Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Владивосток → Правовед № 33(575) от 24.08.2017 13+

Корысть и закон

, 08:34

Коррупция появилась отнюдь не вчера и совсем не в наших пределах. Впрочем, вряд ли это может нас успокоить. Ведь сегодня общепризнано, что эта беда стала чрезвычайно серьёзной социально-экономической проблемой,  мешающей развиваться стране и умножать её человеческий капитал.

Впрочем, как показывают многочисленные социологические опросы и исследования, в обществе к коррупции относятся весьма по-разному. Так, в особые моменты жизни, например, при необходимости получить неэлементарные медицинские услуги себе самому или близкому родственнику, при устройстве ребёнка в детский сад, школу, вуз, при сборе каких-либо судьбоносных справок или документов многие не считают чем-то зазорным, а тем более преступным дачу взятки. Большинство считает, имея в виду себя дающих, это вынужденным, а значит простительным поступком.  А вот коррупция — это уже преступление, она непростительна (это говорится о берущих). Особенно резко люди высказываются в адрес высокопоставленных чиновников, которым по должности и общественному статусу должно быть образцом честности и неподкупности. Между тем, законодательством Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарную ответственность. Еженедельник «Аргументы недели. Приморье» в рамках проекта «За порядок без взяток», реализуемого при поддержке администрации края, обратился в прокуратуру с просьбой ещё раз напомнить читателям о мерах ответственности. Вот что рассказала старший помощник прокурора Приморского края Виолетта Дорожкина.

Старший помощник прокурора Приморского края Виолетта Дорожкина

 

За деяния, сопряжённые с коррупционными проявлениями, можно понести как административную, так и уголовную ответственность. В целом всё зависит от тяжести и характера совершенных нарушений.

Исходя из смысла, который придал законодатель понятию «коррупция», любое так или иначе связанное с экономической сферой нарушение всегда должно рассматриваться на предмет коррупционной составляющей.

Действующим законодательством под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Самыми распространенными среди преступных деяний коррупционной направленности являются получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации) и дача взятки (статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Вопреки устоявшемуся мнению, взятка – это не только получение денежных средств. К взятке относится получение должностным лицом лично или через посредника ценных бумаг, иного имущества либо оказания ему незаконных услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно общее покровительство или попустительство по службе.

Уголовный закон позволяет суду применять различные виды наказания за получение взятки (без квалифицирующих признаков) – от штрафа до лишения свободы. Так, санкция части 1 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) предусматривает наказание от штрафа размере до одного миллиона рублей, в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 2 лет, или в размере до 50-кратной суммы взятки, либо исправительных (принудительных) работ, либо лишения свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 20-кратной суммы взятки или без такового.

Также предусмотрено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью в течение установленного судом срока.

Более строгое наказание понесут лица, занимающие государственные должности, и главы органов местного самоуправления – вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет с соответствующими штрафами.

Квалифицирующими признаками такого преступления является совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжённое с вымогательством взятки, в крупном и особо крупном размере. Срок лишения свободы за такие преступления может быть до 15 лет.

Что касается взяткодателей, то дача взятки должностному лицу лично или через посредника может обернуться для гражданина наказанием в виде штрафа в размере до 500 тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от 5-кратной до 30-тикратной суммы взятки, либо исправительными или принудительными работами, либо лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом и лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

Если взятка передается группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в крупном и особо крупном размере, а также с целью совершения должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия), то взяткодатели могут быть наказаны лишением свободы на срок до 15 лет.

Посредникам максимально грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет.

В июле прошлого года в Уголовный кодекс Российской Федерации введена новая норма (статья 291.2) для так называемых «мелких взяточников»: за дачу взятки в размере, не превышающем 10 тысяч рублей они могут быть подвергнуты штрафу в размере до 200 тысяч рублей или наказаны до одного года лишения свободы.

Законодатель предусматривает возможность для лиц, давших взятку, и посредников во взяточничестве, быть освобождёнными от уголовной ответственности при условии, если они активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления. Также снисхождение может получить либо лицо, после совершения преступления добровольно сообщившее о даче взятки в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Как следует из отчёта прокуратуры Приморского края о результатах надзорной деятельности за первое полугодие 2017 года, из выявленных за этот период времени 162 коррупционных преступлений более половины связаны со взяточничеством.

При этом отмечается рост на 17,5 % количества выявленных фактов получения взятки, посредничества во взяточничестве.

Также отмечается рост количества выявленных фактов получения взятки в значительном размере – 9 случаев, 7 фактов в крупном размере, 5 – в особо крупном.

Средний размер дачи взяток возрос с 305 тысяч рублей до почти 4 миллионов рублей, средний размер полученных взяток также увеличился – с 30 тысяч рублей до 3,3 миллиона  рублей, посредничества во взяточничестве – почти до 2 миллионов рублей.

В целом средний размер взяточничества (дача, получение и посредничество) увеличился со 152 тысяч рублей до 3 миллионов рублей.

Как сообщает Управление правовой статистики прокуратуры Приморского края, при осуществлении надзора за исполнением антикоррупционного законодательства за первое полугодие 2017 года органами прокуратуры края выявлено 4 504 нарушения. К дисциплинарной ответственности привлечено 505 должностных лиц, по материалам прокурорских проверок органами предварительного расследования возбуждено 6 уголовных дел. В суды общей юрисдикции и арбитражный суд направлен 81 иск на общую сумму 7,8 миллиона рублей.

В связи с выявленными прокурорами нарушениями, связанными с неисполнением обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений, в том числе в связи с предоставлением недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по мерам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 238 должностных лиц, в том числе 25 лиц, замещавших муниципальные должности, уволены в связи с утратой доверия.

В суды направлено 73 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 82 обвиняемых. Сумма ущерба, причинённого указанными преступлениями, составила 107 миллионов 803 тысячи рублей.

Так, в марте текущего года приговором Первореченского районного суда во Владивостоке осуждены взяточник и посредник. Первый получил наказание в виде 12 лет лишения свободы со штрафом в 10,5 миллиона рублей и с лишением права занимать руководящие должности в государственных и муниципальных организациях на срок 9 лет. Посредник в даче взятки осуждён на 11 лет лишения свободы со штрафом в 8 миллионов рублей и с лишением права занимать руководящие должности в государственных и муниципальных организациях на срок 7 лет.

Как установлено в судебном заседании, директор Приморского филиала Всероссийского центра карантина растений при посредничестве должностного лица Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области получил часть взятки от заранее оговоренных двух с половиной (2,5) миллионов рублей за оказание содействия в выдаче заключений об отсутствии в продовольственной продукции вредных организмов. Такие заключения являлись бы в последующем основанием для оформления и выдачи фитосанитарных сертификатов.

«Нельзя не отметить иные составы преступлений, которые могут быть признаны коррупционными, – обращает внимание старший помощник прокурора края Виолетта Дорожкина. – Это такие как злоупотребление и превышение должностными лицами своих полномочий, это статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации. Такие преступления совершаются из корыстной заинтересованности и влекут нарушение охраняемых законом интересов общества или государства».

Кроме того, также могут иметь коррупционную составляющую мошенничество, присвоение либо растрата чужого имущества, ответственность за которые предусмотрены частями 3 статей 159 и 160 Уголовного кодекса. Виновные лица в этом случае лишаются права занимать определённые должности или заниматься опредёленной деятельностью, либо должны будут выполнять принудительные работы. Лишиться свободы можно на срок до 10 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

Также за коррупционные правонарушения предусмотрена административная ответственность. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) насчитывает более 20 коррупционных составов.

Например, статья 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Что такое вознаграждение? Это незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Размеры административных штрафов за совершение таких правонарушений значительны. Юридическое лицо заплатит до трёхкратной суммы незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав, но не менее одного миллиона рублей. При этом обязательно должна быть применена конфискация предметов правонарушения.

Так, только в первом полугодии 2017 года по постановлениям прокуроров пять юридических лиц, признанных виновными в передаче должностным лицам незаконного вознаграждения от их имени, подвергнуты штрафу на общую сумму 4 миллиона рублей.

Наиболее распространённым правонарушением является незаконное привлечение к трудовой деятельности бывших государственных или муниципальных служащих, за которое по инициативе прокуроров в первом полугодии 2017 года 24 лица привлечены к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ (15 должностных лиц и  9 юридических лиц). Виновным назначены штрафы на общую сумму свыше одного миллиона рублей.

Также Федеральным законом «О противодействии коррупции» предусмотрены определённые ограничения для бывших государственных или муниципальных служащих, например, в течение двух лет после увольнения со службы они обязаны при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

В некоторых случаях работать бывший чиновник вправе только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Ответственность по названной норме может наступить в виде административного штрафа для граждан в размере до 4 тысяч рублей, на должностных лиц – до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – до 500 тысяч рублей.

Александр СЫРЦОВ

 

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram