Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Соцпакет № 43(181) от 29.10.2009

Самый продажный закон

, 18:44

Депутаты Государственной думы готовят ко второму (и решающему) чтению проект закона «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ». Документ обещает стать революционным: до сегодняшнего дня внутренняя торговля в РФ оставалась «рыночным заповедником», вмешиваться в жизнь которого государство избегало.

Корень зла

Разработчики закона уверены, что все беды российской торговли, в том числе завышенные цены в магазинах, - результат некорректных взаимоотношений между производителями продукции и теми, кто эту продукцию продает. «Сегодня часть сегмента розничной торговли монополизирована крупными сетевыми компаниями, которые диктуют поставщикам и покупателям свои условия, - констатирует Евгений Федоров, депутат Государственной думы, глава Комитета по экономической политике и предпринимательству. - Так, сетевики сегодня заставляют платить за право вхождения в их магазины, оттягивают оплату взятого на реализацию товара, устанавливают немыслимые накрутки. Проблема монополизации существует и в среде поставщиков. Крупные компании, готовые выполнять условия сетей, не пускают на рынок мелких производителей, которые, возможно, готовы предложить более дешевый товар, но не всегда могут платить огромные суммы за вхождение в сеть. В результате мы имеем не слишком широкий ассортимент на прилавках и завышенные цены».

Законодатели рассчитывают победить нездоровый монополизм с помощью ряда ограничений для торговых сетей. Как рассказал старший научный сотрудник Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Вадим Новиков, предполагается ввести государственное регулирование наценок, ограничить скидки на оптовые партии, запретить взимать плату за право продавать товар в магазинах сети, установить предельный период отсрочки платежа за взятую на реализацию продукцию. Также в законопроекте есть статья, которая запрещает сетевикам, торгующим продуктами питания, чей оборот превышает 1 млрд. руб. в год, открывать новые магазины на территории муниципального образования, если доля магазинов сети среди всех торговых точек равна 25%. Теоретически все эти меры должны сработать на поддержку малого бизнеса как в торговле, так и в производстве. В Думе предполагают, что предприниматели благодаря новому закону смогут легче открывать новые магазины и без труда продвигать свою продукцию на рынок.

Идем на поправку

Принятый в первом чтении законопроект вызвал бурю нареканий. Сетевики боятся оказаться «на коротком поводке», поставщики опасаются появления «теневых» тарифов на право работать в сети, а малый бизнес не видит в новом законе никакой очевидной для себя выгоды.

«Я считаю, что закон о торговле самой торговой сфере абсолютно не нужен, - высказывает свою точку зрения начальник юридического отдела розничной сети «АБК» Алексей Черкасов. - Торговля стабильно развивалась и без государственного вмешательства. До кризиса она была на первом месте по экономическому росту среди других отраслей. Законопроект протолкнули российские производители, которые сейчас оказались в сложной ситуации. В результате Госдума решила им помочь за счет «наезда» на розничные сети. По-моему, это нечестно».

По словам Светланы Авдашевой, доктора экономических наук, профессора Высшей школы экономики, даже если бонусы отменят, малый бизнес в массе своей в сетевую торговлю не пробьется. «Действительно, сейчас все поставщики официально платят магазину за то, чтобы их товар там продавался, - рассуждает Авдашева. - Известные бренды платят «за вход» символические суммы, производители продукции не слишком известных или новых марок - побольше. Важно то, что благодаря такому механизму доступ к магазинным полкам теоретически может получить любой. Разработчики не учитывают важный нюанс: когда плату (так называемый бонус) отменят, главным фактором при выборе поставщика для магазина станет деловая репутация производителя. И магазин легко переключится на закупку исключительно «брендовой» продукции, не имея никакого резона брать на реализацию товар неизвестной мелкой фирмочки».

«Запрет на бонусы сработал бы только в том случае, если бы поставщикам было куда податься помимо торговых сетей, - развивает тему Федор Борисов, генеральный директор Ассоциации «Рускулинария», объединяющей производителей продуктов питания. - Несетевая розница в России сегодня совершенно неразвита. И, насколько я знаю, никаких мер для ее развития закон не предусматривает».

Несмотря на то что проект еще будет дорабатываться, уже сейчас очевидно: закон рассчитан явно не на потребителей, уставших от высоких цен в магазинах. Например, ограничение на размещение объектов торговли приведет к тому, что в городах перестанут появляться сетевики с низкими ценами - всевозможные «Копейки», «Пятерочки» и «Дикси». Зато чиновники получат дополнительный рычаг давления на торговые сети, одновременно приобретая дополнительную «кормушку».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram