Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика № 17(155) от 29.04.2009

История Феникса

Оборонный комплекс Ирана возрождается из пепла

, 15:50

До основанья, а затем...

Иран и при шахе отнюдь не был «государством папуасов, умеющих делать для своей армии только каменные топоры». В стране имелся неплохой для Ближнего Востока ВПК, который мог обеспечить армию боеприпасами для артиллерии и стрелкового оружия и запчастями. Но большей частью при шахе оружие закупали. С 1947 по 1969 г. американцы поставляли в Иран военную технику в основном в рамках программы безвозмездной помощи, готовя из шахской армии «застрельщика» для войны с СССР. С 1970 г., когда финансовые возможности Ирана резко возросли, США стали снабжать Иран военной техникой на коммерческой основе. За 10 лет США продали Ирану оружия и военной техники на сумму почти 20 млрд. долларов.

Исламская революция 1979 г. привела к развалу и старой армии, и ВПК. Многие специалисты попросту сбежали из страны. Постепенно руководство стало вести более адекватную политику в данном вопросе, что сразу же дало свои плоды.

К концу 80-х годов военная промышленность Ирана была восстановлена и реформирована. По сравнению с 1975 г. количество военных предприятий к 1985 г. увеличилось более чем в 1,5 раза, число занятых на них - почти в два раза. Была воссоздана Организация оборонной промышленности, объединившая почти 40 военных заводов, несколько десятков ремонтных мастерских, а также около 12 тыс. частных предприятий различного масштаба, занимающихся военным производством.

Сегодня военная промышленность ИРИ включает практически все современные отрасли производства вооружения и военной техники: военно-химическую, ракетостроительную, авиационную, бронетанковую, артиллерийско-стрелковую, боеприпасную, кораблестроительную, радиоэлектронную и т.д. Иран утверждает, что способен производить большую часть вооружения и военной техники самостоятельно. Ставка на сотрудничество в этой области была сделана сначала на СССР (РФ), потом добавились КНДР, КНР, Белоруссия и еще ряд государств. Причем среди иранских официальных лиц стало модным выдавать любой образец, который испытывается в Иране, за «полностью свой». Там неплохо осознали смысл поговорки «без пиару нет навару» - учатся у своих «друзей» американцев.

С миру по нитке

Ярким примером заимствования является история с «иранской» скоростной подводной ракетой Hoot, которая в итоге оказалась нашей экспортной ВА-111Э «Шквал-Э», попавшей в Иран из КНР, где их покупали вполне официально. Американцы вместе с канадцами и немцами бились над созданием такой ракеты лет 20 и ничего не добились, а персы справились за 6 лет! Кто б поверил!

Также «своими» иранцы называют противокорабельные ракеты (ПКР). Такой ракетой во время 34-дневной войны в Ливане был поражен израильский корвет. На самом деле они являются лицензионными китайскими С-802 и С-701. Сами китайские ПКР в свою очередь клоны и развитие наших старых «Термитов» или французских «Экзосетов». Выпускаются в Иране и ПТУР. В том же Ливане отличилась копия нашей «Малютки-2». В 90-е иранцами была освоена лицензионная сборка, а потом и производство танка Т-72С, БМП-2, выпуск комплектующих к ним, разработан ряд машин на их базе. Ведется модернизация своих старых советских и китайских танков с оснащением их нашей динамической защитой, модернизацией систем управления огнем.

Из действительно собственной военной техники можно отметить семейство основных танков «Зульфагар», созданных на базе агрегатов для американских танков, нашей пушки и автомата заряжания. Получается что-то вроде изуродованного «Абрамса». Пока есть масса показов «Зульфагара» на парадах и видео, есть несколько модификаций машины. И чем дальше, тем приличней танк выглядит. Но до действительно серийной и освоенной войсками машины дело пока не дошло.

Иранцы достаточно часто копируют узлы и агрегаты целиком. Тут они многого достигли, наладив выпуск практически всего, что им поставляли при шахе. В том числе американских и итальянских вертолетов, самоходных артсистем, зенитных комплексов «Хок», морских артустановок, запчастей для самолетов F‑4F «Фантом-2» и F‑14A «Томкэт». На два последних, по некоторым данным, они ставят даже бортовое оборудование российского и китайского производства. Что же до истребителя F-5E, то его они скопировали целиком, модернизировали. В процессе участвовали и наши специалисты, установив наши двигатели РД-33 и РЛС. Эти двигатели стоят на МиГ-29, который у персов тоже имеется. Назвали сие творение «Азаракш» и пустили в серию. А недавно выпустили и сильно переработанную версию Saeqeh, больше размером, с новым крылом, двумя разваленными килями, с нашими моторами и РЛС. Назвав его чуть ли не «пятым поколением».

Есть в разработке и более совершенный истребитель Shafagh, внешне уже вполне современно выглядящий. Выпускаются и «беспилотники», один из которых недавно облетал американский авианосец в Персидском заливе. Есть и Су‑24МК и Су-25, частью - перелетевшие из Ирака во время войны 1991 года.

Основной ударной силой иранских ВМС под водой являются три наши «Варшавянки». Их собираются отправить в РФ на капремонт и модернизацию. А тем временем освоили производство малых подводных лодок, переработав северокорейский проект, который имеет изначально югославское происхождение.

В создании ракет и реактивных систем залпового огня (РСЗО) иранцы достигли больших успехов, активно сотрудничая с северокорейцами и китайцами. В настоящее время выпускаются РСЗО с дальностью стрельбы до 110 км. Хотя по точности и эффективности это, конечно, не знаменитый «Смерч».

Баллистические ракеты, от которых якобы собираются защищаться американцы с помощью своей ПРО, тоже имеют «сборное» происхождение. Они разработаны совместно с северокорейцами на базе советских образцов, в первую очередь знаменитого «Эльбруса» (SCUD). На данный момент дальность наиболее дальнобойных образцов Shahab-3D составляет около 2000 км.

Разрабатываются и ракеты с дальностью до 4500 км. Технологически эти системы достаточно примитивны как в плане надежности, точности, так и в плане преодоления ПРО. Тем не менее определенную опасность они представлять могут. Главным образом они являются средством сдерживания Ираном того же Израиля. Израильтяне сами обладают вполне реальным ядерным арсеналом примерно в 100 зарядов. Вполне возможно, что примитивные комплексы средств преодоления ПРО иранцами уже разрабатываются.

В сухом остатке

За минувшие со времен исламской революции 30 лет ВПК Ирана совершил колоссальный рывок вперед. Пусть с иностранной помощью и используя лицензионный выпуск, а порой и беззастенчивое копирование чужих образцов, но своих целей персы добились. Их ВПК сумел обеспечить свою армию вооружением, производимым дома. Вполне надежного и освоенного, начиная от автоматов и заканчивая авиацией и ракетами, что многие считали для них невозможным. Является ли Иран теперь одним из региональных центров силы, с которым нам лучше дружить? Да, конечно же. Является ли Иран угрозой России? Сомнительно. Миру? Вряд ли. Вот интересам США и Израиля, безусловно, да. Им хочется, чтобы Иран куда-нибудь провалился, оставив после себя нефть. Но возрожденная военная промышленность и армия Ирана вряд ли позволят это желание осуществить. Поэтому, видимо, придется «перезагружаться», торговаться, договариваться. Тем более что у Ирана есть сильный козырь - ситуация в Ираке, которую они контролируют лучше, чем сами американцы. Но это уже не тема данной статьи.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram