Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Соцпакет № 1(442) от 15.01.2015

Давайте рассуждать!

Какие темы российские выпускники предпочли на итоговом сочинении

, 17:47

На днях российские одиннадцатиклассники узнали результаты итогового сочинения – предвыпускного испытания, которое было введено по личной инициативе президента В. Путина и в этом году впервые прошло в масштабе всей страны. По данным ведомства, с испытанием успешно справились приблизительно 93% школьников. Получившие незачёт смогут повторно написать сочинение в феврале или мае.

Отметим, что приблизительные темы сочинений были известны ещё в сентябре, когда школьникам и педагогам озвучили пять тематических направлений. Направления выглядели максимально общими: «Недаром помнит вся Россия…» (200‑летний юбилей М.Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь», «Чем люди живы?». В этих рамках давались конкретные формулировки – свои для каждого часового пояса, чтобы исключить «обмен данными». Отдельные темы были сформулированы даже для 11 выпускников северокурильских школ, которые живут в обособленном часовом поясе. Школьникам предложили темы: «Какие проблемы в произведениях Лермонтова наиболее интересны для вас?», «Сохранить человечность на войне (по страницам литературы XIX–XX веков)», «Способна ли природа давать подсказки человеку?», «Что может помешать отцам и детям понять друг друга?», «Чем опасна свобода без ограничений?».

Надо отдать должное организаторам экзамена: темы и впрямь были составлены так, что «пересечений» практически не возникало. Например, в Самарской области в рамках «военного» направления школьникам предложили порассуждать на тему «Жди меня, и я вернусь..: Любовь и война», а юные жители Сахалина и Якутии выбравшие данное тематическое русло, корпели над вопросом «Почему тема войны не уходит из литературы?». Одиннадцатиклассникам, выбравшим творчество Лермонтова в качестве «объекта для анализа», пришлось размышлять о том, «Почему герои М.Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви?» (Кемеровская область, Красноярский край, Тыва, Хакасия), «Чем творчество М.Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?» (регионы со «столичным» временем) и даже «Как противостоять ударам судьбы? (по одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)» (Челябинская, Курганская, Пермская, Тюменская, Оренбургская, Свердловская области, ХМАО, ЯНАО).Любители природы писали про «Зимние пейзажи в творчестве русских писателей»(тема символично досталась Новосибирской, Омской, Томской областям, Алтайскому краю и Республике Алтай) и о том, «Как природа помогает понять мир человеческих чувств?» (Иркутская область, Бурятия, Забайкальский край).

После подведения итогов выяснилось, что «пальму первенства» забрали темы по войне  большинстве регионов этим направлениям отдавали предпочтение примерно 50% учеников), а наименее популярным оказалось «лермонтовское» направление. Исключением стали разве что уже упомянутые Северные Курилы, где 8 из 10 «сочинителей», успешно получивших зачёт, отдали предпочтение именно творчеству Лермонтова. Тем не менее, например, в Тамбовской области большинству завтрашних выпускников показалось интересным порассуждать на тему «Что важней: любить или быть любимым?». Словом, как выяснилось, собственные эмоции и чувства волнуют завтрашних студентов не меньше, чем перипетии военных лет.

Любопытный аргумент

Примерно за неделю до сочинения, в конце ноября, в одной из социальных сетей появились предложения о покупке тем итогового сочинения. В подтверждение их подлинности ушлые дельцы предлагали некий «документ» якобы аккурат из Федерального центра педагогических измерений (ФИПИ), который является главным организатором «сочинительного» процесса. За доступ к информации предлагалось заплатить всего 500 рублей. Сколько простодушных выпускников и их родителей купилось на уловку – неизвестно, но с заявлением о недостоверной информации представители ФИПИ выступили довольно оперативно. Тем не менее подлинные темы, которые для каждого часового пояса обнародовались за 15 минут до начала экзамена, в Сеть раньше времени не попали, и представители Рособрнадзора после окончания испытательной кампании не без гордости заявили, что утечек удалось избежать.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram