которые я назвал, опасность в том, что при повороте налево, нужно уступить дорогу встречному транспорту, движущемуся по трем полосам. То есть появляется сразу три конфликтные точки. Еще одна сложность – когда дороги пересекаются под острыми углами. Яркий пример – перекресток, который образовался после открытия нового направления на 7-ой Гвардейской в сторону набережной. Таких точек в городе не мало. Но с их проблемами можно бороться.

   - Каким образом?

   - Снижать аварийность путем правильной организации и коррекции дорожного движения. К сожаленью, мы отстаем в развитии транспортной инфраструктуры. В Швеции, к примеру, принята программа снижения смертности на дорогах до нуля. И они близки к её выполнению.

   - Какие меры безопасности движения нужно принять конкретно, чтобы снизить количество ДТП?

   - У нас нужно понизить пороги скорости по городу до 50 км/ч. А на участках, предусматривающих возможность появления пешеходов – до 30 км/ч. Напомню, сейчас эти скоростные характеристики – 60 и 40 соответственно. Так вот, уверяю вас, что при снижении скорости всего на 10 км/ч, мы получим совсем другую, гораздо меньшую по числу аварий, статистику ДТП. Конечно, речь не идет о наших продольных, где по шесть полос движения. Там к ограничению скорости нужно относиться очень осторожно. А вообще, надо самих водителей подвигать на то, чтобы они вели себя на дороге логично. И выдвигать реальные требования по организации движения.  Вот сделали у нас на проспекте Ленина выделенную полосу для маршрутного транспорта. А обеспечить движение маршрутных средств не могут! Потому что везде вдоль дороги стоят автомобили - стоянок- то для них нет. Нужно вводить только те действия, которые не противоречат реальной картине движения.

   - Но ведь центр заполонили стоящие по боковой полосе автомобили. Там же так узко, что проехать почти нереально. Может лучше запретить стоянки в этих местах?

   - Если необходимость заставляет водителей оставлять  автомобили  – повторюсь, что организованных-то стоянок там нет, может, наоборот, стоит легализовать эти стоянки. А по таким улицам как Порт-Саида, Гагарина, Ленина, Володарского и т.д. сделать одностороннее движение. Тогда встречный разъезд отменяется, а движение по одно полосе, в то время когда другая занята под стоянку, всегда будет возможно.

Семь раз смоделируй – один раз построй

   - А вы думаете, что одностороннее движение не создаст других проблем?

   - Все проблемы мы можем спрогнозировать, создав модель. У нас в университете, непосредственно в Автотехническом центре, есть специальная компьютерная программа. Все дорожные характеристики: пропускная способность, какой маршрутный транспорт и с каким интервалом проходит и где останавливается, куда кто едет, в каком направлении, какое количество транспорта проходит вообще, где чаще происходят ДТП и т.д. Все эти параметры закладываются в программу,  она моделирует ситуации и дает все ответы. Имитационную модель можно использовать для получения ответов на вопросы, наподобие: "А что будет, если?..". Меняя характеристики, получать другие схемы. Причем, в самых разных вариантах.

   - Почему же у нас так много проблемных участков? Что же вы не моделируете и не подсказываете городским властям, ГИБДД, другим, от кого зависит проектирование дорог и организация движения?

   - Почему же, мы занимаемся этой работой. Вот, к примеру, до открытия все той же дороги на 7-ой Гвардейской мы моделировали ситуацию и уже заранее говорили о том, какие проблемы будут. Сейчас часть наших предложений выполнили – движение немного улучшилось. А если бы выполнили все, был бы достаточно безопасный перекресток. Так же мы делали компьютерную модель движения по мостовому переходу, в том месте, где он выходит на 2-ю Продольную. Там сначала вешали знаки, что с моста идет главная дорога. В конце концов, к нашим предложениям прислушались, и знаки поменяли еще до открытия моста. Есть у нас модель организации движения на 2-ой Продольной в районе Мамаева кургана со всеми возможными вариантами. Сейчас там просто безобразный перекресток. Но у нас много другой работы, и чтобы заняться конкретными участками, мы должны получить заказ.

   - Что же получается, у нас дороги строят, как Бог на душу положит?

 - Есть такая байка. Во время строительства железной дороги Москва – Санкт-Петербург, разработчики спорили, как её вести. Вокруг болота или напрямик, по одной стороне леса или по другой. А царь Александр приложил к плану свой палец и прочертил линию карандашом. Путь получился ровный, а вот где мизинец сгибался – там получилась кривизна. Если посмотреть на карту дороги сейчас, так до сих пор и есть: один изгиб, а все остальное ровно. Конечно, несколько утрируя, но можно сказать, что вот так в России проектировали всегда. И до сих пор сохранился стиль царского кривого мизинца. Все нормальные строители в мире сначала несколько раз моделируют ситуацию в разных вариантах и просчитывают её последствия.

   - Ваш центр ещё проводит независимые экспертизы ДТП. За последнее время случилось несколько резонансных ДТП. Как эксперт, скажите, почему их оценки бывают столь различны?

   - Давайте сразу исключим какую-то коррупционную составляющую или заинтересованность, это уже необъективная экспертиза. Вообще же, эксперт – это калькулятор. Он получает определенные данные, закладывает их и выдает результат. Результат зависит от того, какие данные предоставлены. Если они будут полными, если будет возможность осмотреть само место происшествия, автомобили, тогда и результат будет без погрешностей и наиболее приближенный к реалиям.

О пользе видеорегистратора и фотоаппарата

   - ГИБДД в будущем планирует указывать в справках о ДТП координаты широты и долготы места, где произошла авария. Эту информацию инспекторы будут получать с навигационной системы ГЛОНАСС. Насколько это реально, и чем облегчит  участь участников аварии?

   - Если каждый сотрудник ГИБДД получит такой прибор – будет очень здорово! Обеспечить техническую составляющую вполне реально. Сейчас многие водители ездят с GPS-навигатором, который выдает координаты местоположения автомобиля. Я думаю, что-то подобное будет и у полицейских. Но результат будет зависеть от точности прибора, потому что погрешность в плюс-минус пять метров – очень существенна. Эта идея хороша для сбора статистики и составления топографического плана ДТП. Если мы будет иметь такой план, то будем иметь руководство к действию по организации безопасного движения.

   - Насколько полезная и нужная штука – видеорегистратор?

   - Это очень нужная и полезная вещь. У меня он есть, и всем водителям  советую его поставить. Потому что это мой свидетель.  Лично я пропагандирую стиль защитного вождения. Но независимо от того, как ты ездишь, от ДТП не застрахован никто.  Если произошло столкновение на перекрестке, никто потом не может дать ответ, кто на какой сигнал светофора ехал. Ни один эксперт, ни одна экспертиза. А видеорегистратор всегда выдаст правдивую картинку. Особенно в случае столкновений с «крутыми» машинами, водителями «с корочками», которые могут влиять на трактовку ДТП в их пользу,  видеорегистратор вам здорово поможет.

   - А ещё есть какие-то гаджеты, способные регистрировать и подтверждать детали аварии?

   - Сейчас появляются приборы наподобие «черных ящиков», способные фиксировать режимы движения автомобиля: скорость, какие водитель совершал манипуляции, поворачивал ли, давил ли на тормоз и т.д. Но эти техприборы ещё малочисленны и дороги, а видеорегистратор вполне доступен. Это ваш визуальный свидетель. Жаль только, что он вместе с водителем не может повернуть голову  и увидеть, что происходит в стороне.

   - Ваш совет эксперта. Произошло ДТП, если медпомощь никому не требуется, какие меры нужно предпринять в первую очередь, чтобы из потерпевшего не стать потом виновником?

- Чтобы обезопасить себя от неприятных последствий, надо зафиксировать на фото место ДТП, автомобили, их номера. Самое главное – зафиксировать положение автомобилей относительно какой-либо неподвижной точки с разных углов, с привязкой к объектам. Обязательно снять автомобиль второго участника. Самая распространенная ошибка – все бросаются фотографировать свой автомобиль. Ваш никуда не денется. А вот авто второго участника вы потом можете вообще не найти. Второй момент: подписывая составленные работником ГИБДД документы, внимательно их прочитайте, просмотреть схему ДТП, все проставленные размеры. И прикиньте, сможете ли вы потом эту схему воспроизвести самостоятельно.

   - С каждым годом движение, особенно в городе, становится всё сложнее. Что вы можете посоветовать тем, у кого возникают частые проблемы на дорогах?

   - У нас при Автотехническом центре есть курсы защитного вождения. Многим знакомы курсы экстремального вождения. Так вот, защитное вождение можно назвать его антиподом. Мы учим не выкручиваться из ситуации, в которую попали. А наоборот, как в эту ситуацию не попасть. По статистике 90% всех ДТП являются предотвратимыми, т. е. те, при которых водитель не предпринял всех необходимых мер, чтобы его избежать. Защитное вождение – это стиль, при котором водитель, независимо от действий других участников дорожного движения и при любых обстоятельствах, снижает вероятность возникновения ДТП.

Беседовала Наталья СПЕКТОРОВА

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram