Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Владивосток → Соцпакет

Фестиваль – это просто фестиваль…

, 10:27

Послесловия горожанина к фестивалю «Меридианы Тихого»

Кажется, пять дней город шумел: «Кинофестиваль- кинофестиваль!!. А вы ходили на «Любовь»? Говорят, её минкульт запретил, а у нас вот показали… А китаец этот, вот что он этим сказать хотел?.. Погодите, он ещё первую премию получит!..» И вот наступила пятница, 18, день торжественной церемонии закрытия и раздачи слонов. Мероприятие, которое, судя по приглашению в кармане, обещало быть глубоко светским и даже гламурным. Ещё бы – дресс-код требовал от мужчин не более, не менее, чем «блэк-тай»; ну, или, в крайнем случае, «национальный костюм». «Блэк-тай» или «чёрный галстук», это – кто не сталкивался – смокинг с бабочкой, или очень парадный костюм с галстуком. Всю дорогу до оперного театра опасался, что мой «тай» не особенно «блэк». Но поскольку альтернативой был национальный костюм овцепаса из Вайоминга, приходилось надеяться, что  прав Салтыков-Щедрин, и строгость российских законов смягчится и в этом случае необязательностью их исполнения.

Ещё на подходе к «звёздной дорожке» за спинами многочисленных полицейских, охранявших мероприятие, я увидел только один смокинг – это был смокинг приятно улыбавшегося художественного руководителя фестиваля Ефима Звеняцкого. Прочие джентльмены были в пиджаках разных милых расцветок, от чёрного до голубого, не всегда в галстуках, а кое-кто даже и в джинсах (национальном костюме вайомингских овцепасов, который я так легкомысленно отверг). Справедливости ради надо заметить, что потом попались на глаза и ещё несколько смокингов, но никто не носит их лучше Ефима Семёновича, и даже не спорьте! Дамы, которым дресс-код разрешал вечернее платье, тоже подошли к делу креативно, почётная гостья фестиваля британская актриса Джулия Ормонд – вы, разумеется, не помните её по таким фильмам, как «Сибирский цирюльник» и «Молодая Екатерина» – похоже, решила перестраховаться и пришла в чёрном брючном костюме. Остальные выражали себя в диапазоне от леггинсов до хиджаба. За движением киносветил по ступеням лестницы оперного театра, затянутым ультрамариновым ковром, зорко следили горожане и гости Владивостока.

Возникновение на «звёздной дорожке» губернаторского сына с женой немного скандализовало неокрепшие умы стоявших рядом со мной гражданок: «А чего это он здесь? Звезда, что ли?» Вот не знали гражданки, что в России провинциальных кинофестивалей больше 50 и чего там только не случается! Вон у соседей в Благовещенске на фестивале «Амурская осень» (тоже, кстати, 13-м по счёту) 80-летний Джигарханян с молодой подругой объявился, а 70-летний Валерий Баринов дотанцевался до того, что чью-то жену на пол уронил. А тут – «сын»!  Ну, сын, ну, с женой! Он же не вместо отца приехал. А вместо губернатора была как раз дама в каком-то сказочном серебристо-бирюзовом платье до пят, вице-губернатор Заболотная Т.В. И она тоже прошлась по звёздной дорожке между двумя рядами девочек-барабанщиц в  голубых пилотках, синих матросских костюмах и белых сапогах-чулках. Поднимавшийся с ней по затянутым синим ковром ступеням оперного театра  председатель жюри нынешнего кинофестиваля Валерий Абдрашитов был в лазоревой рубашке без галстука, видимо, чтобы не выбиваться из общей цветовой гаммы.

Гости шли по звёздной дорожке долго. Гостей было много. Всё-таки на 13-х «Меридианах» были представлены фильмы из 45 стран. И создатели многих из них добрались-таки до Владивостока. А кроме того ведь на фестивалях бывают ещё и критики, и модели, и чиновники, и фотографы, и рекламщики, и тусовщики, и представители общественных организаций. Они тоже любят иногда пройтись по звёздной дорожке. Собственно, а почему бы и нет? Для стороннего глаза даже режиссер, сценарист и продюсер из Сингапура Энтони Чен  мало чем отличается от оператора и режиссера из Таиланда Сайомпху Макдипрома. А уж прочих радуют узнаванием только ближайшие родственники. Так или иначе, гости, добравшись до верха «звёздной дорожки», позировали фотографам и телеоператорам  на фоне некой конструкции с символикой фестиваля, а потом скрывались внутри театра, в так называемой «гостевой зоне». Это, в сущности, такой VIP-буфет, отделённый от остального фойе опять-таки щитами с символикой фестиваля. Там, никем не беспокоимые, они пили вино и закусывали всякой деликатесной мелочью. Я даже посмотрел на это минут 10 с площадки второго этажа. Но стоявший рядом господин в костюме вдруг сказал: «Вы кто?» На что я ответил: «А вы кто?» Он: «Я – служба безопасности». «А я по приглашению». «А здесь нельзя стоять», – сообщил он. «Боитесь, что я их убью?» – спросил я. «Не боюсь», – ответил храбрая служба безопасности. На этом сверкающий остроумием диалог завершился, я отошёл,  нельзя – так нельзя. Может, им просто неприятно, что кто-то сверху смотрит, как они бесплатно питаются. Жалко только, что после этого пришлось долго слушать, как две гражданки – специально они ко мне приставлены были, что ли, жизнь отравлять?! – обсуждали прическу «вон той девушки в чёрном». Когда, наконец, с опозданием в полчаса пришло время войти в зал, не было уже никакого желания выяснять, кто станет победителем. Положа руку на сердце, простому владивостокцу, который ходит на фестивальные показы ради экзотики и потусоваться, это всегда было малоинтересно. Благословенные погоды нашего сентября (в этом году прямо на редкость!) и шикарный праздничный повод встретиться со знакомыми – вот что такое «Меридианы Тихого» для рядового зрителя. Если он, конечно, не местный деятель культуры. Или не студент, которому «загордяк» знать, что награду жюри «За лучшую режиссерскую работу» получил фильм «Тень позади Луны» филиппинца Чжуна Роблеса Лана, приз зрительских симпатий «За лучший российский фильм» – «Норвег» Алёны Званцовой, а приз Юла Бриннера – девочка Сима из российского фильма «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой. Приз жюри НЕТПАК также завоевал фильм «Тень позади Луны». Эту же ленту отметили и наградой  жюри ФИПРЕССИ «За лучший полнометражный фильм». А  лучшим короткометражным фильмом жюри ФИПРЕССИ назвало киноленту «Заклинатель прилива» режиссера Аликса Дункана из Новой Зеландии. Приз «За лучшую мужскую роль» получил актёр Кристиан Феррер за фильм «600 миль» (режиссер Габриэль Рипштейн, Мексика, США). Приз «За лучшую женскую роль» достался актрисе Лорне Джей Рейс за фильм «Тень позади Луны». А вот специальный приз жюри получил фильм «Объятия змея» режиссера Сиро Герра, Колумбия. Гран-при кинофестиваля за лучший полнометражный фильм взяла лента  «Брат Дэян» режиссера Бакура Бакурадзе (Россия, Сербия). Лучшим короткометражным фильмом признали «Возвращения Эркина» (Мария Гуськова, Россия).  

В сущности вся церемония закрытия существует для того, чтобы донести до публики эти простые сведения. Самое досадное, что публика считает себя обязанной на это эмоционально реагировать – смотреть, как делаются умильными лица тех самых культурных гражданок в соседних креслах при вручении наград неизвестным им людям, было утомительно. Высказывание Татьяны Заболотной  в том духе, что следующий год в России будет Годом кино и хорошо бы по этому поводу развернуться вовсю с будущим фестивалем, не так ли господа потенциальные спонсоры?, тоже не вдохновило, учитывая, как проходит в Приморье нынешний Год литературы. Единственное, что вызывало во мне живой интерес – как люди на сцене справляются с разными трудностями. Трудно вести церемонии во Владивостоке, если ты белорусский режиссёр, но двухметровый  Егор Климович с этим справился. Трудно признаться в добрых давних и неизменных чувствах к фестивалю, а потом повернуться задом к залу и сделать «селфи», но Рок Бриннер, сын знаменитого когда-то отца, справился с этим. Трудно держать на вытянутых руках бронзовую рынду, но парнишка в белой «капитанке» с этим справился. И трудно, конечно, ударить в рынду вдвоём, и символически закрыть 13-й Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого». Но с этим справились вице-губернатор Заболотная и председатель жюри Абдрашитов. Вообще, дорога фестиваля полна трудностями, и из зрительного зала мы, конечно, не видим, что фестиваль – это огромная работа организаторов, это волнующая веха в жизни кинематографистов, это богатый и сложный информационный повод для журналистов. Но всё же,  в конечном итоге, фестиваль – это просто фестиваль; он проходит, как чужая свадьба. И ты вежливо говоришь «спасибо» гостеприимным родственникам брачующихся и идёшь делать свои дела и жить своей жизнью.

- Бери «блэк-тай», иди домой. Авось ещё встретимся!

Иван ЮЩЕНКО

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram