Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Соцпакет № 3(444) от 29.01.2015

Три пишем, два в компьютере

, 22:06

Уже несколько лет подряд Минобрнауки пытается перевести взаимодействие педагогов и учеников исключительно в электронный формат, заставив отказаться от бумажных дневников и классных журналов в пользу их компьютерных аналогов. Пока в полной мере это удалось сделать разве что в Москве и Санкт-Петербурге, где «виртуальные» дневники и журналы уже довольно давно стали обыденностью. В остальных регионах дело обстоит далеко не так радужно.

В большинстве российских школ система электронных дневников и журналов была введена не в качестве замены, а как дополнение к традиционным бумажным. Объяснялось это, как ни парадоксально… нестабильностью компьютерной системы,которая якобы в любой момент может зависнуть или «съесть» данные. Так и повелось: для надёжности по старинке использовались привычные журналы и дневники, для демонстрации приверженности новым технологиям – их цифровые аналоги. В результате ситуация оказалась довольно странной. От ведения бумажной документации (и, в частности, от довольно строгих требований по заполнению журналов, на которое уходит довольно много времени) школы не отказались, одновременно с этим возложив на педагогов обязанность дублировать данные на компьютере. Пока такая система сохраняется в очень многих школах страны. Например, в г. Чебоксары (Чувашия), где электронная система внедрена в 64 школах, от ведения бумажной документации пока полностью отказались меньше десятка.

Не прибавляет оптимизма и ситуация с компьютеризацией российских школ. О персональном устройстве у каждого педагога, которое к тому же доступно ему непосредственно в школе на рабочем месте, многие учебные заведения страны пока могут только мечтать. В результате работа по выставлению электронных оценок в подавляющем большинстве случаев «переехала» к педагогам домой, убавив и без того мизерное свободное время. Держать в штате человека, который отвечал бы конкретно за электронный документооборот, также может позволить себе далеко не каждая школа.

«В моём кабинете стоит компьютер, но во время собственных уроков у меня не всегда хватает времени, а в перерывах там ведут занятия другие учителя, – рассказывает Ирина Яковлева, преподаватель истории и обществознания одной из школ Московской области. – В принципе выставлять оценки можно в кабинете информатики, но школа работает в две смены, и там постоянно идут уроки. Так что выход один – заниматься этим дома. Однако времени на то, чтобы ежедневно садиться за компьютер и выставлять полученные детьми оценки, мне хватает далеко не всегда. Поэтому иногда в электронный журнал приходится выставлять отметки за несколько дней, а то и за неделю сразу. Поэтому, увы, в некоторых случаях об оперативном доступе родителей к информации об успеваемости чада говорить не приходится».

К сожалению, не приходится пока говорить и о технической стабильности системы. Например, даже в «продвинутой» Москве с сентября прошлого года не прекращаются мытарства, связанные с переводом системы электронных журналов и дневников на единый городской сервер. Из-за постоянно возникающих проблем технического характера оценки то исчезают, то путаются, то вовсе превращаются из пятёрок и четвёрок в неведомые «девятки». Родители, для которых система и создавалась (разработчики упирали прежде всего на возможность беспрепятственного доступа к отметкам и домашним заданиям), постоянно жалуются на сложности регистрации в системе и периодические проблемы с входом на сайты. Наконец, как бы авторы идеи ни упирали на безопасность и защищённость системы, от взлома дневники всё равно не застрахованы. Ещё помнится скандал 2008 года в Ульяновске, когда технически продвинутые подростки буквально «снесли» все защиты и в мгновение ока поголовно стали круглыми отличниками. Словом, пока система, к сожалению, вызывает больше вопросов, чем ответов.

Дополнительный аргумент

Электронные дневники и журналы стали не только предметом для дискуссий в образовательном сообществе, но и источником вполне реального коммерческого интереса огромного количества фирм, строящих бизнес в сфере информационных технологий. Продавать школам пространство на электронных ресурсах и обеспечивать техническую поддержку проектов готовы очень многие. Однако чиновники зачастую настороженно относятся к «коммерсантам» и предпочитают не иметь с ними дела. Что последних, безусловно, весьма расстраивает.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram