Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шоу-бизнес № 35(173) от 03.09.2009

В гробу и в белых тапочках

, 21:15 , Музыкальный критик

Военные технологии

Шоу-бизнес с его эффектными шоу, продюсерами и звездами появился еще в Древнем Риме, где тысячелетия назад наибольшей популярностью пользовались бои гладиаторов. «Зрелищность, красочность, яркость, обилие эффектов - наличие этих составляющих всегда гарантировало успех мероприятию, - говорит историк и писатель Валентина Димитрова. - В Средневековье к этим приемам прибегали бродячие актеры, скоморохи». Когда в XX веке миром стала править рыночная экономика, в культуре, как и в любой другой сфере, появились «спрос» и «предложение». Для удовлетворения вкусов изыскивались все новые способы развлечений.

Чтобы выделиться из общей массы артистов, предприимчивые продюсеры даже пошли на сговор с военными. Благодаря этому в концертных программах стали использоваться лазеры, изначально созданные для военных. Одними из передовиков по внедрению на сцену «военных технологий» были группа Space и Дидье Маруани. В середине 80-х они отправились в большой мировой тур и тогда же и подсадили на световые спецэффекты шоу-бизнес. Заехали музыканты и в СССР. Тогда-то наши меломаны, взращенные целомудренной советской эстрадой, впервые увидели, какими могут быть звук и оформление концерта.

Позднее мастер-класс по шоу нашей поющей братии преподавали многие мировые дивы. Но настоящим «культурным шоком» и ориентиром для многих артистов стало шоу Майкла Джексона. Певец летал по сцене на ракете, ездил на танке. А световым эффектам вообще не было числа. К подобным сценическим «фишкам» приценивались многие наши знаменитости, но на столь серьезную постановку шоу никто из них так и не решился раскошелиться.

Игры со смертью

Зато нашлись более экономичные и эпатажные варианты, чтобы затащить публику на концерт. Наши звезды решились пощекотать нервы публики своими играми со смертью. Одним из «первопроходцев» такого концертного эпатажа в нашей стране был Борис Моисеев. В его программе 1993 г. «Борис Моисеев и его леди» он исполнял песню «Эгоист»... лежа в гробу! Разгорелся нешуточный скандал,  публика толпами понеслась на концерт, чтобы своими глазами увидеть этого поющего смельчака.

Позднее эту фишку переняла у него Лолита Милявская. Правда, она еще развлекалась тем, что «расчленяла» смелых зрителей установленной на сцене гильотиной. Говорили, будто бы некоторые номера для программы она купила у самого иллюзиониста Копперфильда. Поэтому если бы «замануха» не сработала, певице это влетело бы в копеечку. Но трюк удался, и Лолита триумфально «сделала» коллег и собрала кассу. Возможно, эти игрища и прижилась бы на нашей глянцево-попсовой сцене, но ходили слухи, что на Лолиту и Бориса после этих провокаций посыпались различные несчастья - то чуть самолет не разбился, то другая опасность. В общем, суеверная эстрада побоялась перенимать их эстафету.

Деньги решают все

Концертное шоу для любого серьезного артиста - демонстрация не только своего профессионального подхода к делу, но и статуса. Несолидно артисту, претендующему на звание короля поп-сцены, выходить на «концертный променад» с парочкой декораций и одним кордебалетом. На эксцентрике и креативе здесь тоже далеко не уедешь. А статус требует вложений. За последнюю пятилетку самым пафосным шоу в плане финансового размаха и использования высоких технологий выделились Анита Цой и Филипп Киркоров. Говорят, что их концертные амбиции - настоящий фонтан, картины из дыма, дождь - обошлись каждому из них в миллионы долларов. Ходят слухи, что ради шоу Филипп Бедросович влез в очень большие долги, с которыми до сих пор не может рассчитаться. Но зато в финансово-концертном споре из российских коллег их до сих пор никто не перещеголял. Но азарта добавил...

Говорят, что давняя конкуренция между Басковым и Киркоровым чуть не довела Николая до финансового краха. В разгар экономического кризиса певец тоже представил публике очень дорогостоящий концертный проект. И хоть он и решился вложить в свое шоу чуть меньший бюджет, нежели его «статусные коллеги», критики назвали его самоубийцей. Согласитесь - потратить 1 млн. евро в наши дни - весьма отчаянный поступок. Но с серьезной обкаткой своих «амбиций» по провинции Николай не поехал. Дороговато как‑то и не нужно. В вопросе статуса ведь главное что? Пустить пыль в глаза столичной публике и коллегам.

Грядущие Помпеи...

Безусловно, шоу-индустрия - сложный институт, напичканный множеством схем. Но давайте не забывать главный его принцип - расширить зрительскую аудиторию и сделать ее своим постоянным потребителем. Задача не из легких. Ведь затраты на полноценную концертную программу во много раз превышают сумму, которую артист получит от кассового концерта.

Как показал нынешний «чес» - в этом летнем сезоне полноценной работы не было практически ни у кого, кроме Григория Лепса и Аллы Пугачевой. И то надо делать скидку на то, что нынешние сольные концерты Примадонны - важное событие в рамках нашей страны. Как-никак, прощальная гастроль. Остальные знаменитости отрабатывали достаточно убогие сольники с полупустыми залами. И это неудивительно. Артисты привыкли экономить на своем зрителе, а он в свою очередь учится экономить на артисте. «Сегодня публика лучше накопит денег и приедет на шоу Мадонны и Бритни Спирс, чем выберет Фриске с двумя танцовщицами, - уверен Дмитрий, тур-менеджер столичного концертного агентства. - В этом сезоне халтура и дешевый пиар не сработали вообще. Аудитория стала более требовательна. Разве что молодежь пока еще всеядна и продолжает делать кассу «Ранеткам», «Бис», Максим. Но это тоже скоро кончится». Возможно, поэтому даже такой серьезный артист, как Дмитрий Хворостовский, изменил своим принципам и, чтобы собрать зал этой осенью, готовит откровенную провокацию. Шоу Хворостовского и Крутого обещает удивить даже искушенного зрителя. Помимо вспыхивающих языков пламени, воздушных гимнастов - зрителя готовится шокировать и сам Дмитрий. Говорят, певец продемонстрирует свое обнаженное тело. Кстати, в поддержку этого шоу уже был снят скандальный видеоклип. В нем артист щеголял с обнаженным торсом и что есть дури лупил плетью миловидную девицу. Разумеется, после такого и цена на билеты будет соответствующей - до 17 тысяч рублей.

Остальные отечественные сольники готовятся с меньшей помпой, а некоторые и вовсе могут быть отменены. Сделать сольное шоу сегодня - крайне смелый поступок. А вот заслужит ли он в итоге уважение - решать будет публика.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram