Сахалин

№ 5(547) от 9.02.17 [«Аргументы Недели Сахалин», Олег Петров ]

Чем занимаются сахалинские учёные
Археологи

08.02.2017 00:02:11

Ко дню российской науки мы решили узнать, что происходит с наукой на Сахалине и в каких областях нам стоит ждать открытий.

Останки древних людей

Без прошлого нет будущего. Сахалинские археологи приоткрыли тайны своих находок и рассказали, как процесс исследования артефактов приводит к научным открытиям.

– В течение прошлого года под руководством Александра Можаева проводили археологические раскопки на Итурупе, – рассказывает кандидат исторических наук, заведующий археологическим музеем Вячеслав Грищенко. – В новейшей истории это были самые масштабные раскопки на Курильских островах. В ходе полевых работ нашли стоянку эпохи неолита – это целый пласт островной культуры. Ещё одно серьёзное исследование нашей лаборатории – определение границ объектов археологического наследия. Для этого провели пресс­тур совместно с министерством культуры, по окончании которого определили границы 50 памятников археологии. Но на этом работы не заканчиваются, ведь в области около 1700 памятников археологии, требующих изучения.

В прошлом году наш отряд работал в Макаровском районе, где нашли пару стоянок. Одна из них, предположительно периода раннего неолита, находится в районе бухты Тихая. Похожие стоянки раскапывали в 2006–2007 годах в районе села Пугачёво. Это очень интересная находка, поскольку связана с установлением приморского образа жизни на островах.

В Тымовском районе археологи обнаружили более ранние стоянки эпох палеолита и каменного века. Эти редкие находки – целое событие для Дальнего Востока.

Сотрудничают сахалинские учёные и с зарубежными коллегами. В 2011 году совместно с шотландцами исследовали керамику раннего и среднего неолита. Собрали необходимую информацию, но статья с результатами исследований выйдет только в этом году. Правда, публикация будет в одном из лучших британских археологических журналов.

Редкие  животные

Вышедшее в этом году обновлённое издание Красной книги (том «Животные Сахалинской области») – очередной вклад в науку сахалинских биологов. В книге содержатся рисунки животных, птиц и рыб, их описание, есть карты мест обитания. Над книгой работали учёные в течение четырёх лет.

Кстати, список редких видов постоянно сокращается, происходит это по разным причинам. К примеру, в этот раз были исключены птицы, случайно залетающие на остров. Исчез из книги и сахалинский речной рак, который долгое время считался уникальным видом, но оказался всего лишь популяцией рака Шренка. Нет здесь и редкого вида летучей мыши – восточного нетопыря. Единственный экземпляр был добыт на Сахалине ещё в 1914 году, после он исчез из поля зрения учёных, решили, что оказался на острове случайно.

Ещё одной заслугой биологов считается создание биотехнопарка при институте естественных наук СахГУ. Его открыли ещё в 2015 году, с тех пор здесь многое поменялось, теперь это полноценное жилище для морских обителей.

– Мы наблюдаем за жизнью морских организмов, живущих у нас постоянно, – рассказывает доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии естествознания Валерий Ефанов. – У нас содержится как молодь, так и взрослые особи устрицы гигантской, морского ежа, трепанга, рудитапеса, трубача, камчатского краба. Изучаем технологические приёмы по искусственному выращиванию всех перечисленных видов.

Робототехника    для школьников

Уроков информатики ученикам первого лицея недостаточно, теперь они с особым интересом на дополнительных факультативах создают самых настоящих роботов. Этот процесс интересен не только детям, но и самим педагогам. Наставники с учениками не жалеют свободного времени для азартного увлечения.

– Ребята учатся выполнять эскизы конструкций, составлять компьютерные программы для робототехнических устройств, – рассказывает учитель информатики Владимир Атянин. – Они уже создают машины из специального конструктора и проводят их испытания. Здесь важно всё – как двигается робот по прямой, как поворачивает в указанном месте. Раньше работали с уже готовыми деталями, но сегодня пытаемся сами собирать роботов с нуля.

Школьники изучают робототехнику, самостоятельно разрабатывают компьютерные игры и программы. А ученики первого лицея даже подготовили видеокарту острова, куда нанесли населённые пункты, дороги и нефтепровод.

Чтобы продолжить чтение номера, оформите подписку

Годовая подписка на газету за 490 руб.

- или -

Купить этот номер за 25 руб.

*Подпишитесь на газету и получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес