«Бог спас их руками безбожников»

Версия для печати: «Бог спас их руками безбожников» 22 мая 2008, 13:19 [«Аргументы Недели», Сергей НЕХАМКИН ]

«Бог спас их руками безбожников»

Умберто Нобиле

 НА ДИРИЖАБЛЕ кроме итальянцев – членов экипажа были чешский физик Ф. Бегоунек и шведский геофизик Ф. Мальмгрен. На другой день, 24 мая, «Италия» достигла Северного полюса. Но на обратном пути 25 мая оболочка обледенела, заглох один из моторов. Дирижабль шел уже над самым льдом. В конце концов, гондола  зацепилась за торос и разломилась. Часть людей и груза выпали. Моторист Памелла погиб. Дирижабль снова взмыл, унеся шесть человек, оставшихся на борту (группа Александрини). Их тела не найдены до сих пор.

 На льду оказались 9 человек, включая самого Нобиле. При аварии он сломал руку и ногу, механик Чечиони – ногу, Мальмгрен – руку. Среди выпавших грузов нашлись штурманские приборы, немного продовольствия, аварийная рация и палатка. Палатку облили красной краской из сигнальных шаров – так приметнее среди снегов (и «красная палатка» стала символом событий). Удалось определить координаты, подать SOS.

 Однако надежды, что морзянку, посылаемую по маломощному передатчику, кто-то услышит, было немного. Два офицера, Ф. Цаппи и А. Мариано, решили идти к Шпицбергену (160 км от места аварии), надеясь встретить там охотников-промысловиков. Опыта полярных переходов ни тот, ни другой не имели, и Мальмгрен пошел с ними. По пути он погиб. Цаппи и Мариано продолжили путь, но вскоре окончательно выбились из сил.

 Тем временем, через десять дней после аварии, в СССР деревенский любитель-коротковолновик Н. Шмидт случайно поймал сигнал со льдины. На другой день SOS принял и московский радиолюбитель И. Палкин. Заработала международная спасательная команда: 18 кораблей и 21 самолет (первый в мире опыт подобного сотрудничества). При разных обстоятельствах во время поисков погибли еще семь человек – итальянцы, французы, норвежцы. В этом списке – великий норвежский путешественник Р. Амундсен.

 Главную роль в спасении Нобиле и его товарищей сыграла советская экспедиция на ледоколе «Красин», возглавляемая замечательным ученым-полярником Р. Самойловичем. Совершая беспримерный ледовый поход, «Красин» принял на борт людей из «красной палатки», а также Цаппи и Мариано. Мир тогда потрясло мужество советского летчика Б. Чухновского и его экипажа. Обнаружив с воздуха погибавших Цаппи и Мариано, группа Чухновского вскоре сама потерпела аварию, но потребовала в радиограмме: в первую очередь идите не к нам, а к ним.

 В «красной палатке» к моменту спасения уже не было Нобиле: незадолго до того его вывез шведский летчик Э. Лундборг.

 Из литературы, посвященной эпопее «красной палатки», выделим документальную повесть известной журналистки Э. Максимовой «Красная палатка» и «Красный медведь» и исследования покойного ныне З. Каневского. Элле Максимовой от «АН» отдельная благодарность за консультации, а Зиновия Каневского нельзя не вспомнить. Этот поразительный человек, сам полярник, когда-то потерял в Арктике руки, но стал блестящим летописцем ледовых подвигов. Тот нечастый случай, когда автор – под стать своим героям.

«Нобилеада». Некоторые подробности

 

 – О чем ты мечтала все эти годы? – спросил Нобиле.

 – Увидеть тебя. А ты?

 – Увидеть полюс.

Адрес страницы: http://argumenti.ru/history/n132/37672
© 2006-2010 Аргументы.ру (http://www.argumenti.ru/)
Rambler's Top100