Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Соцпакет № 31(522) от 10.08.16

Ручная работа

Стоит ли покупать товары вне магазинов

, 08:38

Ситуации, когда в двери квартир и домов звонят некие люди и предлагают купить у них определённый товар, возникают довольно часто. У многих появляется вопрос о законности такой торговли и о том, как не оказаться обманутым, приобретая что-либо у таких продавцов. «Аргументы недели» разбирались в том, насколько рискованно совершать покупки вне привычных магазинов и палаток.

Всё по закону 

Как пояснил «АН» адвокат Алексей Салимулин,в целом так называемая разносная торговля незаконной не является. Этот термин содержится в Национальном стандарте,определяющем термины и определения в сфере торговой деятельности, и трактуется как мелкорозничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой точки в процессе непосредственного контакта продавца с покупателем (на улице, в транспорте или на дому). Таким образом, те, кто ходит с товаром по домам и организациям или предлагает что-то приобрести в автобусах и поездах, в целом действуют в том же «правовом поле», что и сотрудники стационарных магазинов. Покупатели же, в свою очередь, защищены Федеральным законом от 07.02.1992 2300-1 «О защите прав потребителей».

«В обществе широко распространено мнение, что «коробейники», занимающиеся разносной торговлей, обязательно продают или контрафактную продукцию, или продукцию по гораздо более высоким ценам, чем она может стоить в магазинах, – комментирует А. Салимулин. –На самом деле это не так. Некоторым коммерческим организациям выгоднее отправлять продавцов-курьеров по адресам, чем арендовать для торговли помещения, оплачивая целый штат сотрудников магазина. Не исключено, что цены на товар в этом случае могут быть ниже, поскольку фирма не платит за аренду магазина и оплату его сотрудника, а оплачивает лишь труд продавца, ходящего по адресам, и работников склада».

Не попасть впросак 

Тем не менее, как подчёркивают эксперты-юристы, покупателю товаров у разносчика стоит быть предельно внимательным и владеть информацией о том, как должен вести себя и чем должен располагать продавец, чтобы быть полностью уверенным в его добросовестности, а также о том, что в случае неприятностей покупатель защищён законом. Во-первых, такой продавец должен иметь при себе личную карточку с подписью представителя торгующей организации и её печатью. Также у него должен быть заверенный организацией прейскурант, в котором указываются наименования и цены на предлагаемые товары. Все эти документы покупатель имеет полное право потребовать и изучить. Во-вторых, торговец должен владеть достаточно широкой информацией о продаваемом товаре и по требованию обязан сообщать её. К такой информации по «непродовольственному ассортименту относятся: наименование товара, сведения об основных потребительских свойствах и о соответствии требованиям технического регулирования, правила использования, данные о гарантийном сроке, срок годности, а также полное наименование и адрес организации или индивидуального предпринимателя – продавца или изготовителя. Вся названная информация должна быть предоставлена на русском языке. Наконец, специалисты призывают помнить, что при разносной торговле покупателю обязаны передать товарный чек, в котором указаны наименование товара, сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара. Чек должен быть подписан представителем продавца.

«Обязательно требуйте чек, – подчёркивает А. Салимулин. – В противном случае вы вообще не докажете, что действительно покупали конкретный товар у конкретного продавца. В то же время товарный чек не выдаётся при покупке продовольственных товаров у разносных торговцев, поэтому, покупая бутылку лимонада или мороженое, надо быть внимательным».

Располагая информацией о продавце товара и имея в распоряжении товарный чек, гарантийный талон и иные документы, покупатель товара может действовать в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», предпринимать определённые шаги в случае возникновения конфликтных ситуаций. Например, потребовать от продавца, в случае выявления недостатков товара, которые не были оговорены продавцом заранее, замены на товар без недостатков, снижения стоимости или возврата уплаченных средств. Также можно настаивать на возмещении расходов, понесённых вследствие эксплуатации некачественного товара. Если договориться не получится, стоит обращаться в Роспотребнадзор. В случае, когда будет установлено, что жалоба на продавца является обоснованной, его могут привлечь к ответственности в установленном законом порядке.

Дополнительный аргумент

Продавать способом разносной торговли разрешено далеко не все товары. В частности, согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 №55 запрещается разносная торговля оружием, лекарственными средствами, ювелирными изделиями, компьютерным обеспечением, аудио- и видеопродукцией. Также к такой продаже «допущен» довольно ограниченный перечень продовольственных товаров. Сюда относятся мороженое, безалкогольные напитки, кондитерские и хлебобулочные изделия в упаковке изготовителя.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram