Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шоу-бизнес № 10(501) от 16.03.16

Чтобы не было «Аварий»…

, 09:11

Наши артисты не только ярко блистают на звёздном небосклоне, как правило, они ещё и отличные предприниматели. Многие звёзды понимают – популярность и любовь зрителей не вечна, а собственное дело – это стабильный доход и уверенность в завтрашнем дне. Они становятся рестораторами, модельерами, издателями… Выпускают парфюмерию и леденцы с собственными именами.

Конечно, открыть в себе предпринимательскую жилку удаётся не каждому. Но наши артисты трудностей не боятся и пробуют себя в бизнесе. Правда, некоторые предпочитают это не афишировать. Впрочем, для нашего издания всё же делают исключение и делятся успехами и проблемами.

Сегодня гость «Аргументов недели» – солист группы «Дискотека Авария», а по совместительству владелец крупнейшей московской сети «Химчистка №1» Алексей СЕРОВ.

– Каким образом человек с таким прошлым – артистическим, оригинальным – пришёл в бизнес? Как это получилось?

– Бэкграунд мой не только артистический, у меня есть хорошее образование. Я окончил Ивановский государственный университет по специальности «правоведение», фактически пять лет проработал юристом. В университете проходил практику в прокуратуре. У меня есть достаточно серьёзный опыт и с точки зрения менеджмента. В шоу-бизнес я вообще ушёл из юриспруденции.

А предпринимателем стал просто потому, что пришло время. Хотелось что-то создать, было интересно. И вот получился такой проект. Изначально я думал, что буду выступать просто как инвестор. Но в дальнейшем стал лично управлять компанией. Фактически создал её с нуля.

– Почему выбрали именно этот вид бизнеса?

– Долгая история, изначально это был бизнес-план. Он мне понравился, и я стал инвестировать. И уже шаг за шагом всё это выстроилось в большую компанию – у нас сейчас работают 200 человек. В компании три фабрики и 20 подразделений. Надеемся, что не остановимся в росте.

– А доля на рынке у вас какая?

– В Москве примерно 10%.

– Получается, фактически вы – лидер рынка?

– Да. Это так. Мы одни из лидеров в своём сегменте – прачка, химчистка и сопутствующие услуги. В том числе ателье, ремонт обуви. Также у нас ещё есть дочерняя компания HOMECARE. Она специализируется на уборке домов, квартир.

– Клининг?

– Да. Сейчас мы открываем ещё одно направление бизнеса. Это так называемый Coffee-point, или эспрессо-бар. Создаём компанию. Называться будет она «КОФЕ & МОLОКО» Первая точка откроется на базе одного из наших подразделений на Кутузовском проспекте, дом №9. В случае положительной динамики по бизнесу в дальнейшем под этим именем мы будем делать сеть кофеен.

– Вы говорите «моего бизнеса». У вас 100% доли бизнеса или есть какие-то партнёрские отношения?

– Что такое «один»? У меня есть специалисты, которые занимаются определёнными направлениями. Есть финансисты, экономисты, бухгалтерия, технический отдел. Есть и косвенные партнёры.

– То есть вы не только владелец, вы ещё и топ-менеджер, организатор?

– Я решаю стратегические вопросы. Но, естественно, не один это делаю – поскольку считаю, что в любом бизнесе, как и в творчестве, всё-таки коллективный разум лучше. Да, есть какие-то идеи, которые приходят тебе в голову. Но в то же время их нужно всё равно согласовывать со специалистами, которые, естественно, твои идеи просчитывают, каждый шаг проверяют.

– Алексей, а вы же занимались каким-то бизнесом до «Дискотеки Авария»?

– Как и все предприниматели, я что-то пробовал. В 90-х годах был юристом, начальником юридической службы Ивановского комбината искусственной подошвы. Параллельно учился в университете. На комбинате работало больше тысячи человек, так что опыт управления у меня сложился достаточный. Что касается экономических познаний, они у меня, конечно, не были такими глубокими. Но для этого есть специалисты, с которыми я советуюсь.

– Сложно, наверное, совмещать бизнес с выступлениями на эстраде? Ведь шоу-бизнес отнимает очень много времени.

– Да, мы иногда гастролируем. Просто надо систематизировать себя. А главное – дисциплинировать. Это нелегко, но можно. Ведь фактически я не нахожусь на работе с утра и до вечера. У меня нет необходимости в этом. Такое, может, было важно в процессе создания компании. Тогда я тратил больше времени на управление. Сейчас это уже не нужно. Есть люди, которые у меня здесь работают, управляют, скажем так.

– Что приносит вам больше дохода: концертная деятельность, гастроли или бизнес?

– Любой правильно выстроенный бизнес даёт доход. «Дискотека Авария» – правильно выстроенный бизнес. И «Химчистка №1» – тоже правильно выстроенный бизнес. Так что всё даёт доход.

– Это очень интересно: часто кажется, что совмещать такие нагрузки – бизнес и гастроли – просто невозможно.

– Нужно уметь делегировать. Вы не можете заниматься всеми делами одновременно, сидеть сразу на четырёх стульях. Нужно делегировать управление бизнесом. Естественно, требуются специалисты и люди, которым ты будешь доверять. В определённый момент тебе нужно довериться той команде, на которую ты ставишь, и ждать результата.

– Менеджмент, сразу видно, у вас на уровне. А что касается технологических процессов? У вас практически всё производство находится в одном месте, рядом с офисом?

– Помимо фабрики на Рябиновой есть ещё большой цех на улице Дорохова, там 500 кв. метров. И также есть ещё две мини-фабрики – на «Красногвардейской» и на «Кутузовской».

– А в самом технологическом процессе вы лично разбираетесь?

– Да, от начала и до конца.

– Специально учились для этого бизнеса?

– Я продаю услугу, поэтому должен разбираться… Хотя бы поверхностно должен знать. Стал понимать, что такое прачка, химчистка. Начал разбираться в видах химии. Есть КВЛ, есть «Перхлор». Кроме того, лично езжу на различные выставки. Знаю владельцев, руководство фабрик, заводов, которые производят оборудование.

– Вы сами заказывали оборудование?

– Проще работать через агента. Но я знаю производство, могу лично сделать замечание по любой машине, в том числе и по глажке, и по химчистке. А работаем мы в основном с немецкими, бельгийскими и итальянскими партнёрами.

– Российские компании не производят такие машины?

– К сожалению, нет.

– Как вы считаете, со временем в России будут производить подобную технику?

– В принципе такое производство перспективно, но это достаточно серьёзные инвестиции. А в России очень дорогие деньги. Если в Европе вы можете создать какую-то производственную базу и получить кредит на 10, 20, 30 лет под нормальные 5–6%,
то у нас минимум 17–18%. Как же будет развиваться предпринимательство в России, если деньги такие дорогие? На чём зарабатывать? Бытует мнение у населения, что средние предприниматели – это хапуги, ларёчники. Но на самом деле я – производственник. Мне нравится созидать. Да, деньги имеют значение для любого человека, но мне нравится создание чего-то. Я просто знаю, что если делаешь всё правильно, то деньги – они придут сами по себе. Например, в группе «Дискотека Авария» я продюсировал клипы. Также и здесь мы создаём. Создали цех, производственную цепочку. Мне это нравится. Если ты прилагаешь все усилия, то у тебя получится и заработать деньги. Кроме того, в моём бизнесе есть и социальная нагрузка. Я знаю, что у меня работают 200 человек, у них семьи. Я за них ответственен.

– Кроме дорогого кредита какие ещё проблемы есть у бизнеса в Москве, в России?

– У всех разные проблемы. Если взять отношение властей к бизнесу, хочется сказать – просто не трогайте предпринимателей, не мучайте их. На самом деле в России много людей, которые могут прекрасно зарабатывать и создавать возможности, новые рабочие места. Просто не надо мешать. Только не трогайте, не бейте! Лежачего не бьют. По большому счёту у нас условия хорошие для того, чтобы всё работало. Да, деньги дорогие, но это потому, что мы привязаны к доллару.

– А проблем с квалифицированными кадрами у вас нет?

– Конечно, есть. Кадры – вообще системная проблема в нашей стране. Раньше у нас было среднее образование, ПТУ, техникумы. Сейчас этого нет. Специалистов на уровне среднего звена очень мало, фактически мы сами обучаем людей на местах. Наша страна продаёт нефть, это классно! Как будто, кроме этого, ничего не существует. Но средней прослойке, тем людям, которые могут создавать те же химчистки и любые другие мелкие и средние компании, им же нужны работники. Их нужно где-то обучать, как раньше в ПТУ. Нужны слесари, электрики. Этих специалистов по большому счёту не так много. В моей-то компании, слава богу, с кадрами всё хорошо. Есть россияне. Если есть иностранцы, то только с разрешением на работу, и их не больше 2%. Ведь государству главное – «поймать» кого-то. Нет чтобы помочь. Проблема в том, что чиновники не чувствуют себя теми людьми, которые на самом деле находятся на наёмной работе. Хотя я – гражданин, и я нанимаю их посредством выбора тех же депутатов. Хотя, по идее, они ответственны передо мной и обязаны понимать, что должны делать максимально для меня, а не только для себя. Вот это важно. Самое главное – пока эта психология не поменяется у чиновников, ничего не поменяется. Так они и будут на нас смотреть, как будто мы им должны, а на самом деле они нам должны.

– Этот многолетний комплекс системных мер нужен для того, чтобы менталитет изменился.

– Это должно быть волевое решение. Кого? Царя-батюшки. У нас же ручное управление. С одной стороны, мы слышим, что «кошмарить» бизнес не надо. А с другой стороны, сносят ларьки. Законно или незаконно. Но у многих из их владельцев есть документы, понимаете? Есть свидетельство о праве собственности. У нас по Конституции право собственности ни у кого нельзя забрать. А их просто раздолбали. Как так, право собственности – это фундаментальная основа государства! Да, может быть, незаконно кто-то дал им разрешение. Но это другой вопрос. В любом случае есть правила, которые должны быть для всех априори. То есть власти должны были получить решение суда и в соответствии с решением суда сносить. По Конституции. Иначе тогда никакие правила не работают. Почему властям это можно? Ведь предприниматели тогда скажут: а почему и нам нельзя по-другому? Правила для всех одинаковые – это самое главное. Каждый должен понимать, что есть правила, по ним нужно жить. Иначе – хаос.

– Но в той же Европе, в Испании в частности, тоже был прецедент, например, когда построили за взятки дома на побережье моря. Мэра, который выдал на это разрешение, посадили. Дома снесли бульдозерами, хоть и по решению суда.

– Понимаете, есть чёткие правила. Никто не может оспорить решение суда. Почему именно в одну ночь надо было всё сносить? Именно сейчас. Кто-то поковырял в носу и решил это? Не говорю, что я за то, чтобы все эти павильоны были на этих местах, нет. Но есть правила, которые действуют для всех, в том числе и для чиновников. И прежде всего – для чиновников! Для них существует понятие «публичное право». Оно должно быть в рамках, которые чётко определены. В юриспруденции есть частное право, а есть публичное. Вот чиновники за рамки публичного права не могут выходить. Им разрешено только то, что написано конкретно – от и до. Нам как частным лицам можно всё, что не запрещено, а им можно только то, что написано! Если это не написано, значит, извините, вы не можете выходить за рамки.

– Будем надеяться, всё начнёт меняться. Может, постепенно, и граждане, и чиновники станут более сознательными. Но для этого нужно прикладывать огромные усилия всем, в том числе и предпринимателям.

– А нам доказывают что-то. Самое страшное, все думают: эти предприниматели барыги, наживаются на гражданах, так им и надо.

– Ну это уже имидж предпринимателей. У нас не очень позитивный, мягко говоря, имидж предпринимателей в стране. Его нужно менять, наверное.

– Конечно, но это очень долгий процесс…

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram