Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика № 025(466) от 9.07.2015

Китайский слон в нашей посудной лавке

, 16:26 , Главный редактор АН

Жесточайший политический кризис Евросоюза, связанный с греческим референдумом, заслонил собой действительно грандиозное событие в мировой политике. Это встречи лидеров стран ШОС и БРИКС, которые пройдут на этой неделе в столице Башкирии Уфе. Оба межгосударственных союза объединяют две трети населения Земли, обладают крупнейшим ядерным арсеналом и совокупной экономической мощью, опережающей все остальные межгосударственные союзы «по интересам». Такие как ЕС и НАТО.

Понятно, что Россия как в ШОС, так и в БРИКС не является единым лидером, но шансы на это самое лидерство зависят только от нас самих. В первую очередь – от экономической политики правительства. Но пока о нашей экономике говорить нечего (свою импотенцию его члены уже начали объяснять кризисом в Греции). А вот о политической составляющей уфимской встречи в верхах сказать можно.

Начнём с того, что в Уфе пройдёт очередная встреча президентов России и Китая. Понятно, что В. Путин вновь постарается заручиться поддержкой Пекина в затянувшемся противостоянии Москвы с Западом. Это особенно важно сейчас, накануне государственного визита лидера КНР Си Цзиньпина в США. Она пройдёт сразу после празднования в Пекине 70-летия победы Китая над Японией. На параде победы 3 сентября будет присутствовать и г-н Путин, а в колоннах военных будет маршировать российское воинское подразделение. Как ранее сообщали «Аргументы недели», сразу после парада товарищ Си отправится в Вашингтон, где пройдут его переговоры с Бараком Обамой. Вполне возможно, американцы предложат Китаю окончательно согласовать между двумя странами карту раздела сфер экономического влияния в мире. И это вполне правдоподобно. Товарооборот Китая с Россией равен лишь 2% общего китайского товарооборота. На первом месте стоят Евросоюз и США. У США основной торговый партнёр – Китай. Им есть что делить. А 12 июня этого года, аккурат в День России, Китай и США подписали соглашение о военном сотрудничестве, которое предусматривает проведение совместных учений.

Весьма характерен и такой пример. Китайские студенты ежегодно оставляют в вузах США от 30 до 40 млрд долларов в качестве платы за учёбу. При этом китайцы закупают у нас менее 10% своего потребления нефти и газа. В Анголе – 13% и более 51% в ближневосточных странах. То есть от нас практически не зависят. И что, спрашивается, В. Путин может предложить китайцам, чтобы они не поддались искушению «распилить» мир со своим главным торговым партнёром?

Но предложить есть что. Напомним, что в Шанхайскую организацию сотрудничества помимо России и Китая входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан (с оговорками). В Уфе в ШОС примут Индию и Пакистан. Все годы существования ШОС Москва искусственно тормозила его работу, чтобы Китай, пользуясь экономической экспансией в страны ШОС, не стал там единоличным лидером. Сегодня многое изменилось. Из-за нашей вражды с Западом Кремль стал усиленно пробиваться в Азию и взамен пустил Китай с его несметными деньгами на просторы бывшего СССР (в Россию они инвестируют копейки, и те никак не могут согласовать с нашими коррупционерами). Политика сдерживания Китая практически прекращена. Квинтэссенцией стала подписанная 8 мая декларация «Экономический пояс Шёлкового пути». Эта декларация открывает прямой путь Китаю в работу Евразийского экономического совета, где до сих пор мирно уживались Россия, Казахстан, Белоруссия и Киргизия. В эту нашу «посудную лавку» впущен китайский слон. В перспективе он вполне может стать локомотивом Евразийского экономического союза – аналога Евросоюза. Для начала.

Но, разворачивая ШОС в экономическом направлении, не стоит забывать, что она зародилась как организация по безопасности и сотрудничеству. В этом сейчас единственная возможность сделать китайцев настоящими союзниками. Дело в том, что в Китае проживает огромное число таджиков, узбеков, киргизов и других народностей бывшего СССР. Казахов, к примеру, даже больше, чем в самом Казахстане. Все эти народы, проживающие на окраинах Китайской империи, весьма подвержены радикальному исламу. Это совершенно благодатный «человеческий материал» для афганских талибов и головорезов из ИГИЛ.

Логика подсказывает, что пришло время создавать объединённые вооружённые силы стран ШОС. Они должны быть размещены на границах Узбекистана, Туркмении и Таджикистана с Афганистаном. Сегодня эту функцию выполняет российский 201-й погранотряд в Таджикистане. Но он не спасёт в случае кошмарного обострения ситуации. Тогда заполыхают Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, Киргизия, Казахстан и Узбекистан. На очереди окажутся наши Оренбургская, Тюменская, Омская области и Поволжье.

Менее перспективной пока остаётся работа БРИКС. В эту организацию помимо России входят Китай, Индия, Бразилия и Южная Африка. Пока она существует практически «на бумаге», но с огромным ресурсом на будущее. Для этого надо сгладить плохо скрываемую вражду между Индией и Китаем из-за войны 1962 года. Тогда погибли несколько тысяч человек с обеих сторон, и Индия потеряла часть своей территории. Не нравится Индии и Бразилии политика Китая по захвату местных рынков. Так что задача Москвы – сгладить эти противоречия, мирить бывших врагов. Но помнить при этом, что именно китайцы стали самыми равными среди равных на просторах Азии.

Поэтому в кругу единомышленников по ШОС и БРИКС «лучшим другом российского слона» должен стать «слон китайский». Это хорошая замена «болгарского слона» из старого советского анекдота, который давно сбежал от нас в немецкий зоопарк.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram